Да, любят ставить нашу классику за рубежом, очень любят. А из русских писателей — экранизировать книги Льва Николаевича Толстого. Началось это еще со времен немого кинематографа и продолжается до сих пор. Иногда уже хочется закричать: «хватит, горшочек каши, не вари!».
Разглядывая кадры из последнего фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли, мне в голову пришла идея вместе с вами вспомнить костюмы к четырем другим популярным иностранным экранизациям (всего их в мире насчитывается около 30-ти).
(В этом ролике присутствует и наша версия «Анны Карениной» о которой я говорить не буду, поскольку о советских экранизациях надо писать отдельно).
Фильм 1-й. Грета Гарбо и Джон Гилберт в Любви (1927 г).
Самый ранний немой фильм, снятый по «Анне Карениной», который я видела, был фильм «Любовь» с прекрасным актерским дуэтом Грета Гарбо (Анна) — Джон Гилберт (Вронский).
Пикантность и популярность этому фильму добавляла реальная лав-стори между этими двумя актерами. С экрана в зал просто искры летели от бушующей неподдельной страсти!Отсюда, в рекламных целях, было придумано такое название: «Любовь», чтобы на афишах читалось: Грета Гарбо и Джон Гилберт в любви.
Костюмы соответствовали времени съемок фильма, т.е. 1927 году, и были по-своему эффектными. Отвечал за актерский гардероб Гилберт Кларк.
Забавно, что у фильма существовало два разных финала: семейное счастье Анны и Вронского после смерти Каренина (именно такой смотрела я, представьте себе мой шок!) — для проката в США, и трагический — для проката в Европе.
Фильм 2-й. «Анна Каренина» от Адриана (1935 г.)
Грета Гарбо так прониклась к этому персонажу, что в 1935 году снова снялась в еще одной версии, уже звуковой. В этот раз фильм так и назывался «Анна Каренина». Говорят, Гарбо не могла найти общий язык с актером, играющего Вронского, «химии» не получилось…
За платья героини здесь отвечал легендарный художник по костюмам Адриан, и они уже стилизованы под описываемую в романе эпоху.
Кстати, а как же выглядела женская мода времен Анны Карениной?
Роман «Анна Каренина» писался в 1873—1877 годы, публиковался в журнале в 1875—1877 годы. Значит, в фильмах должны быть платья конца 1870-х годов.
Женское платье того времени было не таким широким, как в середине XIX века, но имело шлейф и турнюр.
Оно было перегружено всевозможными деталями, драпировками, бантами, вышивками и являло собой настоящее произведение портновского искусства.
Вернемся к платьям Адриана. Дизайнер не являлся поклонником аутентичного подхода к костюму, я уже писала это в постах о фильмах «Мата Хари» и «Мария Антуанетта». «Анна Каренина» не стала исключением.
К сожалению, это не лучшая работа Адриана. Создается ощущение, что без обильных блесток и перьев художнику было скучно.
А вот чего в фильме много, так это оборок и кружев.
На мой вкус, рюши и Гарбо — вещи несовместимые, но Адриану так не казалось.
Фильм 3-й. «Анна Каренина» от Сесил Битона (1947 г.)
Это фотографии к другому, уже британскому фильму «Анна Каренина» 1948 года с Вивьен Ли в главной роли.
Костюмы к этому фильму делал не менее знаменитый, чем Адриан, художник и фотограф Сесил Битон (автор платьев к фильму «Моя прекрасная леди». О платье и художнике написано здесь).
Если учесть, что для Англии конец 40-х был тяжелым периодом, когда ткани продавали по талонам, то костюмы начинают казаться просто роскошными. Битон и Ли для пошива костюмов ездили в Париж.
Фильм 4-й. «Анна Каренина» от Маурицио Милленотти (1997 г.)
А вот этот международный проект «Анна Каренина» с Софи Марсо 1997 года, уверена, помнят многие.
Поскольку производственная компания Icon Productions, которая начинала снимать этот фильм, принадлежит Мелу Гибсону, то у меня не вызывает удивления ни выбор актрисы на роль главной героини, ни художника по костюмам.
Софи Марсо снималась с Гибсоном в 1995 году в фильме «Храброе сердце», а Милленотти работал с Гибсоном на фильме «Гамлет» Дзеффирелли в 1990 году.
Костюмы к фильму были изготовлены в легендарных римских мастерских «Тирелли» (о них написано здесь) и ничем не отличаются от настоящих платьев той поры.
На сегодняшний день, среди зарубежных экранизаций этой книги, это максимально соответствующие моде 1870-х годов костюмы и аксессуары.
Что и понятно, ведь Милленотти, до того, как стать художником по костюмам, работал в ателье «Тирелли» и имел возможность видеть, как работают знаменитые художники:Пьеро Този, Габриэлла Пескуччи, Данило Донатти (выделенные цветом слова отошлют вас к соответствующим моим постам об этих художниках).
Интересна и цветовая концепция костюмов Анны — это черно-белая гамма, в которой то начинает превалировать черный цвет, когда над Анной сгущаются тучи, то белый, когда жизнь ее наполняет любовь и радость.
Фильм 5-й…
Про последний фильм, который у нас вышел в прокат этой зимой, писать не хочется совсем.
Имя художника по костюмам фильма — Жаклин Дюрран, которая делала костюмы к фильму «Гордость и предубеждение» 2005 года, с тем же режиссером и с той же, простите, очень нелюбимой мною, Кирой Найтли — о многом мне говорит. И те костюмы были ужасные, не только с точки зрения несоответствия эпохе, но и по пропорциям и крою (что не мешало, к моему удивлению, номинировать Жаклин на Оскар за тот фильм), и эти наряды мне кажутся опереточными, несмотря на украшения от Шанель. Хотя, фильм я пока не видела, значит, есть шанс, что я ошибаюсь и все не так кошмарно.
А пока я с ужасом смотрю на водевильного Вронского.
…и Кити, похожую на невесту в царицынском парке.
Это — Вронский и Анна:
А это — Каренин (его играет Джуд Лоу. Как быстро летит время: а ведь еще недавно он играл молодых и красивых…)
А вот фотографии для журнала Vogue легендарного фотографа Марио Тестино — хороши.
Особенно, мужские. Оказывается, Лоу еще ничего…
И Аарон Джонсон — демоничный красавчик… Хм, ну, посмотрим — посмотрим… А лучше — классику))
Источник: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/