Способность человека к мышлению, помогающая выживать, делать открытия и осознавать себя и мир особым образом, всегда привлекала внимание психологов. В психологии под рефлексией понимают сложные мыслительные процессы, стремление постичь суть человеческой души.
Что такое рефлексия
Слово «рефлексия» или «рефлексус» с латыни переводится как внутренняя часть морского залива, зеркально отражающая волны. Человек проявляет свою личность, живя осознанно и применяя рефлексию.

Интересно, что ударение в слове «рефлексия» поставлено намеренно, чтобы отличить его от другого понятия в психологии с подобным звучанием (рефлекс). Изучением рефлексов занимался русский ученый Иван Павлов.
Определение термина в психологии
Рефлексия — основа практической психологии. Это умение позволяет человеку отличать себя от животных, так как кроме получения информации, человек способен ее оценивать.

Человечество знает этот феномен с давних пор, но термин для его обозначения появился сравнительно недавно.
Различные мыслители и исследователи искали точные выражения для описания этого явления, называя его по-своему.
- Аристотель – «мышление над мышлением»;
- Фома Аквинский — постижение духа писанного.
- Декарт – «свойство рациональности сознания».
Смысл рефлексии впервые изложил Джон Локк. Представлял он его метафорично: в сознании взрослого человека будто живёт маленький человечек и наблюдает за ним. В этом образе обозначены важные черты рефлексии как психологического метода.
Происходит несколько поэтапных процессов:
- фиксация ситуации;
- сравнение;
- Различение, выраженное знаками.
Раздвоение возникает, когда человек наблюдает за собой. Это сложный процесс, требующий различения факта и интерпретации. Для рефлексии необходимо объективировать внутреннее ощущение, вынести его за рамки субъективного.
Виды и формы
В зависимости от условий взаимодействия человека с окружением выделяют разновидности рефлексии.
- физической;
- интеллектуальной;
- сенсорной;
- духовной.
Существуют две формы рефлексии: внутренняя и межличностная. Межличностная реализуется только на трех уровнях – физическом, интеллектуальном и чувственном. Духовная рефлексия возможна лишь внутренней.
В детстве легче развивается межличностная рефлексия. Дети могут совместно анализировать проблемы, что облегчает процесс совместного размышления. Внутренняя рефлексия – это умение осознанно регулировать своё поведение и действия, формируется в старшем подростковом возрасте.
В психологии выделяют 3 направленности феномена:
- Оглядываясь на прошлое и анализируя собственный опыт.
- Направленная на конкретную ситуацию, эта модель использует прошлой и текущий опыт для решения актуальной задачи.
- проспективная рефлексия или осознанное планирование.
У ребенка преобладает любопытство к миру. В зрелом подростковом возрасте интерес обращается к собственной личности. Многое зависит от культуры общества, в котором человек живет. При отсутствии условий для развития личностной рефлексии уровень самосознания остаётся низким.
Проявление в детском возрасте
Обучая ребенка чему-то новому, важно его увлечь. Для превращения увлечения в значимый опыт, а не просто интересное событие, которое быстро забывается, нужна рефлексия.
Необходимо знать, как её организовать, когда сделать паузу и что предложить ребенку.

Для ребенка второго класса чтение и письмо пока не автоматизированы. Полностью сосредоточиться на тексте сложно. Записывание тезисов бессмысленно. Лучше применять яркие картинки и задавать вопросы к тексту.
Для того чтобы ребёнок научился планировать, оценивать итоги интеллектуальной деятельности и выбирать лучшую стратегию самообучения, нужно обучить его мыслить, демонстрируя на практике примеры рефлексии. Росту этого явления способствуют вопросы, направляющие внимание ребёнка на процесс совершения чего-либо.
В зависимости от получателя развития возможности рефлексивной практики происходит поэтапно. Необходимо учитывать возраст ребенка и навык, находящийся на уровне автоматизма, и подлежащий рефлексии.
Поведение личности в обществе
Препятствие, мешающее достичь цели, может спровоцировать размышления.

