Аутизм, или синдром Каннера, — психическое расстройство, проявляющееся в низкой социальной адаптации. Дети с этим заболеванием не стремятся к общению, погружены в себя. В легкой форме это нарушение встречается у приблизительно 4 малышей из 1000, а пациентов с выраженными симптомами болезни значительно меньше. Рассмотрим подробно, что такое аутизм, и каковы его основные признаки.
Что такое аутизм
Аутизм долгое время считали разновидностью детской шизофрении, однако сейчас это утверждение опровергнуто. Синдром Каннера относится к психическим расстройствам, которые проявляются стойким нарушением взаимоотношений ребенка с обществом. Такое состояние обусловлено патологическими изменениями в коре головного мозга, но точные причины этих изменений науке не известны.

В зависимости от течения, болезнь аутизм подразделяется на различные виды.
Он может быть:
- Симптомы этого заболевания проявляются с ранних лет. Дети кажутся равнодушными к происходящему вокруг и не проявляют любопытства. Плохо реагируют на внешние воздействия и не желают общаться с родными или сверстниками.
- Такое заболевание проявляется не сразу, обычно через три года. Диагностировать атипичный аутизм сложно из-за слабовыраженных симптомов.
- Информация о людях с таким диагнозом крайне ограничена из-за слабости и нерегулярности клинических проявлений аутизма. Часто детей просто принимают за замкнутых и неприветливых, приписывая странности в поведении особенностям характера.
Характер и выраженность признаков аутизма у детей различаются в зависимости от формы и тяжести заболевания, что осложняет постановку точного диагноза. Иногда болезнь обнаруживают только после появления устойчивых симптомов, которые сложно корректировать.
Причины возникновения аутизма у детей
Врачи не знают точно, из-за чего развивается аутизм. Предполагают, что причиной служат генетические нарушения, приводящие к патологическим изменениям в головном мозге.
Возможными факторами риска установлено лишь приблизительно.
Возникновение подобного случая становится вероятнее при:
- один из родителей старше 35 лет;
- беременность протекает на фоне патологии;
- Во время беременности организм женщин мог быть подвержен негативному воздействию: плохой экологии, приема сильных лекарств, злоупотреблению алкоголем, табаком и наркотиками.
- В анамнезе семьи одного из родителей были случаи рождения детей с синдромом Каннера.
- В семье встречаются люди с психическими отклонениями.
Существовала теория о большей частоте аутизма среди первородных детей. Другие учёные считают, что при рождении каждого нового ребёнка в семье риск развития аутизма у последующего увеличивается.
Это заболевание выявляют у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Причины этого явления остаются неизвестными.
Появление первых признаков болезни у малыша
Синдром Каннера характеризуется следующими признаками:
- Ребенок сторонится общения как со взрослыми, так и с другими детьми. Проигнорирует обращения к себе. Первым заговорить сложно, а при необходимости разговор вызывает сильный дискомфорт.
- Дети с аутизмом избегают зрительного контакта, участия в групповых играх и занятиях. Такие дети могут испытывать трудности с указанием на желаемое предметом. Вместо этого они используют руку матери или другого близкого человека для того, чтобы указать на нужный им объект.
- Дети с аутизмом демонстрируют склонность к однообразию поведения и ритуалам. Любое отклонение от привычного порядка может вызвать сильную реакцию, например, при изменении маршрута домой или нестандартном наполнении чашки. Предпочтение отдается однообразным играм, часто с упорядочиванием предметов по размеру или цвету.
- Дети с такими трудностями часто испытывают задержки в развитии речи или совсем не говорят. В некоторых случаях ребенок говорит лучше сверстников, а потом перестает общаться. Иногда аутисты используют неестественные и вычурные фразы, их речь отличается монотонностью интонаций.
- Эхолалия — это повторение слов и предложений говорящего без смысла. Дети с синдромом Каннера часто отвечают на вопрос вопросом, задавая о том же неоднократно, механически повторяя услышанное.
