Слово «метросексуал» встречается всё чаще в разговорах, журналах и серьёзных публикациях. Называя женоподобных мужчин метросексуалами, не всегда задумываемся о его настоящем смысле.
Что такое метросексуал как понятие?
Метросексуал — это новообразование в языке, которое характеризует не сексуальную ориентацию, а образ жизни и отношение к себе любимому мужчине. Метросексуалы исповедуют культ совершенства во всем, от одежды и аксессуаров до идеальной физической формы.

Журналист Марк Симпсон впервые применил термин «метросексуал». Возможно, его натолкнули на это сериал «Секс в большом городе». Термин состоит из двух частей: «метро» от английского «metropolitan» (житель большого города) и «сексуал» от английского «sexual» (сексуальный). В сериале подруги высказывают сожаление, что мужчины всё больше времени и внимания уделяют себе, занимаясь шопингом и забывая о мужественности.
Британский журналист в 1994 году в газете «Индепендент» анонсировал книгу под названием «Маски самца: мужчины разыгрывают мужественность». В ней автор описал новый тип мужчин, сохраняющих традиционную сексуальную ориентацию, но перенявших отношение к внешнему виду, одежде и некоторым элементам поведения у представителей гей-культуры.
Для разъяснения понятия нужно сослаться на цитату из книги: «Проживает в городе по причине наличия там превосходных магазинов, клубов, спортивных залов и салонов красоты. Его истинной любовью является он сам, а его чувства к себе практически носят сексуальный оттенок».
По словам М. Симпсона, его книга использовала иронию по отношению к мужчинам, которые слишком уделяли внимание своей внешности. Сам термин не имел особого значения. Но благодаря СМИ он вошел в обиход и распространился по миру. В Корее таких мужчин называют «мужчина-цветок», а в Китае – «аймэй наньжэнь», что переводится как «мужчина любящий красоту».
Кто же на самом деле метросексуал?
Кто такие метросексуалы?
Если на Западе точно представляют, кто такие метросексуалы, то у нас часто путают их с представителями сексуальных меньшинств, обращая внимание только на сходство в отношении к внешнему виду.
Мужчина-метросексуал уделяет много времени и денег на поддержание стиля, внимательно следит за модными трендами и с интересом проводит время в бутиках, избирательно подбирая одежду.
Метросексуал заботится о внешнем виде, применяя косметику и средства для ухода за собой, обращаясь в салоны красоты, массажные кабинеты и солярии. Чтобы совершенствовать тело, не пренебрегает фитнесом, йогой, посещает спортивные залы и ведет здоровый образ жизни.
У метросексуала не только чистые, аккуратно подстриженные ногти, но и маникюр, педикюр, антивозрастные маски и средства для укладки волос.
Метросексуальность выходит за рамки «заботы о красоте ногтей». Психологи считают, что этот термин характеризует мужчин нового типа. Эти мужчины выбрали образ жизни, который позволил им раскрепоститься, жить так, как нравится им, не завися от мнения окружающих. Это интеллигентный, начитанный мужчина постиндустриальной эпохи, совершенствующий не только внешний облик, но и стремящийся иметь определенный социальный статус.
Метросексуалов не найдешь на заводе или в шахте, зато их много среди актеров, политиков, финансистов. Чтобы выглядеть и жить так, как хочется нарциссу, нужны большие деньги. Поэтому метросексуал усердно трудится, чтобы тратить на себя как можно больше.
В легкой промышленности и сфере услуг появилось направление, обслуживающее нужды метросексуалов. Анализы в США выявили увеличение доходов с производства мужской косметики, посещения косметологов и клиник эстетической хирургии на 8 миллиардов долларов за последние несколько лет. По данным журнала «Экономист», возраст метросексуалов – от 25 до 45 лет, но некоторые издания приводят примеры мужчин «нового поколения» старше этого диапазона. Социологические исследования показывают, что около 40% молодых американцев можно отнести к метросексуальной субкультуре.
В противовес метросексуалам выделяются «мачо», которые акцентируют свою мужественность и безразличие к внешнему виду. В отличие от метросексуалов – избирательных потребителей, ценящих красоту, эстетствующих сибаритов, мачо демонстрируют брутальность, прямолинейность и агрессивность. Такой образ пропагандируют кинозвезды Антонио Бандерас, Сильвестр Сталлоне и Стивен Сигал.
В последнее время появился новый антоним слову «метросексуал» – «ретрoсексуал», обозначающий мужчин без агрессивной демонстрации своей сексуальности и мускулинности. Ретросексуал – джентльмен в одежде стиля середины прошлого века.
Сексуальная ориентация
Сексуальная ориентация не связана с понятием «метросексуал». Как пишет М. Стюарт, который определил это понятие в 2002 году в книге «Знакомьтесь – метросексуал», метросексуал может иметь любую ориентацию.
