Истории Донны

Девушкам от девушек

Сто сложных скороговорок на букву Р: упражнения для развития речи и дикции

Четкая и грамотная речь необходима не только тем, кто выступает на сцене или находится в центре внимания. Для обычного взрослого человека проблемы с дикцией могут создавать трудности в общении с коллегами и друзьями. Поэтому занятия, направленные на развитие артикуляции, можно начинать в любом возрасте, и в этом помогут скороговорки, начинающиеся на букву «Р.

Советы, как улучшить дикцию речи

Неправильная речь у взрослых способна вызвать подобные трудности у их детей, так как они часто подражают речи людей, находящихся рядом.

Фото: img.freepik.com

Решение проблемы станет возможным благодаря разнообразным скороговоркам и чистоговоркам.

Нечеткая дикция нередко становится причиной психологических переживаний как у детей, так и у взрослых. Некорректное произношение звуков, невнятная речь и нарушения артикуляции могут создавать трудности в общении. Дислалия, то есть проблемы с речью при нормальном слухе, наблюдается примерно у половины детей, однако в раннем возрасте с ней сравнительно легко справиться. В более старшем возрасте потребуется больше времени и усилий, чтобы скорректировать привычные ошибки.

Существуют различные ключевые подходы к совершенствованию произношения:

Артикуляционная гимнастика.

Этот вид гимнастики предназначен для укрепления всех мышечных групп, ответственных за произношение. Он включает в работу мышцы верхней и нижней челюсти, язык и губы. Простейшие упражнения, которые можно выполнять где угодно, включают в себя зевание с закрытым ртом, вращение нижней челюстью, надувание и втягивание щек, а также движения языком. Также полезно вытягивать губы в трубочку и пытаться улыбаться, демонстрируя выразительность. Многие упражнения будут полезны для детей. Даже самых маленьких можно заинтересовать этим занятием, если проводить его в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику можно сделать более эффективной, если одновременно с упражнениями для губ и языка выполнять и другие физические нагрузки, например, бег или приседания, а также любую другую физическую активность.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж позволяет активизировать работу мышц, участвующих в речеобразовании, если они не справляются с артикуляционной гимнастикой. Обычно назначение массажа органов речи дает врач, которым может быть логопед или невролог. Это необходимо в случаях, когда требуется корректировка тонуса мышц шеи, головы, губ, языка и неба. Врач определяет тип массажа – расслабляющий или стимулирующий – и инструктор лечебной физкультуры, логопед или дефектолог должны действовать в соответствии с этими рекомендациями.

Правильное дыхание.

Сочетание глубокого дыхания и правильной осанки способствует чёткой и громкой речи, исключая глотание окончаний. Зачастую причиной неразборчивой речи является недостаток воздуха, что приводит к скомканности и сокращению слов.

Формирование правильной осанки можно стимулировать с помощью физических упражнений и занятий йогой. Детям можно рекомендовать традиционное и эффективное упражнение – ходьбу с книгой на голове.

Произнесение отдельных звуков и слогов.

Для улучшения дикции рекомендуется начинать с отработки произношения отдельных звуков. В первую очередь следует уделить внимание парным гласным, после чего переходят к согласным. Чтобы развить правильное произношение, обычно проговаривают пары слов, соответствующих разным звукам. Так, для тренировки сонорного звука «Р» можно использовать сочетания «пожар-пожарь» или «рад-ряд».

Скороговорки и чистоговорки.

Взрослому человеку не требуется предварительной подготовки, чтобы сразу начать произносить скороговорки. Для отработки каждого сложного звука разработаны короткие или длинные четверостишия, стихотворения или отдельные предложения, направленные на тренировку одного или пары звуков.

Главное в скороговорках – не скорость, а точность произношения. Прежде всего, необходимо освоить произношение фразы целиком в медленном темпе, тщательно проговаривая каждый звук и слово. Когда удастся говорить без ошибок, можно постепенно увеличивать скорость. Начать занятия стоит с трех-пяти подходящих и несложных скороговорок. Чистоговорки для развития дикции желательно обновлять каждые две недели. Специалисты советуют заниматься дикцией, используя чистоговорки и стихи, которые вызывают наибольшие трудности при первом чтении.

Для отработки артикуляции, выполнения гимнастических упражнений или произношения фраз рекомендуется использовать зеркало.

Для выявления нарушений и контроля над улучшением рекомендуется фиксировать свою речь с помощью диктофона. Чтобы сделать занятия с ребенком более увлекательными, можно сочинять или выбирать забавные стихи, которые стоит произносить протяжно.

Для совершенствования речи рекомендуется говорить медленнее и четко произносить каждый звук. Эффективным способом станет чтение вслух с акцентом на интонацию и тембр голоса. Положительные изменения в речи можно будет заметить уже через две недели.

