Ожидание ребёнка всегда сопровождается приятной суетой в доме. Теперь нужно произвести инвентаризацию в шкафу, освобождая место для новых вещей, найти укромный уголок для кроватки, выделить площадку для будущих игр. Суета эта как мятная конфета: приятна, но сильно холодит. Страх перед переменами ознобом пробирается из левой стороны груди в район живота и неприятно стягивает горло. И есть чего страшиться! Ведь изменения коснутся не только домашнего распорядка, но и ума, и сердца. Придётся привыкнуть к тому, что в твою жизнь вошёл ещё один близкий человек.
Приход в мир ребёнка — огромное чудо. Жизнь его подобно лучу вспыхивает однажды, чтобы направиться в вечность. Так, открывая в первый раз Евангелие, мы спотыкаемся о длинное перечисление родословия Иисуса Христа: «Авраам родил Исаака. Исаак же роди Иакова. Иаков же роди Иуду и братию его…» И так на целую страницу.
Написанное однажды для иудеев доказательство происхождения Спасителя от Авраама и Давида, согласно данному Богом обещанию, хочется пролистать как потерявшее актуальность для нынешнего дня. Но если задуматься, сколько волнений, страданий и радостей скрыто в каждом коротком предложении перечисления родов в человеческой цепочке, приводящей к Христу. Каждое рождение, о котором говорится в первой главе Евангелия от Матфея, несло в себе и счастье и тревогу, да и каждому из нас, познавших радость родительства, чувства эти знакомы. Тут и беспокойное ожидание беременности, трудности вынашивания, и, может быть, сложные роды, а после тревога за младенческое здоровье. Всего не перечислишь.
Очень часто предательские мысли начинают нашептывать уже в самом начале: «Зачем всё это нужно? Тебя ждёт беспомощность и боль, ты не будешь спать ночами, потеряешь хорошее рабочее место, испортишь фигуру и приобретёшь страх на всю оставшуюся жизнь». Это совершенно нормальные человеческие эмоции, обусловленные гормональными перестройками. Но хуже, когда и окружающие вместо поддержки дают пищу для горестных размышлений, пугают нерадостными перспективами, закрывают перед носом двери дружественных некогда домов.
В эти святочные дни как не вспомнить снова Ганса Христиана Андерсена. Его глубокое знание духовных законов метафорически точно выражено в каждой его сказке. Стоит только задуматься, и получишь большую пользу. Итак, порассуждаем о буре, которая перевесила все вывески.
Однажды в благополучном и очень красивом городе разыгралась ужасная буря. Ветер разбирал черепичные крыши, как карточный пасьянс, стучал в окна, гнул кованые ограды. Дошло даже до того, что пёстрые вывески снялись со своих привычных мест и, закружившись в страшном хороводе, опустились в совершенно причудливом порядке. Бочка бондаря укатилась к магазину дамской моды, лисья шкурка с вывески скорняка повисла на дверном колокольчике молодого человека очень скромной наружности, а на питейном заведении появилась вывеска с кабинета детского врача: «Здесь дети приучаются к бутылочке». Буря, надо заметить, обладала своебразным чувством юмора.
Что-то подобное случилось и в Вифлееме больше двух тысяч лет назад. Те, кого весь мир не был достоин, переходили от гостиницы к гостинице, от дома к дому и не находили приюта. Хозяева отказывались дать даже угол для приюта странной семьи — старца и молодой особы, только-только вышедшей из отроческого возраста и уже ждавшей со дня на день ребёнка. Все угрюмо поглядывали на большой живот Марии и отрицательно качали головами. А вдруг она родит прямо в гостинице? Вдруг придётся разделить бремя, связанное с родами и младенцем? Ну уж нет, пусть кто-то другой рискует.
Словом, вывески в Вифлееме перевесила буря человеческих страстей. И поэтому каждый домохозяин «предусмотрительно» разместил вместо надписи «Добро пожаловать» таблички «Закрыто», «Занято» и «Мест нет».
Для рисования возьмём такой сюжет: заснеженный город, в котором всё находится на своём месте. Посмотрите предыдущий урок, где мы вырезали домик из половинки листа А4. Теперь таких домиков потребуется несколько. Так же можно изобразить храм и многоэтажные дома, только вырезать их необходимо из целого альбомного листа. Сгибать лист тоже придётся не один, а три раза — сначала посередине, а потом каждую часть ещё пополам. По трём линиям сгиба следует вырезать купола храма и окна многоэтажек. Теперь каждое изделие наклеим на цветную бумагу и снова вырежем, оставив поля.
Далее нужно собрать композицию. За основу возьмём целый лист ватмана и в верхней его части приклеим полосы цветной бумаги синего цвета — это станет небом. Теперь в первом ряду поместим храм, а рядом и ниже — маленькие и большие дома — пусть наш посёлок будет смешанного типа. Для оживления обстановки сделаем по той же технологии дерево и луну, а улицы городка заселим жителями. У нас, например, от дома к дому летает ангел и ходит Николай Чудотворец с мешком подарков.
Какая возможность войти в историю человечества была у каждого жителя Вифлеема! В Евангелии описали бы радушие, оказанное Богомладенцу, а имена гостеприимных домовладельцев, возможно, знали бы христиане во все времена. И не пришлось бы детским писателям придумывать диалоги для быка и осла, которые оказались у яслей, ставших престолом Царя царей.
Поэтому хорошо помнить о том, что в воспитании детей от каждого из нас зависит, в какую сторону склонятся весы общего порядка — добродетельной радости или замкнутой в себе печали. И какая вывеска будет соответствовать нашему дому.