- У детей с аутизмом умственная отсталость встречается редко, около 10% отличаются ускоренным развитием. Тем не менее, у таких детей могут быть трудности с концентрацией внимания и сосредоточенностью. Кроме того, интерес проявляют к одной дисциплине, например рисованию или пению, игнорируя остальные.
- Снижение инстинкта самосохранения называют аутоагрессией. Многие аутисты намеренно причиняют себе вред: кусают руку до крови или бьют себя. Также у них почти отсутствует чувство опасности, и могут выйти на проезжую часть или забраться на подоконник. Получив травму, ребенок тут же забывает о негативном опыте и может повторить эти действия снова.
- У многих детей с аутизмом походка отличается от обычной. Некоторые бегают прыгая, другие ходят на носках, размахивая руками, или двигаются приставным шагом. Некоторые раскачиваются во время ходьбы. В любом случае малыш двигается угловато и неловко.
У одного человека все указанные признаки встречаются редко. Как правило, наличие двух или трех симптомов уже достаточно, чтобы предположить аутизм.
При каких годах обычно выявляется заболевание?
В возрасте двух лет может быть поставлен диагноз «аутизм», если прослеживаются выраженные признаки этого заболевания. Чаще всего симптомы проявляются при социализации ребенка, например, в детском саду, где становится очевидной его разница с другими детьми того же возраста.
Аутизм может проявиться и во взрослом возрасте, при этом интеллект ребенка будет развит достаточно высоко. Заболевание диагностируют, когда проявляются очевидные признаки.
Основные характеристики по возрасту
В соответствии с моментом проявления первых симптомов болезнь классифицируют по видам.
- Ранний детский аутизм проявляется до двух лет, характеризуется малой привязанностью малыша к матери, отсутствием реакции на звуки при нормальном слухе и неадекватным поведением в ответ на события. Часто дети играют с одним предметом, другие же предметы игнорируют.
- Аутизм у детей диагностируется в возрасте от 3 до 11 лет. Дети с таким расстройством к 3 – 4 годам могут не говорить или произносить лишь несколько фраз, не проявлять инициативы в общении, испытывать трудности при освоении элементарных навыков. Любые изменения привычной обстановки вызывают страх и раздражение.
- Аутизм в возрасте от 11 до 18 лет характеризуется отсутствием потребности в общении и предпочтением одиночества. Непонимание чувств и настроений других людей затрудняет установление дружеских или романтических отношений, а половое созревание протекает сложнее по сравнению с подростками без аутизма.
Симптомы могут не всегда указывать на аутизм. Для точной диагностики нужно обратиться к специалисту и пройти обследование.
Диагностика болезни
При диагностике важно отличить аутизм от других болезней, вызывающих похожие изменения в поведении ребёнка.
В таких целях выполняются исследования:
- консультация отоларинголога;
- МРТ;
- КТ;
- электроэнцефалография;
- анализ на уровень гормонов.
Тестирование с применением разных методик позволяет судить о интеллекте ребенка, его реакции и выраженности симптомов заболевания.
Как определить аутизм у ребёнка в домашних условиях с помощью тестов?
Диагностировать аутизм сложно, даже опытным врачам. Дома это сделать невозможно. Существуют тесты, которые позволяют родителям детей от полутора лет оценить вероятность такого расстройства у малыша.
Следует ответить на следующие вопросы.
- Желает ли ребёнок быть удерживаемым на руках, сидящим на коленях или покачиваемым?
- Интересуется малыш другими детьми?
- Забирается ли он куда-нибудь, например, наверх по лестнице?
- Играет ли ребенок с родителями?
- Может ли ребёнок показать на то, что его заинтересовало?
- Как часто ребенок воображает себя кем-то или чем-то, играя, например, за рулем машинки или готовя еду в игрушке? Сделает ли это по просьбе?
- Детки показывают ли родителям вещи?
- Как часто ребёнок смотрит в глаза незнакомым людям?
- Можно построить из кубиков пирамиду или башню?
Если на большую часть вопросов отвечают «нет», существует большая вероятность наличия аутизма у ребёнка. Необходимо незамедлительно обратиться к специалисту.
