Что такое сенситивность в психологии: определение, причины повышенной и пониженной чувствительности

В психологии понятие повышенной чувствительности или сензитивности не имеет однозначного толкования, так как его значение определяется контекстом использования. Этот термин может применяться для характеристики личности, возрастных этапов развития или способа активного взаимодействия с окружающим миром.

Определение сензитивности в психологии

В буквальном переводе с латинского языка слово «сензитивность» означает «чувство».

В психологии этот термин используется для характеристики особенностей характера и акцентуации личности. В таком контексте слово может приобретать негативный оттенок, указывая на повышенную чувствительность, которая затрудняет адаптацию в обществе.

Фото: img.freepik.com

В иной ситуации сензитивность проявляется как способ деятельной позиции, умение точно воспринимать реальность, демонстрировать повышенную восприимчивость к миру и к людям. Это свойство, которым можно управлять, и оно важно для психолога, писателя, художника, музыканта. Здоровая сензитивность необходима обычному человеку, стремящемуся к гармонии с собой и с окружающим миром.

Что такое сензитивные периоды

Для описания этапов развития ребенка используется термин «сезитивность». Это универсальное явление, присутствующее в жизни каждого малыша, но при этом оно носит индивидуальный характер. Начало и завершение этого периода для каждого ребенка можно спрогнозировать лишь на основе теоретических данных.

Период повышенной восприимчивости – это лучшее время для развития конкретных психологических умений и получения новых знаний.

Более детальное рассмотрение этого явления представлено в работах Марии Монтессори. Ее подход к педагогике, основанный на свободном воспитании, предполагает поддержку ребенка в процессе приобретения необходимых умений и знаний.

Наиболее интенсивное развитие наблюдается в период от рождения до шести лет, поскольку в это время ребёнок проходит через ряд критических этапов, в процессе которых он осваивает:

  • говорить;
  • ходить;
  • двигаться и действовать;
  • общаться в социуме;
  • воспринимать порядок и окружающую действительность.

Характер и свойства личности

Сензитивный тип характера предполагает избыточную, болезненную реакцию человека на окружающие события. Внешние раздражители оказывают на такую личность значительное влияние – будь то громкий звук, яркий свет или резкая речь. Любое грубое слово может стать для чувствительного человека источником психологической травмы. Сильные звуки и свет воспринимаются как потрясение, он не способен переносить чрезмерные нагрузки в работе и учебе, испытывая страдания.

Для людей, обладающих подобной чувствительностью, психологическая поддержка часто оказывается обременительной, они плохо переносят повышенные требования и сталкиваются с серьёзными трудностями в жизни. Если в семье такой человек живёт рядом с эмоционально нестабильным членом семьи, то это может причинить ему сильные страдания. Люди с тонкой душевной организацией предпочитают в общении и взаимодействии с окружающим миром сдержанность, и это касается как эмоциональной сферы, так и рабочих нагрузок, а также межличностных отношений. Эти особенности необходимо осознавать и учитывать близким людям.

Повышенная чувствительность нередко сопровождается тревогой. Боязнь нового, нежелание общаться с малознакомыми людьми, опасения касательно будущих трудностей – это часто встречается у сенситивных людей с меланхоличным темпераментом.

Другие черты характера:

  • стеснительность;
  • склонность к длительным переживаниям;
  • низкая самооценка;
  • заниженный уровень притязаний;
  • робость;
  • впечатлительность;
  • повышенная моральная требовательность к самому себе.

Благодаря целенаправленным усилиям и психологическим тренингам, направленным на развитие сензитивности, удается смягчить излишнюю ранимость и уязвимость характера. Это достигается за счет развития способности эффективно реагировать на вызывающие тревогу обстоятельства.

Возрастная чувствительность

Вопросы возрастной чувствительности изучены более детально в исследованиях, посвященных детям. Данное явление, проявляющееся в определенные периоды жизни, характеризуется различной степенью восприимчивости к воздействию внешних факторов.

Возрастная сензитивность предполагает небольшую продолжительность. Наиболее выраженным это свойство становится в определенный период, который называют сензитивным. Начало и завершение этого периода не связаны с желанием человека и его успехом в освоении знаний. Даже если навык уже сформирован, со временем наблюдается снижение способностей.

Родители не могут повлиять на наступление или завершение периода повышенной восприимчивости у ребенка. Однако, обеспечив подходящие условия для обучения в подходящий момент, они способны помочь раскрыть его природные способности.

По мнению ряда ученых, таких как Кольцов, Эльконин и Ананьев, периоды повышенной восприимчивости, или чувствительности, присутствуют в жизни человека на протяжении всего его жизненного пути, проявляясь волнообразно: этапы интенсивного развития чередуются с периодами замедления.

Поведение в обществе

Любая форма восприятия требует взаимодействия с окружающим пространством или общением с другими людьми.

Чувствительность, проявляющаяся в моменты взаимодействия с другими людьми, является чертой характера, позволяющей проявлять внимательность к окружающим, предвидеть их действия, поведение и реакции.

Существуют четыре основных вида повышенной чувствительности:

  1. Наблюдательность – это способность воспринимать окружающих на слух и зрительно, замечать детали. Она включает в себя умение запоминать внешность, слова, жесты и манеры человека, а также делать обоснованные предположения и прогнозы, опираясь на полученные сведения.
  2. Теоретические знания актуальны для работы специалистов, оказывающих помощь людям. Необходимые умения включают в себя выбор и применение наиболее подходящих теорий для анализа конкретных ситуаций.
  3. Номотетическая способность – это умение видеть в других людях представителей определенных социальных групп. Благодаря этому становится возможным прогнозировать круг их общения, потребности и интересы.
  4. Идеографическая чувствительность – это умение распознавать индивидуальные особенности характера и поведения других людей. Она позволяет предвидеть их последующие действия и эмоциональные реакции.

Умение осознанно управлять своей восприимчивостью к окружающему миру и к собственным переживаниям является ценным качеством, которое стоит развивать. В психологии широко применяются тренинги, направленные на улучшение этого навыка.

Причины повышенной и пониженной сензитивности

Повторяющееся использование стереотипов при анализе окружающего мира обусловлено снижением восприимчивости. Восприятие каждой новой ситуации или человека через уже имеющиеся убеждения приводит к ошибкам и может спровоцировать развитие невротических расстройств. Лишь осознание реального положения дел и понимание сути другого человека позволяет справиться с кризисом.

Другой признак сниженной индивидуальной восприимчивости заключается в неспособности ощущать себя. Важно уметь замечать, интерпретировать, воспринимать собственные внутренние сигналы и реагировать на них соответствующим образом для поддержания нормального функционирования. В некоторых случаях человек может испытывать отстраненность от самого себя на эмоциональном, физическом и других уровнях. Данное состояние может спровоцировать развитие неврологических расстройств, депрессивных состояний и поведенческих проблем. Развить чувствительность и обрести осознание себя человек может лишь пересмотрев приоритеты и определив свои личные ценности. По своей сути он склонен фокусироваться исключительно на том, что он считает наиболее важным.

Способность к эмпатии и понимание сути вещей, стимулирующие развитие в детском возрасте, являются ценными и даже необходимыми. Однако, как личностная черта, излишняя чувствительность, выходящая за рамки нормы, зачастую приводит к искаженному восприятию себя и окружающего мира. Она может формироваться из-за неблагоприятного, авторитарного воспитания в детстве или являться возрастным проявлением. Например, повышенной сензитивностью характера характеризуются подростки. Они остро реагируют на несправедливость, преувеличивают значимость событий и не способны адекватно оценивать себя и свои чувства.