Рисуем Серебряное копытце, или Что такое чудо

Вряд ли найдётся человек, который ни разу не загадывал желание к Новому году или Рождеству. В золотое время детства желания исполняются очень просто, и внимательные родители всегда знают, о какой игрушке мечтает их малыш и какая книжка будет ему интересна. В крайнем случае можно сесть и написать письмо Деду Морозу и положить его в холодильник, на подоконник или под ёлочку. Каждый ребёнок знает: если письмо пропало, значит, Дед Мороз его получил.

Правда, есть и особая категория хитрых детишек, тонко организованных правдоискателей, которые хотят увидеть чудо своими глазами, поймать волшебника за руку. Они не спускают глаз со своего письма, наматывают круги вокруг ёлки, а поздним вечером только делают вид, что уснули.

Помню, как наша дочь, когда была совсем маленькой, ещё в начале декабря радостно сообщила мне, что уже написала свою просьбу и спрятала письмо. Найти это послание было не так сложно, но незадача заключалась в том, что девочка ещё толком не научилась писать, и распутать старательно выведенную на клочке цветной бумаги вязь не было ни малейшей возможности. «Что же ты загадала?» — спросила я у малышки. «Не скажу, а то желание не сбудется!» — последовал ответ моей удивлённой дочки. Действительно, взрослые бывают на редкость несообразительными созданиями. Уж не помню, удалось ли угодить ей в тот год, но своё чувство беспомощности забыть не могу.

Что делать в ситуации, когда ребёнку мало знать, что он не остался без внимания? На этот вопрос рано или поздно придётся искать ответ каждому родителю, и когда-нибудь придётся столкнуться с разочарованным малышом, который не понимает, почему Дед Мороз не принёс ему дорогостоящую электронику, не помирил близких людей или не исполнил какое-нибудь другое секретное желание.

Когда я размышляю на эту непростую тему, мне вспоминается загадочный сказ о Серебряном копытце, поведанный нам Павлом Бажовым. Маленькая девочка, подарёнка деда Коковани, сиротка Дарья отправляется пытать счастья в дом старого бобыля, следует за ним в лесную избушку, глядит долгими зимними вечерами в просветы обледенелого окошка. А рядом мурлыкает драная кошчонка Мурёнка — ещё один подарочек деда Коковани.

И не новых санок хотела Дарья, не нарядов каких-нибудь девичьих, а диво дивное увидать: как волшебный козлик серебряным копытцем начнёт стучать по крыше да цветные камушки выбивать. Но не пришло чудо на зов, будто домашний козлик, а ожидало нужного времени, смиряло сердце, учило терпению.

Давайте нарисуем, как козлик Серебряное копытце бьёт тонкой ножкой по крыше лесного домика! Для основы возьмём цветную бумагу, а в качестве изобразительного материала — белила из набора гуашевых красок. Раздобудем две кисточки разного размера, стаканчик с водой, и можно начинать работу. Нанесём на тёмный лист бумаги сплошной покров снега, украшенные белым деревья, домик со снежной крышей и светящимися окнами, которые легко делаются из кусочков оранжевой бумаги, и козлика, из-под копытца которого сыплется фонтан разноцветных брызг. Каждый драгоценный камушек — это кружочек конфетти из хлопушки. Остался у вас ещё праздничный «культурный слой» под ёлочкой?

002

Чудесное видение Дарёнки (или не видение?) приходит и напоминает нежданную радость, которую испытывал, наверное, любой человек. Это как зимняя тишина и первый утренний глоток морозного воздуха, от которого прерывается дыхание, или мягкий золотой свет, заливший на короткое время всё пространство и так же легко ушедший вместе со скрывшимся за горизонтом солнечным диском. Или, например, ночной цветок, вдруг показавшийся в темноте белым пятном, — но первым обнаруживается даже не он, первым слышится тонкий аромат. Деликатный подарок ночи для того, кто отважился в это время бодрствовать.

Как хорошо, что в празднике часто запоминается не столько подарок, сколько какая-то картинка, эпизод, умиливший по какой-то причине, которую совершенно невозможно было предвидеть заранее. И это умиление, доставшее самого отдалённого уголка души, остаётся в памяти навсегда. Подобные моменты будто сшиваются нашим сознанием в лоскутное одеяло, в котором они становятся центрами, основными узлами композиции, к которым присоединяются менее значимые, но не менее красивые эпизоды, составляя объёмную картину нашей жизни, подлинный узор судьбы.

Мы, бывает, привязываемся к вещам, храним старые наряды или сувениры, а самая трепетная память, она в самой глубине сердца: вот мерцает над родительским домом Большая Медведица, вот цветёт черёмуха, улыбается бабушка, а на подлокотнике кресла сидит старая трёхцветная кошка. Дом, возможно, уже изменился или его продали, кошка давно окончила свои тихие дни, черёмуху спилили, и лишь звёзды по-прежнему светят в святочную ночь, напоминая о простых житейских чудесах, о радости, в которой не было ничего потребительского.

Как научить ребёнка ценить подобные моменты? Наверное, самим вспоминать, как это делается. Постоять немного в опустевшем саду и понаблюдать за тем, как трепещет на ветру чудом не опавший лист. Хотя бы иногда не торопить малыша и не тянуть его за руку, а выйти гулять и, не думая о времени, дать рассмотреть и потрогать каждую веточку на ежедневном будничном пути, покормить птиц, а перед сном почитать вместе сказку. Пусть все добрые и не зависящие от материального достатка впечатления будут связаны с нашим ненавязчивым присутствием, пусть ребёнок не теряет способности удивляться и делиться своими открытиями. Ведь нам ещё долго идти вместе по одной дороге.


www.matrony.ru