Для определения сложных для произношения звуков и их сочетаний рекомендуется попробовать прочитать самую длинную скороговорку:

  • В четверг 4-го числа, в 4 часа 15 минут, лигурийский регулировщик осуществлял свою деятельность в Лигурии, однако 33 корабля маневрировали, маневрировали, но так и не смогли выровняться. Затем протокол был оформлен в соответствии с протоколом, как интервьюируемый лигурийский регулировщик, красноречиво, но не чисто, рапортовал. Он настолько увлекся рассказом о неблагоприятной погоде, что для предотвращения обращения инцидента в судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохотушки громко хохотали и кричали турку, который черным дымом обкурил трубку: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл. Но на самом деле турка не было в деле, и Клара-краля в это время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 вора воровали дрова. Но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь. Молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел. Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится. Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши. О всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
Читать также:  Толкование снов о собственной смерти по соннику

Сложные скороговорки на букву «Р» для взрослых

Проблема картавости затрагивает не только детей, но и взрослых. Ранее вопросам коррекции этого дефекта в детском возрасте уделялось меньше внимания: не все родители осознавали, что с таким нарушением можно работать. Для некоторых людей невнятное произношение звука «Р» стало настолько обыденным, что не вызывает негативной реакции окружающих и даже может восприниматься как особенность. Однако, если человек сталкивается с трудностями в коммуникации, ему доступны не только простые, но и сложные скороговорки, содержащие букву «Р». Их произношение может оказаться затруднительным с первого раза. Начинать занятия с ними рекомендуется после того, как будут усвоены наиболее базовые чистоговорки на звук «Р».

Карасю Карасенку был подарен набор для раскрашивания. Карась сказал: «Раскрась, Карасенок, сказку!». На раскраске, которую получил Карасенко, изображены три веселых поросёнка: он перекрасил поросят в карасят!

***

Варвара собирала виноград на склонах горы Арарат.

***

На судне перевозили карамель, корабль сел на мель, и матросы в течение двух недель питались карамелью, находясь на мели.

***

Егор проходил через двор, держа в руках топор для починки забора.

***

Галка уселась на забор, и грач вступил с ней в беседу.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Попытка поймать хитрую сороку — непростая задача, а поимка сорока сорок — сопряжена с огромными трудностями.

***

Редька практически не росла на грядке, и грядка обычно не отличалась аккуратностью.

***

Дробью по перепелам да по тетеревам.

***

Римма начинает очищать оконную раму, а Рома приступает к обработке раны.

***

Перед коровой короб корок.

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,

Кларик играл бы на кларнете, используя свою технику,

А Карл подарил кораллы Карлайле.

***

Радостный баран – словно барабан. И баран отбивает ритм на барабане, баран бьёт в барабан.

Читать также:  Калибрахоа: особенности выращивания и ухода

***

Лорд Карл совершил кражу трех кораллов у Клары. Кораллы, принадлежащие лорду Клару, не были похищены!

***

Пров привез Егору во двор значительное количество дров.

***

Лесорубы валят зрелые дубы и распиливают их на брёвна.

***

Свинья рыла землю, копала, белая мордой изрыла полдвора, вырыла, подрыла. До норы не добралась. Для этого и предназначено её рыло – копать.

***

Вокруг дрова, за домом дрова, под домом дрова, над домом дрова, дрова по периметру двора, дрова по площади двора, двор не способен вместить дров. Необходимо вывезти дрова обратно на дровяной двор.

***

Тридцать три корабля маневрировали, маневрировали, но не смогли выполнить задачу.

***

Интервьюер интервента интервьюировал.

***

Клара-краля кралась к Ларе.

***

Баркас прибыл в порт Мадрас. Один из матросов доставил на корабль матрац. В порту Мадрас матрац матроса был разорван в стычке с альбатросами.

***

Роман Кармен спрятал в карман роман Ромена Роллана и направился в ресторан «Ромэн», расположенный на улице «Кармен”.

***

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

Опытный врач, специализирующийся на лечении заболеваний гортани, успешно справлялся с ларингитами.

***

Скороговорка скороговорила, что не каждому под силу пересказать все скороговорки. Однако, поддавшись азарту, она заявила, что все же сможет произнести их все. Скороговорки перелетают, словно караси на сковородке.

***

Свиристель свиристит свирелью.

***

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

***

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

***

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

***

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
– Сено грабь граблями, краб.

***

У ворот стоит лодырь, с открытым ртом.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

При картавости у детей

Для начала успешной коррекции картавости у ребенка необходимо определить её причины. Наиболее распространенной причиной является аномалия уздечки языка. Кроме того, могут влиять генетическая предрасположенность, травмы языка и нарушения прикуса. Только квалифицированный врач-логопед может установить точный диагноз.

Для начала решения проблемы в детском возрасте можно предпринять самостоятельные шаги, познакомив ребенка с несколькими несложными и короткими скороговорками:

***

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

***

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

***

Проворонила ворона воронёнка.

