Нарушения когнитивных функций указывают на существенное нарушение работы мозга. Больные испытывают трудности с адаптацией к обычной жизни и нуждаются в постоянной поддержке окружающих.
Что такое когнитивные нарушения
Когнитивные функции – ключевая часть работы нервной системы, отвечающей за понимание, восприятие и переработку поступающей информации, которая беспрерывно поступает в мозг из окружающего мира.

При сбоях данных функций человек зачастую не способен к самодостаточному и полноценному существованию из-за возникновения проблем с…
- Информацию пациент воспринимает, но не усваивает и не может вспомнить.
- Внимание рассеивается, выделение главного затруднено.
- Аналитические способности и умение делать выводы ухудшаются.
- В сложных ситуациях пациент полностью игнорирует поступающие сигналы из окружающей среды и не способен идентифицировать объекты по внешнему виду или осязанию.
- Большинство присвоенных способностей исчезает: рисование, письмо, чистка зубов, управление автомобилем, катание на велосипеде или коньках.
- Болезнь нарушает четкость речи. Человек теряет возможность ясно формулировать слова и строить предложения.
Жизнь людей с подобным заболеванием не приносит им удовлетворения.
Степени расстройства



Типы нарушений можно классифицировать по трем категориям с учетом их серьезности.
- В состоянии лёгкой формы наблюдается снижение памяти и концентрации внимания. Человек может забывать расположение своих вещей, испытывать трудности с поиском слов во время разговора, а также ощущать дискомфорт в непривычной обстановке. Умственные нагрузки быстро вызывают усталость. Это незначительно сказывается на профессиональной и социальной деятельности, но больной всё ещё способен самостоятельно осуществлять уход за собой.
- Люди с умеренными проявлениями болезни страдают снижением нескольких когнитивных функций. Забывчивость усугубляется, возникают проблемы с ориентированием, даже в знакомых местах. Мышление затруднено, поэтому больной нуждается в помощи в выполнении обыденных задач.
- Эта стадия называется деменцией. Больной полностью утрачивает ориентировку во времени, плохо помнит события и не может обслуживать себя без помощи. В тяжелых случаях человек теряет все психомоторные навыки и речь. Часто возникает после инсульта. Важно отметить сосудистую деменцию, главной причиной которой являются поражения сосудов в мозге.
Только врач может точно оценить тяжесть заболевания.
Причины возникновения



Возникновение синдрома когнитивных нарушений можно объяснить двумя основными группами причин.
- Функциональные расстройства. Напрямую мозг поражен не бывает. Такое состояние может вызвать стресс, переутомление, негативные эмоции. С ним могут столкнуться дети, подростки, молодежь и пожилые люди. Опасности такого сбоя нет, обычно достаточно устранить причину, чтобы все нормализовалось. В редких случаях могут понадобиться легкие лекарства.
- Организмов всегда приводят к одной причине — поражению головного мозга. Список болезней, вызывающих такое состояние, обширен: инсульт, атеросклероз, гипертония, опухоли, рассеянный склероз. В группе риска находятся люди, злоупотребляющие лекарствами, алкоголем, наркотиками. Нарушения могут спровоцировать травмы головы, сахарный диабет, печеночная и почечная недостаточность, гипотериоз, болезни Паркинсона и Альцгеймера. Эти болезни чаще встречаются у пожилых людей. Но своевременное лечение помогает добиться заметной ремиссии даже в тяжелых случаях.
Развитие когнитивных нарушений у детей обусловлено различными факторами: перенесенными травмами при рождении, недостатком витаминов, гипоксией, внутриутробной инфекцией.
Симптомы и признаки синдрома
Проявления болезни разнообразны и зависят от места поражения и силы его проявления.
В случае заболеваний сосудов головного мозга страдают разные области одновременно.



Распространенные симптомы:
- Пациент испытывает резкое ухудшение памяти. Сначала забуты последние события, потом теряется доступ к более старой информации.
- Снижение концентрации внимания.
- Мышление замедляется. Человеку тяжело усваивать и анализировать информацию, будь то речь или текст. Извлекать из нее выводы становится проблемой.
- Ориентация теряется при пребывании в непривычной местности.
- Отсутствие критики собственных действий, которые зачастую кажутся неуместными.
- Повышенная утомляемость.
У детей наблюдаются специфические симптомы. Такой малыш отличается повышенной активностью, не может сосредоточиться, часто беспокоится, имеет отклонения в поведении, испытывает трудности с чтением и письмом.
Выявление когнитивных нарушений
К врачу лучше прийти с родственником: всякая деталь может быть полезна пациенту, если ему трудно вспомнить. Врач обязательно уточнит, принимает ли больной лекарства, имеются ли вредные привычки, были ли травмы, наследование проблем со здоровьем.

Невролог и психиатр обследуют пациента после сбора всей имеющейся информации.
Больному предстоит пройти обследование – комплекс упражнений, включающий решение задач, воспроизведение и запоминание слов и изображений, выполнение определенных действий. В таких ситуациях применяют шкалу mmse – список вопросов, оценивающий состояние памяти, восприятия, речи, ориентировки во времени и пространстве. Ее используют не только для постановки диагноза, но и для контроля эффективности лечения. Часто назначают лабораторные и аппаратные исследования.
Лечение у детей и взрослых
Больным будет полезно заниматься деятельностью, развивающей мелкую моторику: вязанием, вышивкой, бисероплетением, рисованием. Разгадывание кроссвордов, даже простых, хорошо тренирует мозг.



При наличии легких симптомов расстройства у взрослого человека можно начать прием «Глицина» и подходящих витаминов. Не следует откладывать визит к врачу. Для коррекции патологических изменений врач может назначить более сильные препараты – «Кавинтон», «Цераксон», «Ноотропил».
Для пациентов с тяжелой формой деменции назначают «Галантамин», «Донепезил» и «Мемантин».



Лечение детей должно быть комплексным и включать медикаментозные и другие способы терапии. Чаще всего используют ноотропы («Пирацетам», «Энцефабол»), повышающие функциональность центральной нервной системы. Это улучшает внимание, интеллектуальную деятельность, речь, память. В таких случаях также важны занятия по психотерапии.
Профилактика
Возникшие нарушения могут повторяться после успешного лечения.



Чтобы избежать ухудшения своего положения, следует учесть эти простые рекомендации.
- регулярно принимать назначенные препараты;
- Упражняйтесь в памяти и внимании с помощью кроссвордов, рисования и запоминания стихов наизусть.
- Предотвращать стрессовые ситуации, стремиться к постоянному уравновешенному состоянию духа.
- заниматься несложным видом спорта;
- Взаимодействовать с милыми людьми, не уходить в себя.
- Для правильного составления рациона питания особенно подходит средиземноморская диета.
Нарушения когнитивных функций представляют собой серьёзную проблему, требующую мер по предотвращению их развития.