Часто приходится слышать, как у одних и тех же родителей дети вырастают разными, несмотря на то, что воспитание они получают одинаковое. Почему так происходит? Или у этого утверждения есть слабое место? Где же логический сбой?
Наблюдения за развитием детей в пределах одной семьи разбивают в прах многие устоявшиеся в обществе стереотипы вроде влияния на характер человека положения планет при его рождении или педагогичности тех или иных воспитательных приёмов. А самые категоричные суждения выдают либо чистые теоретики от педагогики, либо малоопытные родители, либо люди, не желающие видеть свои ошибки.
Когда в семье появляется первый ребёнок, мамы и папы, изучая этапы его взросления, думают, что теперь знают, что представляют собой хорошие дети. Поэтому кто-то из последующих отпрысков в сравнении с первым может получить более низкую оценку своих темпов или особенностей развития. И обиднее всего бывает, когда ребёнка записывают в ряд совершенно бесталанных, не найдя у него знакомых признаков талантливости. Ведь истинные достоинства малыша остаются при этом незамеченными.
Как это бывает? Например, первый ребёнок легко и быстро учится читать и считать, а второй испытывает сложности в этих делах. Но он прекрасно лепит из пластилина, любит проращивать семена или имеет хороший музыкальный слух. Главное для родителей – заметить эти склонности, оценить и создать условия для их реализации, а над слабыми местами методично работать, ничуть не смущаясь и не унижая их обладателя.
Но увы, случается так, что дети до самой своей зрелости не могут доказать ценности своих достижений. Многие люди имеют из-за этого психотравмы и обречены на пожизненное непонимание в отчем доме. Безусловно, в этой ситуации страдают и родители.
Помните, как в большинстве сказок, где среди героев присутствуют три сына, их интеллектуальные способности снижаются от первого к последнему наследнику? К сожалению, и в реальности мы охотнее хвалим бойких и поэтому более успешных на первый взгляд детишек. А в сказке, которая, как известно, ложь, да в ней намёк, младший неизбежно получает прозвище дурака.
Точнее говоря, всем только кажется, что парень – дурак. Как, например, в повествовании о молодильных яблоках. Третьего сына отправляют на задание только после того, как пропадают без вести первые двое – сильные и умные. Но именно младший не только исполняет волю отца, но и проявляет великодушие, спасая незадачливых братьев.
Итак, размышляя о том, как же молодильные яблоки для батюшки-царя оказались в руках у того сына, от которого меньше всего ждали толка, примемся за художественный труд.
Нарисуем эти чудесные яблоки. Возьмём лист бумаги и цветные карандаши всех имеющихся дома оттенков жёлтого и оранжевого и нарисуем в произвольном порядке кружочки разного размера, заполнив ими весь лист. Теперь от окружности к центру каждого яблока начинаем класть штрихи, меняя карандаши от самого насыщённого оранжевого к самому светлому жёлтому. В центре каждого плода обозначим коричневым карандашом плодоножку, а зелёным – листик.
Возможно, задание покажется слишком утомительным, и его не удастся выполнить за один присест. В этом случае рисунок можно выполнить на половинке листа или продолжить работу на втором и третьем занятии. Важно только соблюдать одно условие. Каждый раз свежие силы необходимо отдавать центральной части работы, и тогда она будет выглядеть грамотнее с точки зрения академических правил, потому что центр получится ярче и контрастнее.
Вот и удались сказочные плоды, возвращающие молодость и здоровье тем, чьи родительские труды оказались не напрасны!
Всем знакомо сравнение процесса получения новой информации с расходящимися по воде кругами: чем больше круг знаний, с тем большим объёмом неизведанного он соприкасается. Так же и в воспитании детей. Молодые родители обычно имеют безапелляционное мнение по любому детскому вопросу. А умудрённые жизнью более склонны к наблюдениям, размышлениям и чаще сомневаются в универсальности своего опыта, нежели выдают готовые ответы.
А что же можно сказать насчёт того, что наши дети вырастают такими разными?
Ну, во-первых, каждый наш отпрыск получает индивидуальный генетический набор.
А во-вторых, подумайте сами: могут ли не меняться супруги к рождению второго или третьего ребёнка? В любом случае это уже более взрослые люди, с определённым опытом – может быть, более мудрые личности, а, может, и более уставшие. Да и каждый последующий ребёнок попадает уже в новые условия, поскольку сам состав семьи меняется. Кроме того, измениться может место жительства семейства, род занятий каждого из его членов, материальное положение, состояние здоровья и многое другое.
Очень сильно климат в доме зависит от родительского желания совершенствоваться. В какую сторону качнутся весы наших достижений, в том направлении и направят стопы наши дети. Поэтому увлекаясь обсуждением чужих педагогических промахов, легко наделать собственных ошибок, а подмечая удачные моменты, можно использовать их в своей семейной жизни.
И неважно, какими именно дарованиями обладают наши дети. Важно помнить, что каждый из этих талантов может стать молодильным яблоком – будущим родительским утешением.