Лечение аутизма у детей
Аутизм не поддается излечению, можно только исправлять поведение и обучать конкретным навыкам.
В терапии используются следующие методики:
- занятия у логопеда;
- поведенческая терапия;
- сенсорная интеграция (лечение движением);
- арттерапия (лечение рисованием);
- Терапия с участием животных.
- Воздействие звуковых сигналов на мозг человека.
Кроме того, детям выписывают лекарства из следующих групп:
- нейролептики;
- ноотропы;
- транквилизаторы;
- витаминные комплексы.
Ребенку могут назначить диету с исключением глютеновой и казеиновой пищи. Запрещено употреблять молочные продукты, хлеб из пшеницы, ячменя или ржи. Для оценки эффективности такого подхода ограничений нужно придерживаться не менее шести месяцев.
Методы обучения ребенка общению
Родители наряду со специалистами должны принимать участие в социальной адаптации ребенка с аутизмом.
Для развития коммуникативных навыков у ребёнка следует соблюдать указанные правила.
- В играх позволяйте ему быть лидером и проявлять инициативу.
- Позволить ребёнку самостоятельно определить момент окончания игры.
- Принимать участие ребёнка в играх с другими детьми, игнорируя негативные его чувства.
- Часто создавайте моменты для общения малыша с другими людьми.
- Старайтесь вознаграждать ребёнка за стремление общаться самостоятельно.
- Если малыш молчит, найдите другие пути для общения, например, жестами, выражением лица, звуками или картинками.
Будьте внимательны! Не выполняйте действия от имени ребёнка, если о них не просит. Также не нужно оказывать давление на него при принятии решений. Малышу необходимо время для обдумывания и взвешивания всех обстоятельств.
Как научить повседневным навыкам
Обучение аутиста элементарным навыкам может занять продолжительное время, поэтому родителям необходимо запастись терпением. Не существует единого метода для обучения ребенка мытью рук, чистке зубов или раз Stellung von Gegenständen an ihre Stellen. Это может быть обучение в игровой форме или путем личного примера.
Главное, соблюдать следующие правила:
- Перед началом обучения любому навыку, покажите ребенку рисунки по теме или продемонстрируйте выполнение несколько раз.
- Производить действия по установленной очередности, соблюдая её без отклонений. Примере: для мытья рук сначала закатывать рукава, затем открывать кран, а после этого взять мыло.
- Регулярные занятия помогут ребенку привыкнуть выполнять действия.
- Описание действий с помощью слов, выделяя каждый шаг по отдельности.
- При обучении ребёнка пользованию туалетом полезно садить его на него в один и тот же час. Если вначале ничего не получается, не стоит беспокоиться, достаточно регулярно повторять действия, объясняя всё подробно.
- Вознаграждайте ребенка за достижения либо разработайте систему поощрений.
- Не ругать, если что-то не получается.
Многим детям с синдромом Каннера выполнение действий причиняет дискомфорт, однако уступать и прерывать занятия не следует. С течением времени ребёнок привыкнет и перестанет негативно реагировать на просьбы помыть руки или почистить зубы.
Прогноз для ребенка-аутиста
Прогнозировать адаптацию ребёнка с аутизмом в мире бывает сложно.
Необходимо быть готовым к тому, что жизнь его будет отличаться от жизни других.
Только 10 процентов людей с аутизмом достигают относительной независимости, общаются с одним или двумя друзьями и не нуждаются в постоянной помощи родителей.
Примерно двадцать процентов пациентов достаточно самостоятельны, но уровень их социальной адаптации невысокий. Большую часть времени такие люди проводят дома, общение с незнакомыми стараются минимизировать.
Половине людей с диагнозом «аутизм» необходима помощь специалистов, а 10–15 % требуют специального ухода.
Стать родителями ребёнка с аутизмом — это радикальное переосмысление всей жизни. Не следует сравнивать малыша со здоровыми детьми, а вместо этого радоваться каждому его достижению и оказывать поддержку.