Начало учебного года — стресс не только для детей, но и для их родителей. Им тоже предстоит адаптация, причем как тем, у кого дети идут первый раз в первый класс, так и тем, у кого учатся уже не первый год. Как сделать ее менее болезненной? Как сохранить силы, чтобы они не исчерпались в первый же месяц? Отвечает Инна Хамитова, психолог, директор по учебной работе Центра системной семейной терапии.
— Что может вызвать стресс родителей?
— Школа — это мероприятие, к которому надо готовиться заранее. Ребенок идет в школу, и это влечет изменения во всей семье. Как и любая перемена привычного образа жизни, начало учебного года — стресс.
Его тяжесть зависит от того, насколько семье приходится менять свой образ жизни, образ мысли, свои правила. Ведь когда ребенок идет в школу, многое, буквально до распорядка дня, вдруг должно либо измениться, либо подвергнуться испытанию. Например, распорядок дня семьи устроен таким образом, что люди встают и ложатся поздно. Понятно, что даже к режиму им будет очень сложно подстраиваться. Не зря же многие родители радуются каникулам ровно потому, что им не надо будет рано вставать и отводить ребенка в школу.
Ребёнок идет в школу. и семейная система жизненных ценностей подвергается проверке на прочность. Ребенок начинает что-то приносить из школы. Семилетний ребенок уже слушает и учителей, и своих сверстников.
Поэтому, например, если в семье были одни взгляды на жизнь, а в школе они совершенно другие; если в семье были приняты одни правила, одни обычаи, а в школе они совершенно другие, то будет очень трудно не только ребенку, но и родителям.
Например, в семье царит дух свободы, у родителей демократичные методы воспитания, они прислушиваются к мнению ребенка и считаются с ним. И тут они приходят в школу, где жесткая структура и жесткие правила, четкие требования к послушанию и даже к безоговорочному подчинению учителю. Понятно, что это будет чрезвычайно сложно не только для ребенка, но и для родителей.
И наоборот. Допустим, у родителей всегда было очень жесткое воспитание, палочное, чуть ли не с применением телесных наказаний. А тут они приходят в школу и им начинают рассказывать про то, как надо прислушиваться к ребенку, как не надо на него давить, как надо осуждать его плохие поступки, но ни в коем случае не осуждать его самого. И для них это стресс. Родители обескуражены: что теперь делать? Ведь их самих так воспитывали, и других методов они не знают…
Еще момент – у родителей есть определенные ожидания от ребенка. Почти всегда. Например, он пойдет учиться, и будет это делать вдохновенно, с большим интересом и сразу станет отличником. Но, допустим, этого не происходит. Родитель обманулся в своих ожиданиях. Дальше ему нужно с этими разочарованиями справиться. Потому что давить на ребенка совершенно в этом случае не эффективно. Понятно, что он от этого лучше не станет заниматься.
Как его заинтересовать? Заинтересовать можно, только если ты начнешь чем-то с ним заниматься, вместе, увлеченно. А если тебя это по большому счету не интересует, и еще ты очень огорчен его неуспехами и даже, может быть, злишься на него, и вообще с ним не хочется день проводить, потому что он тебя разочаровал, то будет только хуже.
— Многие родители к началу учебного года начинают запасаться валерианкой. Можно как-то обойтись без успокоительного?
— Валерианка — вещь хорошая, никакого вреда от нее не будет. Другое дело, что она снимает симптомы, а проблемы остаются.
Чтобы бороться с ними, прежде важно понять, что ты чувствуешь конкретно. Например, тебя гложет что-то, или ты боишься чего-то, или злишься, или ты разочарован. Шаг второй — надо понять источник этого чувства. Например, ты можешь тревожиться, что твой ребенок не будет достаточно хорошим учеником или что его могут обижать в классе, или что он не будет достаточно общителен и не заведет себе кучу друзей. Далее шаг номер три — очень важно понять, насколько твои тревоги или страхи реальны, имеют ли они под собой основание — или ты слишком чувствителен и реагируешь слишком сильно.