Человек пытается открыть дверь, но не может из-за того, что она открывается в обратную сторону. Понимание возникшей трудности и краткое прекращение действия – первый шаг к рефлексии.
В момент прекращения действия (зафиксированное состояние) выполняется комплексный разбор проблемы с выдвижением различных гипотез: «Дверь не открывается, потому что заперта или нужно толкать ее в другую сторону». Следующим шагом является проверка на практике теоретических предположений.
Интроверты чаще склонны к самоанализу и рефлексии, но развить это полезное умение может каждый. Осознавание различных аспектов личности и явлений действительности делает человека успешным, независимым и целеустремленным.
Примеры из жизни
Для понимания пользы рефлексии необходимо изучить сферы жизни, ей подверженные. Перечисленные понятия касаются личной сущности человека и прямо сказываются на возможности взаимодействия в обществе.

Мысли – основные элементы внутреннего мира, поток которых может подавлять сознание. Одновременно это важный инструмент для действия, но он может исчезнуть в нужное время. Способность управлять своими мыслями важна для сохранения работоспособности.
Чувства тела дают возможность оценить здоровье и состояние духа. Понимая сигналы своего организма, человек может заниматься предупреждением болезней. Следуя собственным ощущениям, ему проще определить подходящий образ жизни – динамичный или спокойный.
Эмоции — сигналы о внутреннем состоянии и обстановке вокруг человека. Непонимание себя приводит к утомляемости, конфликтам и проблемам со здоровьем. Comprehending one’s emotions is crucial for success in endeavors.
Проблемы — это трудности или конфликтные ситуации, разрешение которых требует усилий и навыков.
Обнаружение проблем на ранней стадии помогает найти оптимальный выход, что экономит время и энергию, приводя к успешному результату в сжатые сроки.
Когнитивные искажения искажают мышление. Автоматизируя повседневную деятельность, однако затрудняют решение нестандартных задач. Необходимо уметь контролировать и своевременно изменять свое поведение.
Когда имеющихся ресурсов не хватает для начала чего-то нового или решения проблемы, появляются трудности.
Психологические защиты – особенные свойства психики, помогающие уменьшить силу эмоций, влияние внешних факторов. Благодаря ним снижается напряжение, но и понижается объективность. Незнание своих защитных свойств приводит к конфликтам с окружающим миром.
Понимая свои потребности, можно обнаружить цель. Движение к цели или по пути достижения её приносит человеку счастье и процветание. Отсутствие понимания потребностей в свете имеющихся ресурсов приводит к депрессии. Правильная социальная рефлексия открывает возможность максимальной самореализации.
Рефлексия, как стиль жизни
Укажите ситуации, где рефлексия наиболее продуктивна.

Для размышления существуют четыре наиболее важных момента.
- Для достижения успеха нужно хорошо понимать свои мысли и чувства.
- Помехи, истощающие силы или вызывающие состояние подавленности, нуждаются в рассмотрении проблем и когнитивных отклонений.
- Для разрешения личных и рабочих разногласий важно учитывать психологические защиты, потребности и эмоции участников.
- Истощение, усталость, депрессия и невроз связаны с умением человека распознавать сигналы своего физического состояния, потребностей и имеющихся ресурсов.
Постоянная рефлексия — изматывающее занятие. Длительное её использование может привести к возвращению человека в обычные схемы мышления без его осознания.
Самоанализ приносит пользу в жизни.
- эффективное достижение цели;
- Коррекция заблуждающегося мышления и поведения.
- здоровое тело и дух.
Важно использовать умение анализа в разных сферах жизни. Следует выбирать темы размышлений, которые сейчас наиболее важны и связаны с текущей ситуацией. Развитие рефлексии всех типов с детства помогает повысить эффективность жизни.