Фрустрация в психологии: объяснение и примеры

В психологии фрустрация — это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении человека с препятствиями на пути к желаемым целям, вызванными как внешними, так и внутренними трудностями. Неудовлетворенная потребность порождает негативные переживания, которые в итоге приводят к нарушениям поведения. В тяжелых случаях фрустрация может спровоцировать неадекватные эмоциональные реакции и невротические расстройства.

Что такое фрустрация простыми словами

Фото: img.freepik.com

Перевод термина «фрустрация» с латыни — «обманутые ожидания», что точно описывает это состояние. Обычно период фрустрации наступает после продолжительного ожидания или предвкушения события, имеющего значение, но под влиянием различных факторов оно не происходит.

Это чувство разочарования, подавленности и нехватки внутренней радости из-за нереализованных ожиданий и не оправдавшихся надежд.

Определение термина в психологии

Фрустрация в психологии — это негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за несоответствия желаний действительности. Препятствия на пути к достижению поставленных целей классифицируются многими психологами как травматические события.

Фрустрация вызывает у человека разочарование, подавленность, тревогу и иногда отчаяние.

Психоаналитики считают, что фрустрация играет важную роль в становлении эго, поэтому методы терапии неврозов включают искусственное вызывание эмоций подобного рода под наблюдением врача. Повсеместно принято считать, что патологической фрустрацию можно признать только при превышении определенного порога интенсивности развития, а в более легкой форме это нормальный фактор формирования личности.

Разновидности

Существуют разные способы классифицировать фрустрацию, например, по причине её появления.

Внешняя фрустрация Внезапные события, управляемые факторами, не зависящими от человека, могут вызвать фрустрацию. Человек может стать причиной этих событий или же просто пострадать от них. К внешней фрустрации относятся финансовые трудности, увольнение, расставание с любимым человеком, смерть родного, тяжелая болезнь и подобные ситуации.

Внутренняя фрустрация Неблагоприятное психологическое состояние индивида послужит причиной данного явления. Источником могут быть чувство неуверенности, страх или тревога.

Впоследствии человек оказывается в ловушке, ведущей к тяжким последствиям, например, депрессии и неврозам. Кроме того, причиной внутреннего разочарования могут стать противоречия между задачами.

По мнению американского психотерапевта С. Розенцвейга, существуют три типа фрустрации, обусловленные разными переживаниями.

  1. Недостаток ресурсов при стремлении к желаемому результату. Пример: мучительный голод из-за невозможности получить пищу.
  2. Потеря близкого человека может стать причиной трагедии.
  3. Формируются при наличии внутренних или внешних противоречий. К примеру, влюбленность в женатого человека.

Особенности психических состояний и реакции на потерю, лишение или конфликт будут различны. Важно учитывать индивидуальные характеристики каждого человека, так как это влияет на степень проявления этих состояний.

В отдельную группу можно отнести вышеупомянутую контролируемую фрустрацию. Это терапевтическое состояние, применяемое в психоанализе, при котором врач вместе с пациентом разбирается с трудными моментами для облегчения формирования защитных реакций и выявления причин невротических расстройств.

Причины и признаки развития

Часто встречающиеся причины возникновения фрустрирующего состояния можно перечислить следующим образом:

  1. Стресс. Стресс вызывается воздействием большого числа раздражителей: и незначительных, и значительных. Если число подобных событий переступает границы психологической устойчивости, то появляется фрустрация или невроз.
  2. Внутренние проблемы. Тревожность, комплексы и неуверенность в себе препятствуют человеку в достижении поставленных целей и тормозят его личностное развитие. В итоге это приводит к фрустрации, когда стремление к новому опыту затруднено внутренними переживаниями.
  3. Непреодолимые сложности. В отличие от множества мелких стрессоров, постоянно присутствующих в нашей жизни, существует риск столкнуться с серьезными обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой: болезнью, зависимостью, ограничением свободы, стихийными бедствиями и т.д. Такие причины приводят к развитию состояния фрустрации очень быстро.

Все причины можно разделить на три группы: биологические, связанные со здоровьем; психологические, такие как внутренние конфликты и тревоги; и социокультурные, включающие запреты, нормы морали и табу, противоречащие личным убеждениям.

Реакции психики у людей зависят от их индивидуальных особенностей, поэтому единый шаблон ответа на внешние негативные воздействия не существует.

Можно выделить основные признаки, указывающие на фрустрированное состояние человека.

  • П feeling of hopelessness, despair and inability to solve the problem alone.
  • Увеличенная тревожность, беспокойство из-за несущественных деталей, не относящихся к главному вопросу.
  • Нередко проявляются вспышки гнева, обиды и агрессии, адресованные как самому себе, так и другим.
  • Отрицательные проявления включают уход от контактов, изоляцию, формирование зависимости и разрушительное поведение.

Когда фрустрация не оказывает сильного негативного влияния на психику, симптомы могут быть мягкими, незаметными. Человек может испытывать подавленность и лёгкую раздражительность, с которыми можно справиться временно. Но если признаки становятся заметны другим и нарушают нормальную жизнь, следует обратиться к специалисту — клиническому психологу или психотерапевту.