Очень важно было бы задать себе вопрос: а как ты, собственно, учился в детстве, что было, когда ты пошел в 1-й класс, и как проходила твоя адаптация. Потому что поход в школу ребенка пробуждает те самые детские страхи, а уж тем более детские неврозы, которые были. Например, у тебя не складывались отношения с одноклассниками или тебя травили, и тебе кажется, и ты очень волнуешься, что твой ребенок тоже может с этим столкнуться. Или, например, ты испытывал страх перед учителями. Многие родители описывают, как они входят в школу и в них поднимается страх, хотя они — взрослые люди, иногда старше учительницы, но им трудно с ней разговаривать.
Дальше, если ты начинаешь понимать, что вот, это мое, тебе уже легко сделать следующий шаг. Каждый раз, когда волна этого чувства на тебя накатывает, ты говоришь себе: стоп, остановись, подыши, встань под душ или хотя бы ладошки подставь под воду. Погуляй, успокойся и попробуй посмотреть на это реально: а действительно ли у моего ребенка это есть, действительно ли он с этим сталкивается или мы, когда-то обжегшись, сейчас будем все проецировать на него? Это то, что касается страхов или тревог.
Если появляется злость на ребенка, надо как раз разобраться, нет ли завышенных ожиданий к нему. Например, мама считает, что у ее дочки серьезные проблемы — она дружит всего с одной девочкой. А проблемы у мамы, которая ожидала, что дочка подружится со всем классом, станет душой компании. Дочке достаточно иметь одну подругу, и это чудесно!
Понятно, когда ребенок не оправдывает ожидания, для родителей это может быть ударом по самооценке. Скорее всего, они рассматривают своего ребенка как свое собственное продолжение. Если ребенок получил двойку, эту двойку как будто бы получил родитель. Хотя учеба — дело ребенка.
— Еще один момент — родители детей, медленно собирающихся, заранее начинают бояться, что будут кричать на детей, когда те начнут затормаживаться.
— Их опасения оправданы, потому что когда тебе надо быстро что-то делать, а ребенок тормозит, конечно, в сердцах ты можешь накричать. И понятно, что кричишь-то ты от отчаяния и бессилия что-то сделать. С ребенком, собственно, ничего не случилось, у него такой темперамент. Флегматик никогда холериком не станет, у него скорость течения нервных процессов такова. И действительно, один ребенок собирается в школу за полчаса, а другому нужно полтора часа. Получается, что мы здесь идем от нужд ребенка, в том числе и чтобы сохранить собственное душевное здоровье. Ты просто встаешь за полтора часа, и вы потихоньку начинаете собираться. Понятно, что когда вы это делаете вначале вместе, потом он потихонечку приучается делать это один. За год он начнет собираться быстрее.
Вначале важно удержаться и не впасть в отчаяние, потому что мама начинает кричать, срываться, только когда она впадает в бессилие. Когда она полна сил, понимает, как и что делать, все проходит нормально. Так что еще до крика, еще предвидя это бессилие, нужно настроить себя, что вот он такой есть, любимый ребенок, не стремительный. С возрастом он будет делать какие-то вещи быстрее, как мы все: вещи, которые доводятся до автоматизма, делаются быстрее.
Наша задача тренировать у ребенка различные навыки в спокойной обстановке. Таких медлительных детей лучше готовить в школу заранее. Если он не ходил в садик, то где-нибудь в июле месяце уже надо, чтобы он, например, собирался на детскую площадку сам. Если не успели, ничего страшного, повторяю, просто встаем раньше и заранее настраиваемся на долгие сборы.
— Родители, которые отправляют детей в первый класс впервые, иногда пугаются административной системы, с которой они столкнулись.
— Это действительно стресс, потому что ты взрослый человек, и ты устроил свою жизнь так, как, в общем, тебе нравится, и вдруг ты вынужден сталкиваться с тем, что тебе не всегда привычно или даже неприятно. Конечно, лучше искать такую школу, где правила более или менее соответствуют тому, что принято у тебя в семье. Я помню, что перед тем как моя младшая дочка пошла в школу, я узнавала, куда ее отдать.
