Семейная бухгалтерия. Часть вторая.

Семейная бухгалтерия. Часть вторая.

«Лучшее, что мы можем дать своим детям, — это полную и честную информацию об их предках. Не врите им, не скрывайте от них вашу семейную историю. Тем самым вы поможете им избежать многих психологических проблем в будущем. Помните, что любая тайна — это всегда проблема»

А.А. Шутценбергер

Читайте также: Семейная бухгалтерия. Часть первая

Занимаясь родословной, я обратила внимание на странные вещи, происходящие из поколения в поколение. В случайные совпадения мне не верится с юношеских лет, потому пришлось искать объяснения. «На ловца и зверь бежит» — гласит русская пословица, и однажды в своих поисках я столкнулась с книгами удивительнейшей женщины, француженки по происхождению и психотерапевта по образованию — Анн Анселин Шутценбергер. Её книги «Синдром предков», «Психогенеалогия» и «Психодрама» переведены на русский язык  в серии «Золотой фонд психотерапии».

Эту статью я решила построить в жанре интервью,  где ответами на поставленные мною вопросы будут служить отрывки из вышеуказанных книг.

Мадам Анн, как возник термин «психогенеалогия» и в связи с чем?

— Термин «психогенеалогия» я создала в 1980 году, чтобы объяснить студентам – психологам, врачам и социальным работникам – в университете Ниццы, что такое семейные связи и трансгенерационная передача. Термин применяется по отношению к генеалогии, которая рассматривается в контексте психологических исследований: психоистории, клинических выводов психоанализа, исследований, основанных на невербальной коммуникации, такой как язык тела, оговорки, ошибочные реакции или избегаемые действия. Психогенеалогия может служить путеводной нитью (чтобы понять свою жизнь, свои профессиональные и личные выборы, осветить себе путь) и помочь избежать травматизма. Люди, приходящие консультироваться, часто испытывают страдания – телесные или психические. В то же время работа в этой области отмечена и различными счастливыми моментами, которые оставляют вехи для потомков, а также моментами счастья от простых радостей жизни.

Как получилось, что Вы начали свои исследования именно в этом направлении?

— Я начала интересоваться этой темой под впечатлением от одного замечания, высказанного моей дочерью. Она сказала мне: «Мама, ты осознаешь, что ты старшая из двух детей (второй ребёнок умер), и папа первый из двоих, второй ребёнок умер, и я старшая из двоих детей, второй ребенок умер…и с тех пор, как умер дядя Жан-Поль, я в какой-то мере опасалась смерти моего брата…» (Так и случилось). Я была в шоке…

Тогда я стала перебирать в памяти всех родственников и обнаружила повторяющиеся ситуации несчастных случаев и смертей.

Другой причиной, побудившей меня обратиться в исследованиях к личностному и семейному, – это случай, который я констатировала, начав работать с раковыми больными. Я с удивлением обнаружила тяжелейший рак у счастливой, цветущей новобрачной (она не переживала сильнейших стрессов) в том же возрасте, когда умерла ее мать.

С тех пор я всегда вела систематический поиск в истории семьи, когда занималась больным: нет ли повторяющихся событий, неосознанной идентификации себя с ключевым, важным членом семьи, или проявления «неосознаваемой лояльности семье». И часто находила такие случаи – рак в одном и том же возрасте, что у матери, деда, тёти по линии матери, когда те умирали от этой болезни или несчастного случая. Эти многочисленные клинические замечания подтверждены статистическими исследованиями, выполненными Жозефиной Хилгард.

Вы сказали «лояльность семье», что подразумевается под этим термином?

Если вы займетесь своей психогенеалогией, то поймете, что значит для вас «быть лояльным членом данном группы» а, в частности, к своей семье. Каждый из нас  вынужден соответствовать духу, надеждам, ожиданиям и запросам своей группы, используя целый комплекс специфических установок, позволяющих быть в согласии с внутренними установками группы. Если выполнить это обязательство не удается, возникает чувство вины. В основе выработки лояльности заложена история семьи и тот тип справедливости, которого семья придерживается, а также семейные мифы.Семейная бухгалтерия. Часть вторая.

