Атипичный аутизм – это психическое расстройство, которое обычно проявляется у детей в возрасте до начала школьного обучения. Данная форма заболевания характеризуется тем, что у ребенка, как правило, нет серьезных проблем с интеллектуальным развитием, однако ему бывает затруднительно установить и поддерживать коммуникативные связи. В нашей статье вы сможете узнать, как выявить атипичный аутизм у детей.
Что такое атипичный аутизм
В современной медицинской практике всё чаще встречается диагноз «аутизм». Некоторые эксперты объясняют это негативным воздействием на окружающую среду, другие – увеличением возраста будущих матерей (статистические данные свидетельствуют о том, что большинство женщин рожают после тридцатилетнего возраста). Однако, точную причину этого явления не может установить ни один исследователь.

Атипичный аутизм имеет отличия от классической формы этого расстройства. Первые признаки обычно проявляются в возрасте от трех до четырех лет. Зачастую родителям сложно заметить отклонения в развитии у ребенка, поэтому многие врачи-педиатры советуют ежегодно проходить неврологическое обследование.
У детей с атипичным аутизмом диагностируется структурные изменения в головном мозге.
К возникновению заболевания приводят следующие факторы:
- Наследственность играет важную роль. Исследования показали, что у детей с атипичным аутизмом может присутствовать ген, предрасполагающий к его развитию. Чаще всего отклонения в психоэмоциональном развитии наблюдаются у родственников. Обнаружить данный ген с помощью ультразвукового исследования и генетического скрининга не удается. Он не всегда является причиной развития именно этой патологии.
- Беременность, осложненная угрозой выкидыша, маточным кровотечением, гестозом или внутриутробной инфекцией, может повысить риск развития аутизма у ребенка.
- Некоторые хронические заболевания начинают формироваться еще во время внутриутробного развития. Аутизм может возникнуть на фоне эпилепсии, синдрома Дауна и других состояний.
Существует мнение среди многих родителей, что вакцинация способна спровоцировать развитие нетипичного аутизма у детей, что и становится причиной отказа от прививок. Однако эксперты уже давно предоставили доказательства того, что аутизм не является результатом внешнего воздействия, а формируется ещё в период внутриутробного развития.
Симптомы и признаки возникновения
Симптомы атипичного аутизма следующие:
- Ребенку сложно установить контакт со сверстниками. Он не проявляет интереса к играм с ними. Во время общения отсутствует зрительный контакт.
- Ограниченный словарный запас. Освоение новых слов дается с трудом, ребенку требуется продолжительное время, чтобы начать правильно использовать их в устной форме.
- Выраженная эмоциональность. У малыша даже по незначительным причинам может возникнуть истерика, сменяющаяся смехом. В тех случаях, когда ситуация игнорируется, эмоциональная реакция может быть полностью подавлена. Возможно, возникнет ощущение, что ребёнку безразличны происходящие события.
- Повышенная раздражительность.
- Неприемлемая реакция при знакомстве с незнакомцами.
- Повторяющиеся, однотипные игры. Ребёнок может долгое время перекладывать небольшое количество кубиков, не проявляя реакции на окружающих и полностью сосредоточившись на себе.
У детей с рождения могут наблюдаться признаки атипичного аутизма. Однако многие родители склонны объяснять такую симптоматику как индивидуальные черты характера, что и является их основной ошибкой.
Своевременное выявление проблем и начало работы над их решением значительно повышают вероятность того, что ребенок комфортно адаптируется в обществе.
Диагностические мероприятия
Как выявить атипичный аутизм? Если родители наблюдают отклонения в развитии и поведении ребенка, первым шагом должно стать обращение к педиатру, который даст направление к невропатологу. Врач проведет осмотр и сделает соответствующее заключение.
Помимо этих специалистов необходимо также показать ребенка:
- неврологу;
- психологу;
- психиатру;
- Проверка слуха с использованием ЛОР-оборудования).
Установление диагноза «атипичный аутизм без интеллектуальных нарушений» представляет собой непростую задачу. Для подтверждения или исключения заболевания требуется длительная работа специалистов с ребенком. Помимо стандартных обследований, могут быть рекомендованы магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ) и специализированные тесты для выявления аутизма. Процесс диагностики может занимать от четырех до шести месяцев.
Медицинские мероприятия, направленные на лечение детей, не имеющих нарушений в интеллектуальной сфере
Терапия атипичного аутизма у пациентов без сопутствующей умственной отсталости осуществляется под тщательным контролем психолога и невролога. Специальных лекарственных средств для лечения данного состояния не разработано.
