Что такое рефлексия в психологии? Определение, типы, жизненные примеры

Способность человека к мышлению, помогающая выживать, делать открытия и осознавать себя и мир особым образом, всегда привлекала внимание психологов. В психологии под рефлексией понимают сложные мыслительные процессы, стремление постичь суть человеческой души.

Что такое рефлексия

Слово «рефлексия» или «рефлексус» с латыни переводится как внутренняя часть морского залива, зеркально отражающая волны. Человек проявляет свою личность, живя осознанно и применяя рефлексию.

Интересно, что ударение в слове «рефлексия» поставлено намеренно, чтобы отличить его от другого понятия в психологии с подобным звучанием (рефлекс). Изучением рефлексов занимался русский ученый Иван Павлов.

Определение термина в психологии

Рефлексия — основа практической психологии. Это умение позволяет человеку отличать себя от животных, так как кроме получения информации, человек способен ее оценивать.

Человечество знает этот феномен с давних пор, но термин для его обозначения появился сравнительно недавно.

Различные мыслители и исследователи искали точные выражения для описания этого явления, называя его по-своему.

  • Аристотель – «мышление над мышлением»;
  • Фома Аквинский — постижение духа писанного.
  • Декарт – «свойство рациональности сознания».

Смысл рефлексии впервые изложил Джон Локк. Представлял он его метафорично: в сознании взрослого человека будто живёт маленький человечек и наблюдает за ним. В этом образе обозначены важные черты рефлексии как психологического метода.

Происходит несколько поэтапных процессов:

  • фиксация ситуации;
  • сравнение;
  • Различение, выраженное знаками.

Раздвоение возникает, когда человек наблюдает за собой. Это сложный процесс, требующий различения факта и интерпретации. Для рефлексии необходимо объективировать внутреннее ощущение, вынести его за рамки субъективного.

Виды и формы

В зависимости от условий взаимодействия человека с окружением выделяют разновидности рефлексии.

  • физической;
  • интеллектуальной;
  • сенсорной;
  • духовной.

Существуют две формы рефлексии: внутренняя и межличностная. Межличностная реализуется только на трех уровнях – физическом, интеллектуальном и чувственном. Духовная рефлексия возможна лишь внутренней.

В детстве легче развивается межличностная рефлексия. Дети могут совместно анализировать проблемы, что облегчает процесс совместного размышления. Внутренняя рефлексия – это умение осознанно регулировать своё поведение и действия, формируется в старшем подростковом возрасте.

В психологии выделяют 3 направленности феномена:

  • Оглядываясь на прошлое и анализируя собственный опыт.
  • Направленная на конкретную ситуацию, эта модель использует прошлой и текущий опыт для решения актуальной задачи.
  • проспективная рефлексия или осознанное планирование.

У ребенка преобладает любопытство к миру. В зрелом подростковом возрасте интерес обращается к собственной личности. Многое зависит от культуры общества, в котором человек живет. При отсутствии условий для развития личностной рефлексии уровень самосознания остаётся низким.

Проявление в детском возрасте

Обучая ребенка чему-то новому, важно его увлечь. Для превращения увлечения в значимый опыт, а не просто интересное событие, которое быстро забывается, нужна рефлексия.
Необходимо знать, как её организовать, когда сделать паузу и что предложить ребенку.

Для ребенка второго класса чтение и письмо пока не автоматизированы. Полностью сосредоточиться на тексте сложно. Записывание тезисов бессмысленно. Лучше применять яркие картинки и задавать вопросы к тексту.

Для того чтобы ребёнок научился планировать, оценивать итоги интеллектуальной деятельности и выбирать лучшую стратегию самообучения, нужно обучить его мыслить, демонстрируя на практике примеры рефлексии. Росту этого явления способствуют вопросы, направляющие внимание ребёнка на процесс совершения чего-либо.

В зависимости от получателя развития возможности рефлексивной практики происходит поэтапно. Необходимо учитывать возраст ребенка и навык, находящийся на уровне автоматизма, и подлежащий рефлексии.