Как-то, ожидая дочку с занятий танцами, я разговорилась с мамами. Одна мама говорит: «Обязательно отдаю свою девочку вот в ту немецкую гимназию, такая хорошая гимназия, там все замечательно». По идее, вроде бы хороший отклик. Дальше очень важно спросить: что этой маме понравилось. Та мама ответила на этот вопрос так: «У них все четко, строго, баловаться не позволяют, как раз как моей надо». Действительно, у них в семье принято очень строгое воспитание, я бы даже сказала, жесткое, и эта школа им будет очень даже соответствовать.
Я помню, сходила потом на собрание в ту школу и до сих пор его помню, хотя прошло уже пятнадцать лет. Директор гимназии тогда сказала: «Очень важно подготовить ребенка к школе. Обратите внимание на поведение ребенка в семье, как вы с ним общаетесь. Если ваш ребенок смеет вам возражать, значит, этот ребенок распущенный, и он у нас не приживется».
Тут встает какая-то мама и говорит: «Я же тоже не абсолютная, я тоже могу ошибаться, и я всегда дочке признаюсь в своих ошибках, мы вместе это обсуждаем». На что директор ей говорит: «А я считаю, это признак распущенности, и вам точно в нашу школу не надо. Потому что если она смеет возражать вам, она будет возражать учителям». Подобные встречи с учителями и администрацией позволяют понять, надо ли твоим детям именно в эту школу. Хорошо и привычно будет ли им там.
Если вы все-таки пошли в школу, и тебе как родителю она не нравится, тебе дискомфортно в этой школе, лучше, конечно, попытаться понять причину своего дискомфорта. А поняв, что ты ничего изменить не можешь, лучше школу сменить. Даже если ты мудр и ни слова не говоришь своему ребенку, но тебе не по душе школьный уклад или учитель, ты все равно будешь это транслировать.
Ребенок говорит про Марью Ивановну, а у тебя, допустим, лицо слегка меняется. Дети ловят эти мимические мимолетные изменения. И с тем, что их не обманешь, надо смириться. Получается, что у ребенка конфликт лояльностей. Он должен быть лоялен в школе, но он чутко понимает, что учительница или школьный уклад не нравятся маме. Тогда ему надо либо бороться, либо прятаться. Но для борьбы с учителем, с системой он слишком мал. А если прятаться, тогда он может стать аутсайдером. Поэтому родительское чувство, когда ему не нравится что-то в школе, все-таки сигнал для того, что нужно что-то менять.
— Все-таки как родителям сохранить нервную систему, чтобы она не расшаталась в первый месяц, и сил хватило бы на весь учебный год?
— Важно помнить о психогигиене. Я сейчас буду говорить совсем банальности, которые все знают, но отнюдь не все выполняют. Существует гигиена тела — ты встаешь утром под душ, чистишь зубы не потому, что ты обожаешь чистить зубы, а потому, что таким образом ты содержишь свое тело в рабочем состоянии, заботишься о нем. Точно так же мы должны уделять время своему душевному состоянию. Первое — не зацикливаться: школа — это всего лишь часть жизни, и не самая важная, кстати. Важно сказать себе это и осознать: школа — это дело ребенка, а не твое.
Второе — быть родителем — это прекрасно и чудесно, но от этого ты не перестаешь быть: А — супругом и Б — просто человеком, а еще другом, профессионалом и так далее. И действительно стараться уделять внимание вот этим сторонам своей жизни. То есть вспомнить о супружестве, проводить больше времени в паре, причем в совместных удовольствиях: кататься на лыжах или плавать в бассейне, или ходить в кино, посвящать выставки, да просто гулять по парку. Но без ребенка.
Опять-таки вспоминать про то, что ты отдельный человек. И, соответственно, у тебя есть свои увлечения, друзья, ты сам, твоя работа. На все это важно переключаться.
Я совершенно не призываю позабыть о детях. Но чрезмерная забота вредит им не меньше, чем отсутствие заботы. И любому ребенку хочется иметь довольного жизнью, счастливого и веселого родителя. И нам всем под силу дать им это!
Подготовила Оксана Головко