Истории Донны

Девушкам от девушек

Атараксия в философии: значение понятия в различных учениях

В философии атараксия – это понятие, описывающее специфические черты сознания человека. Речь идет о способности сохранять спокойствие, выдержку, невозмутимость и храбрость. Считается, что термин был введен Демокритом, однако схожие идеи и синонимичные понятия встречаются в различных учениях древнегреческих мыслителей.

Что такое термин Атараксия

В различных энциклопедиях и словарях определение атараксии может отличаться, поскольку зависит от выбранной системы взглядов. В прямом переводе с древнегреческого языка слово ἀταραξία означает отсутствие волнения, спокойствие и невозмутимость.

Фото: img.freepik.com

Следовательно, в первую очередь стоит обратиться к определению из философской энциклопедии: «Внутреннее умиротворение и безмятежность как наивысшая ценность. Оно восхвалялось как необходимое условие достижения эвдемонии (блаженства) Эпикуром, Пирроном и, в особенности, Демокритом, который также определял это состояние как хорошее душевное состояние, бесстрастие, отсутствие удивления, гармонию».

Хотя философские школы существенно различались между собой, скептики, эпикурейцы и стоики использовали понятие «атараксия» для обозначения высшей степени контроля человеческого разума над внешними воздействиями. Это духовное превосходство базируется на взвешенном рациональном анализе, что равносильно интеллектуальному просветлению.

Овладение определением – это способ постижения окружающего мира

Стремление разобраться в определении чего-либо зависит от личных предпочтений человека, касающихся выбора пути развития. У каждого есть право выбирать собственные цели и жизненный уклад.

Даже если есть стремление к атараксии, необходимо глубоко понимать, какое состояние описывают учения философов.

Древнегреческие мыслители связывали его с мудростью, а буддисты – с духовным просветлением. Однако, Экхарт Толле в своей популярной книге утверждал: «Невозможно обрести просветление, если стремиться к нему». Возникает вопрос: возможно ли достичь душевного равновесия, невозмутимости, атараксии, если постоянно быть им увлеченным, будь то в мыслях или действиях?

Понятно, что в высказывании Толле нет противоречия, а лишь уточнение: глубокая осознанность не связана с настойчивым желанием достичь е.

Осознание сути и основ позволяет приблизиться к состоянию атараксии или просветления, которое описывают философы.

Интерпретация понятия «определение» варьируется в зависимости от различных философских школ

В античной философии были выработаны основополагающие категории и понятия, ставшие отправной точкой для дальнейшего развития философии, этики и эстетики. Древние мыслители, такие как Аристотель, Эпикур и Сенека, определили классическое толкование философских категорий, оказывающих влияние на интеллектуальный и нравственный прогресс общества и формирование личности.

Читать также:  Можжевельник Хиберника: характеристики сорта, посадка, уход и применение в ландшафте

Атараксия Эпикура

Основой учения Эпикура является признание высшей ценности истинной мудрости. Именно мудрость он считал главным условием достижения атараксии. С его точки зрения, верные знания о природе мироздания способствовали обретению благоразумия. Это было связано и с его изучением концепции атомной структуры материи. Таким образом, в его подходе к познанию окружающего мира можно выделить элементы рационализма.

Современники часто характеризовали его как человека, не верящего в Бога, а понимание его взглядов на духовные убеждения и религию крайне важно для осознания его философских идеалов.

Эпикур не мог считать атеистами людей, отрицающих существование бога или богов. Он придерживался собственной точки зрения, которая определяла его понимание веры. В письмах к Менекею он изложил основные принципы своей теологии, основанной на убеждении в существовании бога, о котором у людей сложилось неверное представление. При этом истинные боги, по его мнению, блаженны и бессмертны. К его переосмыслениям относится и утверждение о том, что проявление бога может принимать форму чисел или человеческий облик.

Рассматриваемая атараксия напрямую связана с особым пониманием. Бог предстает в качестве образца для невозмутимого мудреца. Если исходить из того, что высшим идеалом Эпикура являлась мудрость, то и божество становится с ней отождествленным.

Вклад скептицизма в эпоху и атараксия Пиррона

Основоположника скептицизма можно назвать создателем весьма неоднозначного учения. Несмотря на то, что философии как науке свойственна относительность, учение Пиррона содержит ряд противоречивых положений. Это проявлялось в его высказываниях и работах его последователей.

В основе философского направления лежало убеждение, что ни эмоции, ни разум не способны привести к постижению истины. Предлагалось искать ответы на вопросы о сущности вещей, способах взаимодействия с ними и потенциальной выгоде. Ключевым утверждением было то, что человек не может постичь истинную природу вещей, даже если способен описать их. Это означало, что любые высказывания лишены смысла и от них следует воздерживаться.