Лояльность присутствует в каждом из членов семьи: с одной стороны — в виде обязанностей, а с другой стороны — в виде чувств по отношению к долгам и заслугам семьи. Необходимо помнить, что каждая культура, нация, религиозная и профессиональная группа так же, как и семья, имеет собственные мифы, по отношению к которым люди являются лояльными или нет. Лояльность состоит во внутреннем стремлении сохранить группу, семью или историю семьи.

Споры, разворачивающиеся по поводу, «темным» или «светлым» этапом в истории  был СССР, делят аудиторию, как минимум,  на 2 группы. Одна из групп стоит на позиции, что СССР, особенно его поздний период, не является «тёмным» пятном в истории страны. И это не что иное, как лояльность по отношению к собственной истории, к ней никто не принуждает извне. Эта лояльность идет изнутри человека, опираясь на уважение и благодарность за спокойное детство, и юность, реализованную возможность в получении образования… она подпитывается идеализацией, и её практически невозможно поколебать.

Но лояльность к семье может иметь разные последствия, в том числе и тяжелые. Например, в вашем окружении, конечно, есть одинокие очаровательные девушки, которые посвящают себя своей старой матери и не создают семью до тех пор, пока старая мама не умрет. Это момент их освобождения, а затем необходимо внешнее вмешательство, в виде встречи, почти чудо, как в книжке «Эти дамы в зеленых шляпах» Жермена Акремана.

А что такое  трансгенерационная передача? Как она происходит среди разных поколений одной семьи?

— Чтобы объяснить это явление, давайте немного углубимся в так называемые семейные тайны. Они имеют отношение к родственникам, их скрывают, так как говорить о них стыдно: проигрыши, несправедливость, незаконнорожденность.  Эти тайны хоронят внутри себя, а затем они (или отношение к ним) бессознательно, на невербальном уровне, передаются от родителя к ребёнку, из поколения в поколение. Терапевт, работающий в рамках трансгенерационного метода, помогает клиенту вытащить эту тайну, дать ей имя, после чего носитель прекращает свою идентификацию с тайной и, отделившись от нее, продолжает жить своей жизнью, более не ощущая её давление на себе. Однако одного психоанализа или индивидуальной психотерапии, связанной только с символическим прошлым и его травмами в индивидуальной жизни, здесь недостаточно.

«Трансгенерационный анализ» заставляет человека охотиться за семейными тайнами, вести поиск своей полной генеалогии и своей истории. Когда раскрываются тайны, делаются открытия, то пропадают некоторые аффекты, связанные с тяжелым прошлым, негативно повторяющимися ситуациями и травмами. В свете трансгенерационной теории, человек, страдающий от таких тайн («призрака, выходящего из склепа»), страдает от «семейной генеалогической болезни» — неосознанной лояльности семьи, от последствий невысказанного, которое стало тайной.

Сколько Игорь себя помнил, каждый год, в день смерти деда, отец плакал. В семье его фигура была окружена молчанием, почему умер человек в 49 лет, какая болезнь была причиной,  никто не говорил. Когда отцу исполнилось 49 лет, у него диагностировали психическое заболевание, но какое конкретно — не могли установить. Игорь совершенно случайно узнал, что его дед покончил жизнь самоубийством. Потрясенный этим, мужчина решил выяснить всю предысторию этого поступка. Он узнал, что деда довели до этого состояния. Поразмыслив над всем и посоветовавшись, Игорь попросил разрешение на отпевание, которое произошло Великим Постом. Через какое-то время симптомы психического  заболевания у папы Игоря исчезли, а в семье регулярно поминают деда, наряду с другими умершими родственниками.    

Иcточник: phorosight.ru. Автор: татьяна - gtv

Иcточник: phorosight.ru. Автор: татьяна — gtv

Но остается невыясненным вопрос о том, как переписываются и передаются семейные тайны в повседневной жизни, если о них не говорят. В клинике констатируют такую передачу серьёзных травм, о которых не говорили или же по поводу которых не объявляли траур, в том числе травм военных времен (отравление газами, утонувшие, пострадавшие от пыток), которые наносят раны родственникам.

Все, что нам известно с психологической, физиологической или неврологической точки зрения, не позволяет понять, как осуществляется трансгенерационная передача. Непонятно, как что-то может лихорадить разные поколения одной семьи. По выражению психоаналитиков Николя Абрахам и Марии Тёрёк, говорит и действует как раз эта невысказанность, обостренная молчанием и утаиванием.

 


www.matrony.ru