«Очень люблю своих детей, но устала заниматься только ими. Хочется еще чего-то, какого-то дела помимо домашних. Но как решиться, выти из привычного ритма, не знаю, ведь ритм этот очень напряженный. Не понимаю, с чего начать. Боюсь, что не получится», — сказала мне как-то одна многодетная мама.
Вопрос «с чего начать?» встаёт перед многими многодетными женщинами, которым хочется хотя бы ненадолго выходить из круговорота домашних дел в другую, профессиональную сферу. Тем более примеров, когда мама успевает и хорошо воспитывать детей, и реализовываться в профессии, — много.
Сначала, наверное, стоит оценить, на что хватит сил. «Всё очень зависит от уровня внутренней энергии. Есть люди, которым энергии просто не хватает ни на что другое, кроме детей и семьи. В этом смысле нужно рассчитывать свои силы: бывает, хочется, а внутренних ресурсов нет. И здесь, может быть, стоит говорить не о работе, а о том, чтобы просто куда-то выходить — в театр, музей, в кафе с подругами», — рассказывает семейный психолог, мама десятерых детей Екатерина Бурмистрова. Екатерина консультирует, проводит семинары, издает книги.
«Часто даже после рождения двух детей возникает ощущение выпадения из социальной сферы и тем более — из профессионального сообщества, — продолжает Бурмистрова. — Очень многим нужен трамплин в виде учёбы, стажировки, мастер-классов, курсов. В том числе просто для того, чтобы вспомнить, что нужно на себя надевать для деловых встреч, как разговаривать не про памперсы…»
«Не понимаю, для чего так много уделять внимания некоторым вещам, касающимся воспитания, — это то, что нужно просто делать. А свой потенциал — направлять в работу. Иначе детям просто не полезно. Какая им разница, кормят их одним детским питанием или другим? А мама тратит на размышления по этому поводу время и силы», — говорит художник Татьяна Чувашева, мама шестерых детей. Перед ней вопроса «работать — не работать» — не вставало. Работать не в смысле зарабатывать деньги, а реализовывать полученный свыше дар. Не зря же она окончила сначала академический художественный лицей, а затем художественный академический институт имени Сурикова. Когда Татьяна оканчивала институт, у неё уже было двое детей. «Было непросто, вспоминает Татьяна, — и дипломная работа получилась не такой, как бы мне хотелось. После окончания института я понимала, что есть профессия, есть дело, которое я могу и должна делать».
Есть профессии, которые требуют присутствия мамы на рабочем месте, то есть — отсутствия ее дома. При этом они не позволяют долгих пауз — утрачиваются профессиональные навыки.
«Обычно к полутора детским годам выходила на работу, — рассказывает Юлия Баграмова, мама троих детей, врач в отделении кардиореанимации городской клинической больницы № 67. — Во-первых, из любви к профессии, во-вторых, из соображений материальной необходимости. Сейчас, во время кризиса, это стало ещё более актуально. Вариант совсем не работать мною серьезно не рассматривался, как бы здорово ни было сидеть дома с детьми. Мысли из области «буду только с детьми» проскальзывали лишь в виде мечты, которую я бы никогда не реализовала».
Важное — поддержка
Без поддержки близких начать работать непросто, и психологически, и физически. Об этом говорит Екатерина Бурмистрова: «Очень важен уровень помощи: насколько готова семья подхватить идею выхода мамы на работу. Чем ниже уровень поддержки, тем меньше шансов, что получится. Поддержка нужна порой даже не физическая, а идеологическая: «Давай, попробуй, мы тебя отпускаем, очень хотим, чтобы всё получилось».
Эту мысль подтверждает и Татьяна Чувашева: «Не знаю, что бы я смогла, если бы не поддержка мужа, который сказал, что мне нужно работать. Именно в творческом смысле, а не в плане зарабатывания денег — это он полностью взял на себя».
Мир не рухнет, если с детьми останется кто-то другой, не мама. Наоборот, если мама отсутствует в меру — это только на пользу всей семье.
«Никому из тех, кому удавалось выйти на работу не в полном объеме, а в формате «для себя», хуже не становилось. Это я говорю, исходя из опыта многих и многих семей, — рассказывает Екатерина Бурмистрова. — Если это действительно выход, который устроен для разгрузки мозга мамы, уровень самостоятельности и включённости старших детей, мужей возрастает. Мама перестает всё контролировать, отпускает ситуацию, понимая, что, может быть, что-то сделают хуже, чем она. Это сложно, но избавляет от синдрома «залипания». Главное — решиться и сделать первый шаг, чтобы понять: в недолгое отсутствие мамы все выживают».
Порой маме приходится менять или место работы или даже сферу деятельности. Потому что, например, предыдущая работа требовала долгого отсутствия дома. В этом случае поддержка близких тем более не помешает. Наталья Фрицлер, мама троих детей раньше работала корреспондентом на телевидении, теперь она — главный редактор издательства «Алавастр». «После выхода в декретный отпуск, телефон мой, до этого не замолкавший ни днем, ни ночью, еще немного потренькал, но с каждым днем становился все тише и молчаливее, — рассказывает Наталья. — В депрессию я, конечно, не впала, но впервые в жизни поняла, что такое вполне вероятно и в моей жизни. У меня очень предприимчивый и инициативный супруг, причем эти его замечательные качества распространяются и на всех окружающих его людей. Он способен найти дело всем и каждому! Он и сказал, — тебе нужно придумать дело. Села думать.