Необходимо разграничивать чувство фрустрации и более серьезные состояния, например, депрессию. Даже в ситуации фрустрации человек сохраняет возможность прилагать усилия для решения задачи, желание достичь цели не исчезает. Но наступление апатии и снижение интереса к жизни — тревожный признак, нуждающийся в усиленном наблюдении.

Методы диагностики

Для определения уровня фрустрации применяются тесты Розенцвейга (метод рисуночной фрустрации, адаптированный Н. В. Тарабриной), экспресс-тестирование В. Бойко и его переработанный вариант — методика Л. И. Вассермана.

Тест С. Розенцвейга – это набор карточек с картинками разных ситуаций. На картинках обычно изображены несколько человек, один из которых говорит что-то. Пациенту нужно сказать первое, что придёт в голову на услышанную фразу.

Тест состоит из нескольких групп карточек. Психолог интерпретирует ответы после завершения всего теста. Самостоятельный анализ возможен, но может привести к искажению результата.

Опросник Бойко – краткий тест для оценки уровня фрустрации. Состоит он из двенадцати вопросов. За каждый положительный ответ начисляется один балл. По итогам подсчёта баллов выводится результат.

Л. И. Вассерман создал модифицированную версию теста, отличающуюся большей вариативностью и более точными результатами.

Психолог собирает информацию о клиенте не только с помощью тестов, но и через беседа с ним, анализ его общего состояния и, по запросу, с близкими людьми для полной картины.

Проявление в детском возрасте

Умеренная фрустрация играет важную роль в становлении характера и моральных ценностей ребенка. В определенный период отсутствие возможности получить все желаемое — необходимый элемент воспитания. Благодаря этому ребенок развивает терпение, уважение к родительской власти и со временем обретает способность самостоятельно устанавливать приоритеты.

Родителям необходимо правильно устанавливать границы, избегая как чрезмерной строгости, которая может спровоцировать неврозы, агрессию или замкнутость, так и полного отсутствия ограничений, что мешает формированию личного «Я».

Первое столкновение с фрустрацией обычно случается в младшем школьном возрасте, когда перед ребенком возникают первые серьезные задачи по учебе. Ожидания от учёбы часто не соответствуют действительности. По этой причине крайне важно с детства научить школьника справляться с состоянием фрустрации.

Взрослым стоит сохранять хладнокровие, избегая создания напряжённой атмосферы, внушая ребёнку веру в свои возможности. Высказывания с иронией, конфликты и беспокойство категорически неприемлемы.

Регулярно предоставляйте ребёнку возможность самостоятельно решать сложные задачи, руководя процессом, но не выполняя всё самим. Ребенок должен принимать решения, видеть их результаты и делать выводы.

Тяжелая фрустрация у детей проявляется замкнутостью, агрессией и деструктивным поведением. Такие дети стремятся привлечь внимание к себе и своим трудностям, часто бегая из дома, дракусь с сверстниками, совершая демонстративные поступки и показывая плохие успехи в учебе. Важно мягко выяснить причину такого состояния, обратившись за помощью к психологу, если потребуется.

Поведение личности в обществе

Сол Розенцвейг, формулируя теорию фрустрации, указывает на три главных типа поведения.

  1. Экстрапунитивная Эта форма отличается стремлением возлагать вину за свои промахи на других или внешние факторы, избегая брать на себя ответственность. Такому поведению свойственна повышенная агрессивность, гнев и нежелание осмысливать собственные действия.
  2. При интрапунитивной форме Обычно агрессия направлена внутрь, присутствует преувеличенное чувство вины, повышен уровень тревожности, развивается склонность к излишнему самоанализу. В конечном итоге человек замыкается в себе и может прекратить попытки разрешить проблему.
  3. Импунитивная Форма не содержит обвинений, а возникающие проблемы считаются предопределёнными.

В состоянии фрустрации проявляются основные модели поведения: агрессия с повышенной двигательной активностью, уход от переживаний за счет смены деятельности, замкнутость и попытки изолироваться.

Примеры фрустрации

Рассмотрим примеры фрустрации для лучшего понимания этого состояния.

Пациент N обратился к психотерапевту в состоянии, близком к невротическому. По его словам, он очень верующий человек, воспитанный в строгих моральных нормах. Недавно его заинтересовала женщина, с которой завязались теплые отношения. Позже N узнал, что она замужем. Эта ситуация вызвала внутренний конфликт моральных принципов, который привел к фрустрации.

Выпускница сельской школы с отличными успеваемостью поступает в столичный университет. В новом окружении уровень знаний у всех примерно одинаковый. Это приводит к разочарованию девушки, так как ей не удаётся добиться прежнего успеха и занимать видное положение в коллективе.

Множество примеров демонстрируют возникновение серьёзных трудностей для субъекта в решении важной проблемы. Фрустрация не всегда нуждается в психологическом вмешательстве, но внимание к своему или чужому состоянию всё же необходимо.