Хотя Пиррон и его сторонники не были первыми, кто предлагал путь к атараксии посредством отказа от догм и оценочных суждений, они уделяли этому особое внимание и демонстрировали это своим образом жизни. Например, Пиррон занимал пост верховного жреца и провозглашал догматы. Кроме того, скептики вели достойную, привычную жизнь, следуя общепринятым нормам, которые формируются на основе суждений о мире.

Читать также:  Карликовый пинчер: особенности породы, характер и советы по воспитанию маленького "мини-добермана"

Сложность их доктрины наглядно демонстрируется в одном из изречений: «Я не уверен, что мед действительно сладок, однако я согласен с тем, что он таковым является». Тем не менее, скептики также стремились к состоянию невозмутимости, равнодушия и апатии, отказываясь от оценочных суждений. Это, в свою очередь, противопоставляется эпикурейскому подходу к обретению душевного спокойствия посредством знания и мудрости.

Описание развития состояния апатии

Философское понимание «апатии» связывают с одним из видов атараксии. Различные философские школы и направления характеризуют идеал душевного равновесия и гармонии, исходя из собственных убеждений. Состояние апатии чаще всего ассоциируют со стоиками. Их концепция счастья базируется на иных принципах – правильных желаниях и действиях, а также на разделении вещей на благо и зло. Тем не менее, именно стоики полагали апатию добродетелью, а поздние стоики, такие как Сенека, определяли «бесчувствие» как способность контролировать себя.

Апатия формируется при стремлении к воспитанию в себе внутренней силы, подразумевающем следование определенному идеалу. Человек избавляется от излишнего страха, тревог и зависимости от чужого мнения. Однако, достижение значительного уровня самоконтроля не означает отказ от общепринятых моральных принципов или отрицание необходимости подчиняться законам государства и общества. Напротив, атараксия формируется как переход к более развитой форме рассудительности, осознанности и невозмутимости, основанной на интеллектуальном потенциале.

Понятие Атараксия в других категориях

Внутреннее равновесие изучается не только философами. Стремление к эмоциональной стабильности и самообладанию также волнует отдельных личностей, а также является предметом интереса медицины и психологии.

В психологии

Понятие «апатия» получило широкую известность благодаря определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия характеризуется состоянием пассивности, отчужденности и отстраненности от окружающего мира. Часто это проявляется в уходе от реальности, выражающемся в длительном пребывании в виртуальной среде, прослушивании музыки, вызывающей подавленное настроение или агрессию, увлечении фантастикой и вымышленными мирами, а также в отчуждении от общества посредством нарушения законов и общественных норм (иногда в форме присоединения к анархистским организациям или субкультурам), и чрезмерной концентрации на одной идее. В подобной ситуации речь идет о неблагоприятном для человека состоянии, которое негативно влияет на его функционирование и может представлять угрозу не только для него самого, но и для окружающих.

Читать также:  Албанский питбуль: особенности породы с пятнистым окрасом

В медицине

Философская практика не привлекает всех. Однако, у каждого человека развивается определенная стрессоустойчивость, позволяющая справляться с жизненными проблемами, контролировать эмоции и сохранять спокойствие. Но при возникновении сильных стрессовых ситуаций, перенапряжение нервной системы может негативно сказаться на здоровье. Нервное напряжение и избыток стрессовых факторов способны спровоцировать различные заболевания внутренних органов или ухудшить течение хронических.

С медицинской точки зрения, обретение атараксии во многом созвучно её философскому пониманию, хотя и достигается посредством консервативных методов. Для уменьшения тревоги, беспокойства и напряжения применяются специализированные лекарственные средства.

Как достичь полного душевного спокойствия

Каждый сам определяет, как ему обрести внутреннее равновесие и что он вкладывает в это понятие. Невозможно побудить другого человека к стремлению достичь атараксии, даже если вы искренне считаете это необходимым.

Внутреннее равновесие обретается через осознанное стремление. Оно всегда обусловлено развитием интеллекта. Иногда речь идёт об эмоциональном интеллекте. Однако это не самостоятельное состояние, а лишь элемент общего личностного роста. Рациональный подход к мышлению и высокий уровень интеллекта позволяют человеку сохранять невозмутимость благодаря подсознательной и интуитивной оценке множества факторов.

Различные философские направления имеют принципиально разные предпосылки, однако идеал философа заключается в обретении наивысшей мудрости, которая избавляет разум от страданий, беспокойства и ложных убеждений.

Не стоит отождествлять неспособность к сочувствию и эмпатии с обретением невозмутимости в отношении чрезмерных удовольствий. Так же, как ощущение умиротворения несовместимо с неморальным образом жизни, проявлению жестокости не соответствует глубокое душевное равновесие, свойственное мудрому человеку.

О просветлении как пути к счастью рассуждают философы, буддисты, йоги и представители различных религиозных учений. Глубокое внутреннее умиротворение достигается благодаря сочетанию умеренности во всех аспектах жизни (в стремлениях, одежде, питании, развлечениях), высокой нравственности, добродетели и интеллектуального развития, направленного на обретение высшей мудрости.