Со времен работы на телевидении у меня осталось много талантливых друзей, которые снимали замечательные программы, они проходили один, максимум два раза по ТВ и ложились на архивные полки. Я стала предлагать авторам собирать видеокассеты из тематических подборок. Так мы выпустили первый тираж кассет, за ним следом вышел второй, и закрутилось. После рождения первенца работу пришлось делить с мужем. Теперь в мои обязанности входила творческая часть и обзвон потенциальных покупателей. А развозом продукции уже пришлось заниматься мужу. Так по сей день и происходит. Я между уроками и секциями детей работаю за компьютером, муж развозит. Если муж свободен — он отвозит и забирает на занятия детей он, если нет — это делаю я».
Найти время
Вот — распределение времени — сначала кажется очень трудным. Как успевать заниматься и детьми, и работой? Но здесь главное — сделать первый шаги, потом все начнет настраиваться и окажется, что все не так страшно. На самом деле, когда дети маленькие, даже проще (хотя сначала кажется, что это совсем не так), поскольку школа, кружки, дополнительные занятия отнимают очень много времени — ведь детей нужно доставить на «место обучения», а потом забрать. Об этом говорит и Татьяна Чувашева. А пока дети маленькие, главное — выстроить какой-то алгоритм действий. «Днем, пока гуляла с детьми, готовила, я обдумывала, что буду делать, а ночью садилась к мольберту, — говорит Татьяна. — Когда дети не спят, работать невозможно. Сон хоть как-то удавалось компенсировать днем: пока дети играют, днем засыпала минут на двадцать.
Работала и днем, когда старший пошел в школу, а младшие засыпали в «тихий» час. Мы жили в съёмной однокомнатной квартире, так что писала я на кухне, плотно закрыв дверь — час-полтора днем и ночью. Уложу детей, два-три часа посплю с ними, потом поработаю и вновь засыпаю.
К тому же у меня дети, пока были маленькими, больше двух часов без перерыва ночью не спали, и у меня всё равно нормально спать бы не получалось.
Так вот постепенно и приучилась спать дробно, уже даже не могу подолгу, хотя порой организму это очень нужно.
Сейчас — подъем в половине шестого. Примерно с 9 утра (когда всех развезла по школам-садикам) до 13.30 я могу спокойно работать, конечно, за это время надо успеть приготовить и обед. Потом каждые полчаса буду ездить за каждым ребёнком, отвозя и привозя на занятия. Спокойствие наступит около 22.00, когда все окажутся в кроватях, со сделанными уроками, послушавшие сказку на ночь…
Хотя сейчас мы живем за городом в своем доме, я по-прежнему работаю на кухне. Чтобы быстро достать и быстро убрать работу, краски, у меня уже есть некоторая отработанная система, еще с тех времен, когда мы жили в съемной однокомнатной квартире. Палитра — на холодильнике, кисточки мыла раз в сутки (когда писала масляными красками) — утром, когда вставала, чтобы потом не тратить рабочее время».
Не просто мама!
Если мама занимается еще чем-то помимо детей в той мере, в какой может, — это полезно и для неё самой, и для отпрысков. Героини статьи — профессионалы своего дела и не мыслят себя без него. Но в любом случае, если есть потребность, стоит начать — хотя бы для того, чтобы быть интересной детям.
«Для ребенка, подходящего к границе семи лет, очень важно, что мама занимается еще чем-то, кроме своих обязанностей мамы, — говорит Екатерина Бурмистрова. — Ребёнок начинает больше уважать её, при условии, что работа не съедает большое количество времени».
«Все-таки человеку нужно разделять эти две линии — дети, внутренний мир семьи и — профессия. Пройдет время, дети вырастут (это происходит быстро) — а ты с чем останешься? И детям, не только старшим, но и пяти-семи лет приятно, что у них мама не просто мама, но еще и художник», — подтверждает Татьяна Чувашева.
К тому же работа мамы — это ещё и дополнительный источник дохода семьи, как сказала Юлия Баграмова. Порой не сразу, но профессиональная деятельность начинает приносить и деньги. Почти шесть лет Татьяна Чувашева писала, что называется, «в стол». Сейчас она активный участник различных выставок, ее работы продаются.
В заключении — рекомендация Екатерины Бурмистровой: ««Это нормально, что мама с несколькими детьми, тем более с маленькими погодками, боится входить в работу.
Выйти в жесткий внешний мир действительно сложно. Там бесцеремонно могут спросить: «Вы выполнили свой святой долг перед обществом или от вас еще чего-то можно ожидать?» Это еще в мягком варианте.
Нужно быть готовыми к тому, что вы столкнетесь с жесткой средой, которая не готова вас принимать. Понимать, что, возможно, что-то кому-то придется доказывать.
Не надо бояться, что что-то не получится, воспринимать первый выход единственной и окончательной попыткой. Лично тебе хуже от этого точно не станет: ты получишь опыт , пусть это опыт неудачи, пусть ты поймешь, что тебе это не подходит. Может быть, ты поймешь, что тебе вообще нужно, например, заниматься благотворительностью или делать что- то другое».
Подготовила Оксана Головко