Читайте также: Семейная бухгалтерия. Часть первая, Семейная бухгалтерия. Часть вторая
Мадам Анн, если можно, давайте продолжим знакомство с Вашими книгами. Я хотела бы коснуться такого момента: если из поколения в поколение случаются одни и те же факты, повторяются даты, как можно остановить это для потомков? И нужно ли этим заниматься? Может, действительно, пусть жизнь идет как идет, и не стоит ворошить прошлое?
Подобно любой другой работе над собой, психогенеалогия помогает обрести свободу по отношению к самому себе, своей семье, своей среде и к другим членам социальной группы. Эта свобода предполагает изменения – как для самого человека, так и – в ответ – для других. Семейная и общественная системы в таком случае оказываются иногда дестабилизированы и больше не понимают человека, противятся и тормозят его: «Что с тобой?»; «Мы тебя совсем не узнаем». Окружение «спит и видит», чтобы все стало «как раньше», и начинает тормозить и пресекать любую робкую попытку изменений.
Так как любое изменение ставит под вопрос привычки, хорошие или плохие, люди часто предпочитают скорее жаловаться, чем действительно изменяться… Сколько людей выбирают подобный образ жизни! «Лучше вызывать жалость, чем зависть» или «Чтобы жить счастливо, давайте лучше прикроем то, что происходит и пожалуемся», — часто такие высказывания становятся девизами многих боязливых людей.
К сожалению, мы сталкиваемся с таким поведением постоянно. Страх изменения жизни, обретения своего Я является деморализующим.
Одно из лучших средств изменения – это начать делать свою «геносоциограмму», самостоятельно или со специалистом, или с любым человеком, который может служить эхом или «резонатором».
Что это такое, и какую роль геносоциограмма играет в изучении своей семьи и ее истории?
Геносоциограмма – это нечто вроде «психоистории» героя и его семьи в контексте их эпохи. Цель создания геносоциограммы состоит в том, чтобы отыскать на генеалогическом дереве заметные события, пережитые предками, их счастливые, а иногда и трагические отражения – в здоровье и в повседневной жизни – часто спустя век или два. Важно понимать, что мы повторяем события – и главным образом те, которые были трагически пережиты нашими родителями, дедушками, бабушками и другими нашими предками. Часто они руководят нами без нашего ведома, даже если мы не знаем и не желаем этого.
Этими драматическими событиями, переполняющими нас, часто объясняются причины и поводы нашего поведения – трудного, непростительного или не прощенного родителями, дедушками и бабушками, от которого мы можем страдать. Осознание этих событий позволяет нам освободиться.
Геносоциограмма включает также важных людей, которые не относятся к семье, например, родственников супруга, героев, учителей, крестных и других людей, отмеченных случайной встречей с индивидом, но оказавших на него влияние. Составление такой картины позволяет увидеть свою семейную историю в ясной и полной совокупности, охватить одним взглядом объединенное настоящее и прошлое.
Я предлагаю отмечать на геносоциограмме трагические или важные события жизни: местные или национальные праздники, исторические события – революция, война и т.д. Очень важны имена, речь идет о том, чтобы узнать, почему они были даны. Часто имя напоминает о юношеской любви или об имени настоящего родителя, о предыдущем ребенке, умершем в детстве, или о персонаже значимого фильма и т.д.
Мы на геносоциограмме указываем профессию, уровень образования, переезды и изгнания, а также некоторые патологии: родился раньше срока или с пуповиной на шее, или посредством кесаревого сечения (что сдвигает дату рождения и ее семейный смысл), рассеянный склероз, наследственные расстройства, психоз, умственную или физическую отсталость, тюремное заключение и т.д.
Некоторые люди колеблются, не зная с кого и как начать: с себя или со своих родителей? Такая нерешительность ставит важный вопрос о том, кто является центром их жизни (мама, папа, сестра, бабушка), и помогает это узнать.
Быть свободным, чувствовать себя свободным, говорить о себе, задавать вопросы семье, рассматривать болезненные или запретные темы – все это нелегко. Кроме того, существует самоцензура, расщепление или такой запрет, что даже нет возможности подумать о какой-либо теме.
Геносоциограмма — для человека, который работает над ней, выявляет то, что хранится в памяти его семьи, то, что ее выстроило, и то, что она забыла или опускает. Графическое представление семейной истории позволяет определить повторения, синдром годовщины, вредные или положительные идентификации.
Последствия, полученные от создания геносоциограммы из нескольких поколений, весьма различны. Некоторые собираются ее разрушить, сжечь, разорвать или же сохранить, чтобы затем вернуться к ней через определенный промежуток времени и увидеть комплекс изменений, произошедших после первой фазы работы, или даже продолжать работу…
Восстанавливать личное и семейное прошлое – всегда опасное занятие. Но у нас есть та семья, которая есть, и имеет смысл узнать ее получше, потому что в этом состоит единственное средство для преодоления печали или ужаса своего семейного прошлого с его удачами и неудачами. В каждой семье есть свой «скелет в шкафу», даже если он тщательно спрятан и о нем не подозревают.
Заниматься или нет созданием геносоциограммы — это личное дело человека. Кому- то достаточно того, что он имеет сегодня, и ему кажется, что ушедшие родственники — это что-то далекое и практически мифическое: они были, но мы их не видели. Достаточно того, что мы знаем их имена и можем помолиться за них. Но кому-то мало знать просто имена, человек хочет понять, из какой семьи он вышел, какие качества он получил от предков. А нередко ушедшие сами хотят, чтобы о них узнали, осознали, что двигало теми или иными их поступками. Вытаскивая на свет «скелеты из шкафов», потомок не глумится, а, принимая свершившиеся факты, осознает их и тем самым обезвреживает, как мины, лежащие в земле со времен Великой Отечественной войны.
Принять, осознать, простить и жить дальше — вот главное предназначение геносоциограммы.
(Продолжение следует).