В обязанности специалистов входит психологическая коррекция детского поведения.
В каждом конкретном случае специалисты составляют персональную схему лечения, подбирают уникальный подход к ребенку.
Схема лечения может охватывать различные аспекты:
- посещение специализированных реабилитационных центров;
- ежедневные занятия со специалистами;
- посещение кружков для развития мелкой моторики (рисование, лепка, оригами, бисероплетение);
- занятия музыкой (например, уроки на фортепиано);
- иппотерапия;
- дельфинотерапия.
Необходимая терапия не ограничивается действиями медицинских работников. Значительное влияние на социальную адаптацию ребенка и формирование его поведения оказывают родители.
Подходы к лечению атипичного аутизма, сопровождающегося нарушениями развития, включают в себя комплексную терапию
Когда при атипичном аутизме наблюдается задержка развития, обстановка становится еще более сложной.
У детей, как правило, наблюдаются дополнительные характеристики, помимо ключевых:
- агрессивность;
- нарушение сна;
- гиперактивность.
В случае подтверждения диагноза, специалисты могут порекомендовать прием определенных лекарственных средств:
- «Налтрексон», «Фенфлурамин» или «Галоперидол» — эти лекарственные средства классифицируются как нейролептики и обладают схожим воздействием, так как помогают уменьшить гиперактивность и агрессию у детей, а также оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему).
- «К ноотропам относятся такие лекарственные средства, как «Глицин», «Пирацетам», «Энцефабол» и «Пантогам». Эти препараты способствуют улучшению работы мозга и его когнитивных способностей.
- К психотропным лекарственным средствам относятся, например, «Сомакс», «Рипсолепт» и «Неулептил». Эти препараты применяются для облегчения состояния при психических заболеваниях.
Перечисленные препараты следует применять строго по назначению врача и после проведения полного обследования ребёнка. Неконтролируемое лечение может вызвать негативные последствия.
В дополнение к лекарственной терапии необходимы консультации с психологом и другими экспертами, обладающими специализированными знаниями.
Когда оформляют инвалидность
Получение статуса инвалидности при атипичном аутизме – это непростой вопрос, требующий детального изучения. Если у ребенка нет сопутствующих нарушений интеллекта, то установить верный диагноз может быть затруднительно. Тем не менее, родителям необходимо обратить внимание на этот вопрос. Для ребенка, признанного инвалидом, государством предусмотрен ряд льгот и социальная поддержка.
Для прохождения медицинской экспертной комиссии (МСЭК) необходимо обратиться к нескольким специалистам:
- невропатолог;
- логопед;
- ЛОР.
Также потребуются обследования:
- ЭЭГ;
- анализ крови и мочи.
Для оформления карты инвалидности и получения заключения для медицинской комиссии необходимо обратиться к психиатру.
Получение статуса инвалидности несколько легче при классической форме аутизма, чем при атипичной.
Осложнения заболевания
Без своевременного выявления заболевания и начала терапии у ребенка могут возникнуть различные неблагоприятные последствия.
Среди них:
- полная социальная изоляция;
- постоянный стресс;
- затяжная депрессия;
- агрессия;
- ненависть к окружающим.
Выявление проблемы и начало лечения должны быть своевременными – это задача как родителей, так и специалистов.
Прогноз и профилактика
Атипичный аутизм не поддается излечению. Однако, когда у ребенка отсутствуют нарушения интеллекта, состояние выявлено на ранней стадии и начато адекватное лечение, перспективы благоприятные. Адекватная психоэмоциональная поддержка позволяет детям с таким диагнозом посещать общеобразовательные учреждения. При этом необходимо, чтобы ребенок находился под наблюдением невролога и проходил специализированные занятия и тренинги.
Когда у ребенка присутствуют нарушения в развитии интеллекта, ситуация представляется неблагоприятной. Родители должны приложить усилия, чтобы познакомить его с базовыми навыками, необходимыми для самостоятельной жизни, в частности, обучить элементарному самообслуживанию.
Не существует мер профилактики аутизма, поскольку ученые до настоящего времени не могут с уверенностью установить причины, по которым ген, влияющий на развитие этой патологии, проявляется в некоторых случаях.
В последнее время всё чаще выявляется атипичный аутизм у детей. Сложность заключается в том, что на ранних этапах заболевание может быть незаметным. Четкие проявления обычно начинают проявляться к трем-четырем годам.
Когда у ребенка диагностируют такое заболевание, родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы обеспечить ему комфортное пребывание в социуме и успешную социализацию.