Нарушения когнитивных функций: определение, проявления и терапия у детей и взрослых

Нарушения когнитивных функций указывают на существенное нарушение работы мозга. Больные испытывают трудности с адаптацией к обычной жизни и нуждаются в постоянной поддержке окружающих.

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные функции – ключевая часть работы нервной системы, отвечающей за понимание, восприятие и переработку поступающей информации, которая беспрерывно поступает в мозг из окружающего мира.

При сбоях данных функций человек зачастую не способен к самодостаточному и полноценному существованию из-за возникновения проблем с…

  1. Информацию пациент воспринимает, но не усваивает и не может вспомнить.
  2. Внимание рассеивается, выделение главного затруднено.
  3. Аналитические способности и умение делать выводы ухудшаются.
  4. В сложных ситуациях пациент полностью игнорирует поступающие сигналы из окружающей среды и не способен идентифицировать объекты по внешнему виду или осязанию.
  5. Большинство присвоенных способностей исчезает: рисование, письмо, чистка зубов, управление автомобилем, катание на велосипеде или коньках.
  6. Болезнь нарушает четкость речи. Человек теряет возможность ясно формулировать слова и строить предложения.

Жизнь людей с подобным заболеванием не приносит им удовлетворения.

Степени расстройства

Типы нарушений можно классифицировать по трем категориям с учетом их серьезности.

  1. В состоянии лёгкой формы наблюдается снижение памяти и концентрации внимания. Человек может забывать расположение своих вещей, испытывать трудности с поиском слов во время разговора, а также ощущать дискомфорт в непривычной обстановке. Умственные нагрузки быстро вызывают усталость. Это незначительно сказывается на профессиональной и социальной деятельности, но больной всё ещё способен самостоятельно осуществлять уход за собой.
  2. Люди с умеренными проявлениями болезни страдают снижением нескольких когнитивных функций. Забывчивость усугубляется, возникают проблемы с ориентированием, даже в знакомых местах. Мышление затруднено, поэтому больной нуждается в помощи в выполнении обыденных задач.
  3. Эта стадия называется деменцией. Больной полностью утрачивает ориентировку во времени, плохо помнит события и не может обслуживать себя без помощи. В тяжелых случаях человек теряет все психомоторные навыки и речь. Часто возникает после инсульта. Важно отметить сосудистую деменцию, главной причиной которой являются поражения сосудов в мозге.

Только врач может точно оценить тяжесть заболевания.

Причины возникновения

Возникновение синдрома когнитивных нарушений можно объяснить двумя основными группами причин.

  1. Функциональные расстройства. Напрямую мозг поражен не бывает. Такое состояние может вызвать стресс, переутомление, негативные эмоции. С ним могут столкнуться дети, подростки, молодежь и пожилые люди. Опасности такого сбоя нет, обычно достаточно устранить причину, чтобы все нормализовалось. В редких случаях могут понадобиться легкие лекарства.
  2. Организмов всегда приводят к одной причине — поражению головного мозга. Список болезней, вызывающих такое состояние, обширен: инсульт, атеросклероз, гипертония, опухоли, рассеянный склероз. В группе риска находятся люди, злоупотребляющие лекарствами, алкоголем, наркотиками. Нарушения могут спровоцировать травмы головы, сахарный диабет, печеночная и почечная недостаточность, гипотериоз, болезни Паркинсона и Альцгеймера. Эти болезни чаще встречаются у пожилых людей. Но своевременное лечение помогает добиться заметной ремиссии даже в тяжелых случаях.

Развитие когнитивных нарушений у детей обусловлено различными факторами: перенесенными травмами при рождении, недостатком витаминов, гипоксией, внутриутробной инфекцией.

Симптомы и признаки синдрома

Проявления болезни разнообразны и зависят от места поражения и силы его проявления.
В случае заболеваний сосудов головного мозга страдают разные области одновременно.

Распространенные симптомы:

  1. Пациент испытывает резкое ухудшение памяти. Сначала забуты последние события, потом теряется доступ к более старой информации.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Мышление замедляется. Человеку тяжело усваивать и анализировать информацию, будь то речь или текст. Извлекать из нее выводы становится проблемой.
  4. Ориентация теряется при пребывании в непривычной местности.
  5. Отсутствие критики собственных действий, которые зачастую кажутся неуместными.
  6. Повышенная утомляемость.

У детей наблюдаются специфические симптомы. Такой малыш отличается повышенной активностью, не может сосредоточиться, часто беспокоится, имеет отклонения в поведении, испытывает трудности с чтением и письмом.

Выявление когнитивных нарушений

К врачу лучше прийти с родственником: всякая деталь может быть полезна пациенту, если ему трудно вспомнить. Врач обязательно уточнит, принимает ли больной лекарства, имеются ли вредные привычки, были ли травмы, наследование проблем со здоровьем.

Невролог и психиатр обследуют пациента после сбора всей имеющейся информации.

Больному предстоит пройти обследование – комплекс упражнений, включающий решение задач, воспроизведение и запоминание слов и изображений, выполнение определенных действий. В таких ситуациях применяют шкалу mmse – список вопросов, оценивающий состояние памяти, восприятия, речи, ориентировки во времени и пространстве. Ее используют не только для постановки диагноза, но и для контроля эффективности лечения. Часто назначают лабораторные и аппаратные исследования.

Лечение у детей и взрослых

Больным будет полезно заниматься деятельностью, развивающей мелкую моторику: вязанием, вышивкой, бисероплетением, рисованием. Разгадывание кроссвордов, даже простых, хорошо тренирует мозг.

При наличии легких симптомов расстройства у взрослого человека можно начать прием «Глицина» и подходящих витаминов. Не следует откладывать визит к врачу. Для коррекции патологических изменений врач может назначить более сильные препараты – «Кавинтон», «Цераксон», «Ноотропил».

Для пациентов с тяжелой формой деменции назначают «Галантамин», «Донепезил» и «Мемантин».

Лечение детей должно быть комплексным и включать медикаментозные и другие способы терапии. Чаще всего используют ноотропы («Пирацетам», «Энцефабол»), повышающие функциональность центральной нервной системы. Это улучшает внимание, интеллектуальную деятельность, речь, память. В таких случаях также важны занятия по психотерапии.

Профилактика

Возникшие нарушения могут повторяться после успешного лечения.

Чтобы избежать ухудшения своего положения, следует учесть эти простые рекомендации.

  • регулярно принимать назначенные препараты;
  • Упражняйтесь в памяти и внимании с помощью кроссвордов, рисования и запоминания стихов наизусть.
  • Предотвращать стрессовые ситуации, стремиться к постоянному уравновешенному состоянию духа.
  • заниматься несложным видом спорта;
  • Взаимодействовать с милыми людьми, не уходить в себя.
  • Для правильного составления рациона питания особенно подходит средиземноморская диета.

Нарушения когнитивных функций представляют собой серьёзную проблему, требующую мер по предотвращению их развития.