Поведение личности в обществе

Препятствие, мешающее достичь цели, может спровоцировать размышления.

Человек пытается открыть дверь, но не может из-за того, что она открывается в обратную сторону. Понимание возникшей трудности и краткое прекращение действия – первый шаг к рефлексии.

В момент прекращения действия (зафиксированное состояние) выполняется комплексный разбор проблемы с выдвижением различных гипотез: «Дверь не открывается, потому что заперта или нужно толкать ее в другую сторону». Следующим шагом является проверка на практике теоретических предположений.

Интроверты чаще склонны к самоанализу и рефлексии, но развить это полезное умение может каждый. Осознавание различных аспектов личности и явлений действительности делает человека успешным, независимым и целеустремленным.

Примеры из жизни

Для понимания пользы рефлексии необходимо изучить сферы жизни, ей подверженные. Перечисленные понятия касаются личной сущности человека и прямо сказываются на возможности взаимодействия в обществе.

Мысли – основные элементы внутреннего мира, поток которых может подавлять сознание. Одновременно это важный инструмент для действия, но он может исчезнуть в нужное время. Способность управлять своими мыслями важна для сохранения работоспособности.

Чувства тела дают возможность оценить здоровье и состояние духа. Понимая сигналы своего организма, человек может заниматься предупреждением болезней. Следуя собственным ощущениям, ему проще определить подходящий образ жизни – динамичный или спокойный.

Эмоции — сигналы о внутреннем состоянии и обстановке вокруг человека. Непонимание себя приводит к утомляемости, конфликтам и проблемам со здоровьем. Comprehending one’s emotions is crucial for success in endeavors.

Проблемы — это трудности или конфликтные ситуации, разрешение которых требует усилий и навыков.
Обнаружение проблем на ранней стадии помогает найти оптимальный выход, что экономит время и энергию, приводя к успешному результату в сжатые сроки.

Когнитивные искажения искажают мышление. Автоматизируя повседневную деятельность, однако затрудняют решение нестандартных задач. Необходимо уметь контролировать и своевременно изменять свое поведение.

Когда имеющихся ресурсов не хватает для начала чего-то нового или решения проблемы, появляются трудности.

Психологические защиты – особенные свойства психики, помогающие уменьшить силу эмоций, влияние внешних факторов. Благодаря ним снижается напряжение, но и понижается объективность. Незнание своих защитных свойств приводит к конфликтам с окружающим миром.

Понимая свои потребности, можно обнаружить цель. Движение к цели или по пути достижения её приносит человеку счастье и процветание. Отсутствие понимания потребностей в свете имеющихся ресурсов приводит к депрессии. Правильная социальная рефлексия открывает возможность максимальной самореализации.

Рефлексия, как стиль жизни

Укажите ситуации, где рефлексия наиболее продуктивна.

Для размышления существуют четыре наиболее важных момента.

  • Для достижения успеха нужно хорошо понимать свои мысли и чувства.
  • Помехи, истощающие силы или вызывающие состояние подавленности, нуждаются в рассмотрении проблем и когнитивных отклонений.
  • Для разрешения личных и рабочих разногласий важно учитывать психологические защиты, потребности и эмоции участников.
  • Истощение, усталость, депрессия и невроз связаны с умением человека распознавать сигналы своего физического состояния, потребностей и имеющихся ресурсов.

Постоянная рефлексия — изматывающее занятие. Длительное её использование может привести к возвращению человека в обычные схемы мышления без его осознания.

Самоанализ приносит пользу в жизни.

  • эффективное достижение цели;
  • Коррекция заблуждающегося мышления и поведения.
  • здоровое тело и дух.

Важно использовать умение анализа в разных сферах жизни. Следует выбирать темы размышлений, которые сейчас наиболее важны и связаны с текущей ситуацией. Развитие рефлексии всех типов с детства помогает повысить эффективность жизни.