***

Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

***

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

***

Бородач боронил бороной борозду.

***

Баран-буян залез в бурьян.

***

Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.

***

Грянул гром – гроза в разгаре.

***

Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.

***

У репки да редьки корень крепкий.

***

Боря Ире дал ириску,
Ира Боре – барбариску.

***

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

***

Тридцать три трубача трубят тревогу.

***

Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.

Короткие чистоговорки для дикции

Чистоговорки применяются для тренировки произношения отдельных звуков. Это короткие фразы, содержащие повторяющиеся буквы или звуковые сочетания. При работе с чистоговорками необходимо уделить внимание правильной постановке каждого звука, следуя установленным нормам произношения.

У быка была белая и тупая губа, словно у тупогубого телёнка.

***

По полю поднимается пыль от звука копыт.

***

Турка курит трубку, курка клюёт крупу. Не кури трубку, турка, не клюй крупу, курка.

***

Когда появлялся Прокоп, закипал укроп, когда уходил Прокоп — кипел укроп. И при появлении Прокопа укроп закипал, и в его отсутствие кипел укроп.

***

Редька практически не росла на грядке, и грядка обычно находилась в беспорядке.

***

Свинья с широкой мордой рыла землю, перекопала полдвора, вырыла и взрыхлила.

***

У Фрола случилось нечто, Фрол был обманут на Лавру, он направится к Лавре, Лавра солжет Фролу.

***

Сенька везет Соньку и Саньку на санках. Санки подпрыгивают, сбивают Соньку с ног, Саньку – в бок, Сеньку – в лоб, и всех троих заваливает в сугроб!

***

Кукушка смастерила капюшон для своего кукушонка. Кукушонок надел капюшон и выглядел в нём забавно.

***

Цапля промокла, она высыхала, слабела, погибла.

***

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

***

В Чите течет Читинка.

***

Не стоит считать невеждой того, кто не склонен к многословию, гораздо важнее быть не бездарем в действии.

***

Повара Петр и Павел. Петр умел плавать, и Павел тоже.

***

Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

***

На горе у речки
Уродилась гречка.

***

Чёрный грач с грачихой прогуливается по огороду, переступая с грядки на грядку.

***

Читать также:  Что означает сон о падении самолета: толкование сновидений о крушении и авиакатастрофе

Варвара собирала виноград на склонах горы Арарат.

***

На склоне холма расположились тридцать три Егорки.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

***

У Харитона в аквариуме обитают четыре рака и три тритона.

***

Гроза раскатывается, бушует, гремит, пока сохраняет свою мощь.

Длинные скороговорки для развития речи

Прежде чем переходить к сложным скороговоркам, рекомендуется начать с более простых. Сначала такие фразы анализируют, выделяя отдельные строки и разбирая их состав. Произношение должно быть медленным, с повторением наиболее затруднительных мест. Они хорошо подходят для детей школьного возраста, способных запоминать длинные стихи и тексты.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
(Буквы: П, Р)

***

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть
Не смогла!
(Буквы: В, Д, Р)

***

Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте домкрат Кондрат.
(Буквы: Р, П, Т)

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал

Он не произнес ни слова. Лишь бесцельно тратил время на пустые разговоры,


Я не желал больше повторять скороговорки.

Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?»
И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ.
(Буквы: В, К, Л, Р, С)

***

Бобры известны своим добрым нравом. Они отличаются дружелюбием.

Чтобы обрести благополучие, достаточно просто пригласить бобра.


Если ты проявляешь доброту, не требуя ничего взамен, то, вероятно, сам обладаешь качествами, свойственными бобру.

(Буквы: Б, Р, Д)

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка.
Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки-пеструшечки – пестрохвостята,
а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята.
(Буквы: Р, С, Т)

***

Корабли маневрировали, но не смогли выполнить задачу,
Вот какое лавированное лавирование отлавировалось,
Что даже лавировщики залавировались и отлавировались,
Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.
(Буквы: В, Л, Р)

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла – кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,

Кларик играл бы на кларнете, если бы имел возможность,

А Карл подарил кораллы Карлайле

Вариант на «Р» твердую и мягкую

Некоторыму людям сложно произносить мягкий звук «рь», и для них будет полезно использовать скороговорки на букву «Р», сочетающие как твердый, так и мягкий произношения.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

На трех дворах работают три дровосека, которые валят лес.

***

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью –
В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***

Спешащему не место для упреков, спешащему угоден пирог.

***

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***

Рита выращивает маргаритки, а Борис – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Развитие речи важно поддерживать на протяжении всей жизни. Нечеткое произношение во взрослом возрасте может создавать трудности в коммуникации. При этом, некоторым людям неловко обращаться за помощью к специалистам. В таком случае самостоятельное улучшение речи вполне возможно благодаря регулярным упражнениям и скороговоркам.