Атараксия в философии — это качества сознания человека: самообладание, сдержанность, невозмутимость и мужество. Термин принадлежит Демокриту, но похожие понятия встречаются у других греческих философов.
Что такое термин Атараксия
В различных источниках определение атараксии варьируется в зависимости от выбранной теоретической базы. Прямой перевод древнегреческого слова ἀταραξία — это невозмутимость, спокойствие и хладнокровие.

Философская энциклопедия предлагает такую формулировку: «Душевное спокойствие, безмятежность — высшая ценность. Эпикур, Пиррон и особенно Демокрит считали его необходимым условием эвдемонии (блаженства). Демокрит также называл это состояние другим словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, отсутствие места удивлению, гармония».
Скептики, эпикурейцы и стоики, хотя имели разные философские взгляды, считали «атараксией» состояние полного господства разума над внешним миром.
Познание мира через понимание терминов.
Выбор путей развития зависит от интересов каждого. Каждый человек свободен определять свои стремления и образ жизни.
Даже при желании обрести атараксию необходимо истинно постичь состояние, предписанное учениями философов.
Древнегреческие философы связывают его с мудростью, буддисты – с духовным просветлением. В своем бестселлере Экхарт Толле утверждает: «Нельзя достичь просветления, стремясь стать просветленным». Можно ли обрести душевное спокойствие, невозмутимость, атараксию, если постоянно этим занимаешься мысленно или физически?
В высказывании Толле отсутствует противоречие, есть лишь уточнение о том, что глубокая осознанность не зависит от стремления достичь её.
Понимание смысла и учения помогает приблизиться к тому, что философы называют атара ksiей или просветлением.
Понятие определения в различных философских школах.
Античная философия породила категории и понятия, послужившие основой для развития философии, этики и эстетики. Аристотель, Эпикур, Сенека и другие древние мыслители сформировали классическое понимание философских категорий, определяющих интеллектуальное и нравственное развитие общества и личности.
Атараксия Эпикура
В учении Эпикура мудрость выше всех благ, ведь именно она ведёт к атараксии. Познание устройства мира через правильные знания даёт человеку благоразумие. При этом его изучение атомизма вещества свидетельствует о рационализме в познании мира.
Многие сограждане считали его атеистом, и взгляды на веру имеют большое значение для понимания идей мыслителя.
Эпикур не был атеистом в современном понимании этого слова. У него была своя точка зрения на веру, которую он изложил в письмах к Менекею. Он утверждал о существовании богов, которые блаженны и бессмертны, но у людей ложное представление о них. По его мнению, боги могут проявляться в разных формах, включая числа или человеческий облик.
Особое понимание тесно связано с рассматриваемой атараксией. Бог выступает образцом для невозмутимого мудреца. Если считать, что самым высоким идеалом Эпикура была мудрость, то божественный и мудрец становятся идентичны.
Значение учения скептиков в эпоху атараксии Пиррона.
Основатель скептицизма выдвинул весьма спорную философию. Несмотря на то что философии как науке присуща относительность, учение Пиррона полна противоречий, выраженных в его высказываниях и трудах последователей.
Философия базировалась на убеждении, что ни чувства, ни разум не ведут к истине. Обращение к вопросам о природе вещей, отношении к ним и выгодах от такого отношения становилось центральным. Главным тезисом являлось утверждение о невозможности человека постигнуть истинную природу вещи, даже при возможности её описания. Следовательно, любые суждения теряли смысл и следовало от них воздерживаться.
Хотя путь к атараксии через отказ от догм и суждений указывали не только Пиррон и его последователи, именно культивировали его образ действий опровергались. Например, Пиррон занимал должность верховного жреца и высказывал догматы. Скептики вели привычный достойный образ жизни, подчиняясь общепринятым нормам, основанные на суждениях о вещах.
Противоречивый смысл прекрасно иллюстрируется высказыванием: «Что мед действительно сладок, я не думаю, но что он таковым являеся, я согласен». Цель скептиков, всё же, состояла в достижении состояния равнодушия и апатии посредством отказа от суждений. В свою очередь, это противоположно эпикурейскому стремлению к душевной покойности через знание и мудрость.
Описание развития состояния апатии
Философия рассматривает понятие «апатии» как вид атараксии. Различные философские школы определяют душевное равновесие и идеал гармонии по-своему. Состояние апатии больше всего связывают со стоиками, чья концепция счастья основана на правильных желаниях, поступках и делении вещей на благо и зло. Стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики, в лице Сенеки, определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.
Развитие апатии происходит вследствие следования выбранному идеалу воспитания внутренней силы. Человек освобождается от излишнего страха, тревог и зависимости от мнений других. Однако достижение высокого уровня самообладания не означает отказа от общепринятых моральных норм или отрицания подчинения законам страны и общества. Скорее, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.
Понятие Атараксия в других категориях
Внутреннее равновесие изучают не только философы. Эмоциональная стабильность и высокий уровень самообладания важны и отдельным людям, и наукам, таким как медицина и психология.
В психологии
Понятие «апатия» получило широкую известность благодаря определению, данному психологии. С ее точки зрения, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Часто проявляется уход от реальности: проведение многих часов в виртуальной реальности, прослушивание угнетающей или агрессивной музыки, увлечение фантастикой и выдуманными мирами, отделение себя от общества путем нарушения законов и негласных правил (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленность на одной идее. В таком случае говорят о неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно для него самого и других людей.
В медицине
Не всем интересна философская практика. Каждый развивает определенный уровень стрессоустойчивости, справляется с жизненными трудностями, контролирует эмоции и способен расслабляться. Однако при сильных стрессах перегрузка нервной системы может навредить здоровью. Нервное напряжение и избыток стрессов могут вызвать заболевания внутренних органов или усугубить хронические.
Медицина видит атараксию так же, как и философия, но использует консервативные методы для её достижения. Для уменьшения тревоги, волнения и напряженности применяются специальные лекарства.
Как достичь полного душевного спокойствия
Человек волен определять путь к внутренней гармонии и значение этого понятия для себя. Нельзя принудить другого искать атараксии, даже если кто-то верит в её важность.
Покой души достигается осознанным желанием, всегда связанным с развитием ума. Эмоциональный интеллект — не самостоятельное состояние, а часть общего личностного развития. Рассудительность и высокий интеллект помогают человеку сохранять спокойствие благодаря подсознательному и интуитивному анализу различных факторов.
Вне зависимости от разногласий между философскими течениями, общая цель философа — обрести максимальную мудрость, избавляющую разум от печали, беспокойства и иллюзий.
Не стоит путать отсутствие сочувствия и эмпатии с достижением бесстрастия к излишним наслаждениям. Так же, как спокойствие при аморальном образе жизни не является проявлением глубокого душевного равновесия благодетельного мудреца.
Философы, буддисты, йоги и различные религии утверждают о возможности достижения счастья через просветление. Глубокое внутреннее спокойствие наступает благодаря единству умеренности во всем (желаниях, одежде, еде, удовольствиях), высокой нравственности, добродетели и развитию интеллекта с целью достижения высшей мудрости.