Какое из первых достижений ребёнка вспоминается чаще всего? В этом списке, конечно, и первый крик, и первое кормление, но самое потрясающее чувство вызывает первая улыбка младенца. И пусть говорят, что это только непроизвольная реакция мимических мышц, каждая мама знает, кому на самом деле эта улыбка предназначена.
А потом в течение двух-трёх лет, а особенно на протяжении первого года, мы радостно отмечаем всё новые и новые «наши» успехи. Вот младенец начал переворачиваться на животик, потом пополз и сел, научился стоять и делать первые шаги с поддержкой, сказал первые слова, впервые пошутил… Тут сразу приходит на ум строчка из стихотворения Агнии Барто: «Вот уже растёт ребёнок, он чихнул, как взрослый!»
Но после такого марафона в развитии наступает как бы затишье. Малыш каждый день выходит на прогулку с одними и те ми же лопатками и ведёрком, так же сильно пачкается в песочнице или теряет варежки, или промокает в луже. Ребёнок по-прежнему не может долго ждать или просчитать заранее свои потребности, а дома часами катает машинку, причёсывает куклу или строит башни из конструктора. Для родителей наступает День сурка.
Здесь как будто на выручку приходят различные методики раннего развития, которые рассказывают, как буквально с двух лет можно учить ребёнка читать и считать. Мамы с удовольствием начинают вырезать карточки, подписывать картинки и коллекционировать кубики, чтобы состояние ребёнка менялось привычными ударными темпами. Открывают свои двери разнообразные развивающие детские центры. В раннее развитие вкладывается колоссальное количество сил и средств, но стоит ли того результат?
Ребёнок, конечно, может к трём годам выучить названия странных значков, которые называются буквами и цифрами, может научиться узнавать некоторые слова, но по-настоящему читать многие дети начинают лишь в старшем дошкольном возрасте, а некоторые только в первом классе. И все эти варианты вписываются в пределы нормы. Кроме того, минус раннего развития состоит в том, что дети, имеющие большие успехи на этапе дошкольного образования, могут потерять интерес к учёбе, попав в обычную школьную среду.
А помните, что стало с девочкой, которая захотела подснежников в январе? Да, да, именно с той, из сказки С. Я. Маршака о Двенадцати месяцах. Сначала, благодаря стараниям и любви её сестры, целая корзинка подснежников оказалась перед изумлённым взором капризной красавицы. Но дальше захотелось больше. Пошла жадная девица по сестриным следам, да и попала в историю не очень приятную. Поссорилась она с Двенадцатью месяцами и заблудилась в лесу.
Нервная система человека развивается по определённым законам, и поторопить её развитие означает проигнорировать моменты накопления определённых впечатлений, подавить воображение, обойти вниманием очевидные для взрослого и ещё тайные для малыша вещи. Такую ошибку в воспитании делают обычно родители первенцев, которые, как правило, ещё не научились проникать во вселенную ребёнка и стараются скорее подтянуть его рост до своего, «правильного» взгляда на мир.
Тут мне вспоминается один комичный эпизод из моей личной родительской практики. Как-то мы решили сводить нашего двухлетнего сына в зоопарк, чтобы показать ему разнообразие животного мира. Но каково же было наше разочарование, когда он, совершенно не обращая внимания на верблюдов и медведей и тигров, принялся ловить кошку, гуляющую по территории зоопарка, а потом и вовсе попросил дать ему влезть на трактор, стоявший на газоне неподалёку от вольера со страусом.
Но давайте займёмся изобразительным искусством — занятием, подходящим для развития воображения и выхода эмоций. И технику выберем соответствующую интересам ребёнка, только-только начавшего изучать мир, раз речь идёт об этом возрастном периоде. Итак, сегодня мы будем рвать бумагу! Нам потребуются такие материалы:
— цветная бумага,
— тёмный картон,
— белая тонкая бумага,
— клей-карандаш,
— коричневый карандаш.
Для начала выберем фон; он должен соответствовать цвету проглядывающей из-под снега земли. Это может быть и чёрный лист, но живописнее будет выглядеть коричневый картон. Снег пусть изображает белая бумага, порванная на неровные полосы и приклеенная к основе. Теперь необходимо сделать зелёные листики и голубые венчики первоцвета, правильное название которого — пролеска, но его чаще называют подснежником. Эта работа более тонкая, и обрывки бумаги должны быть мелкими и соответствующей формы. Коричневым карандашом прочерчиваем тонкие стебельки цветов, и работа готова!
Желание преждевременно наполнить сознание ребёнка различной информацией психолог Карл Роджерс сравнивал с поведением нетерпеливого садовника, который тянет растения за верхушку, вместо того чтобы просто ухаживать за ними. Чтобы не травмировать нежные ростки исследовательского интереса наших детей, необходимо бережно способствовать их росту, обогащая среду, вдохновляя на открытия.
Присмотримся к каждому ребёнку. Чем ему нравится заниматься? Кто-то любит «ломать» — разбирать игрушки; возможно, перед нами будущий инженер или конструктор. Кто-то стрижёт кукол, рисует на обоях или рассматривает букашек. В любом бестолковом с точки зрения взрослого человека занятии может скрываться увлечение, ремесло, профессия.
Всякая картина, мультфильм или рассказ может просматриваться и прочитываться каждый раз с новой точки зрения, любое творческое задание ребёнок в состоянии обогатить своими, подсмотренными в жизни деталями. Стоит лишь только вовремя задать ему вопрос, предложить размышление. Но ни в коем случае не нужно требовать весенних цветов в январе.