Может быть, его сексуальная ориентация гомосексуалистка или бисексуальна, а может быть традиционной. Всё неважно, ведь он принимает себя как объект восхищения. Сексуальное влечение — лишь способ получать наслаждение.
Метросексуалы чаще всего предпочитают женщин, обращая большое внимание на их внешность.
Он строит сексуальные отношения на романтизме и уважении, не допускает унижения себя и окружающих.
Метросексуалы ценят стабильность в отношениях, но без обязательств. К женщинам относятся как к источнику наслаждения, избегая доминирования ретросексуалов или агрессии мачо. Эта дистанция прослеживается в книге Майкла Флокера «Метросексуал. Гид по стилю», ставшей пособием для молодых людей. В ней даются рекомендации по одежде, общению, заказу еды и выбору искусства. Есть разделы о здоровье и уходе за собой, но нет советов по семейным отношениям. Метросексуал – одиночка, несущий ответственность только за себя. Социальная изоляция горожан отразилась в субкультуре метросексуалов. Российский сексолог Игорь Кон утверждал, что именно женщины способствовали появлению такого типа мужчин. Стремясь к самореализации и лидирующим позициям, они вызвали у мужчин самопознание и разрушение стереотипов «мужского поведения». Метросексуал – результат трансформации мировоззрения, где семья не является приоритетом. Поэтому он выбирает сексуальную ориентацию по своему усмотрению, не обращая внимания на общественное мнение.
Черты характера и отношение к себе
Мужчины, которых общественное мнение относит к метросексуалам, отличаются «небольшими психическими отклонениями», склонностью к нарциссизму, перфекционизмом в отношении внешнего вида и гедонизмом.
Психологи описали психологический портрет метросексуала, разделив его характеристики на категории.
- не склонен к обобщениям, он предпочитает конкретику;
- хороший стратег, но слабый тактик;
- Этот человек больше полагается на интуицию, чем на рассуждения, однако при этом весьма практичен.
- внушаем, им легко манипулировать;
- не стесняется своих слабостей;
- Его не тяготеет к командной работе, но назвать ярким индивидуалистом тоже сложно.
- отсутствуют привязанности;
- вежлив, лоялен;
- оптимист и в тоже время реалист.
В книге М. Флокер говорится, что метросексуал освобождается от границ и стереотипов, а нетерпимость к людям по причине расовой или религиозной принадлежности, сексуальной ориентации или манере одеваться – проявление ограниченности и невежества.
Женщины, общающиеся с метросексуалами или проживающие вместе с ними, описывают их как очень хороших друзей, интересных собеседников и целеустремлённых людей. При желании женщины могут получить от таких мужчин отличных мужей и отцов. Но многие отмечают эгоцентризм этого типа мужчин.
Метросексуал требователен к своей внешности. Стремление к совершенству заставляет его активно добиваться идеала, но он не стремится быть похожим на кукольного Кена. Для здоровой кожи и приятного запаха пользуется косметикой, духами и дезодорантами. Посещает тренажерный зал для гармоничного вида. Имеет собственный стиль в одежде и поведении: выбирает обувь «на босу ногу» и подбирает цвет носков под брюки. Удаляет растительность на груди для эстетичного вида с расстегнутой рубашкой. Меняет цвет волос и прическу чаще, чем некоторые женщины, по собственной прихоти и следуя «самоощущению».
Метросексуал предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим. Его главная цель – достижение совершенства. Для этого он ставит конкретные задачи и добивается их. Это не слабый и нерешительный человек, а целеустремленный и уверенный в себе.
Метросексуал по мнению психолога — противоречивое явление, где встречаются несовместимые качества. Часто высказывается мнение, что метросексуальность больше похожа на образ жизни, чем на тип личности.
Знаменитые метросексуалы
Помимо упомянутого ранее Бекхэма, который является примером для метросексуалов, существует множество мужчин этого типа. Среди зарубежных метросексуалов можно назвать Дэвида Боуи, Бреда Питта и Робби Уильямса.
Одно интернет-издание представило рейтинг самых известных представителей метросексуальности, в который вошел и испанский футболист Давид Наварро.
В качестве актеров выступают американцы Чейс Кроуфорд и Зак Эфрон, а также ирландец Джонатан Рис Майерс.
Названо имя поющих метросексуалов: Принц, Ленни Кравиц, Пит Вентц.
В России не так много представителей метросексуализма, как утверждают глянцевые издания. К ним якобы относят Леонида Парфенова, Андрея Малахова, Сергея Лазарева и Влада Топалова.
Мир постоянно трансформируется, и место стильного эгоцентричного метросексуала занимает новый тип мужчины — ламберсексуал.