В причудливых мечтах ребёнка коробка из-под пылесоса может превратиться в сказочный дом, два сдвинутых стула — в машину. И сколько бы у малыша не было замечательных игрушек, он обязательно принесёт домой палку или полные карманы камней и каштанов, а на кухне выудит откуда-то несколько пластмассовых крышек и будет часами перекладывать их из кастрюльки в тазик с водой и наоборот. Будьте спокойны: его игрушки, купленные в «Детском мире», хороши, но они слишком «завершены» и не дают простора для настоящего приключения.
Чтобы представить невзрачный предмет пиратским кораблём, ребёнку не нужно прикладывать много усилий. Главное, что вещь плавает, а паруса и мачты сами собой нарисуются в детской фантазии. А сколько счастливых минут проходит в уютных уголках, которые дети сами себе выбирают по критериям, известным лишь им самим! Верхний этаж детской кровати или накрытый скатертью стол, коврик в маминой комнате или бабушкина корзина, примостившаяся в углу за холодильником, — всё это может стать целым миром, секретным и оттого очень притягательным и волнующим.
Немногие взрослые могут припомнить о себе подобное, а уж содержание и смыслы тайных игр, как правило, остаются далеко в глубинах золотых времён. А нам остаётся только тёплое чувство, которое захватывает, лишь только ноги ступают на дорожки старого сада или шагают по скрипучим вытертым половицам родительского дома. Что хочет сообщить нам детство? Какие знания мы успеваем вынести из этого жизненного промежутка, открывавшего нам многие законы мироздания просто так, даром?
Думается мне, что мальчик Алёша, так безрассудно и грубо нарушивший обещание, данное им министру Чернушке, до конца своих дней с улыбкой и грустью вспоминал уроки подземных жителей. Что это было? То ли правда, то ли выдумка, то ли игра, но справедливая, красивая и загадочная история. Рациональный ум взрослого человека отучил фантазировать мальчика, давно выросшего в солидного мужа, но зачем-то сохранил память о низкой лестнице и просторной зале с большими хрустальными люстрами, о рыцарях в блестящих шлемах и министре, открывающем перед своим спасителем Алёшей медно-жёлтую дверь.
Впрочем, понятно зачем. В детстве всё было кристально ясно, и последствия поступков настигали Алексея незамедлительно. Спас курицу — обрёл друга, нарушил правила волшебной страны — не смог пройти мимо рыцарей и не попал к королю за наградой. В конце концов мальчик прошёл все препятствия, но не удержался, приписал себе чудесные возможности, данные в дар за великодушный поступок, и лишился разом всего — и дружбы, и способностей. Теперь подобной ясности не стало, но должна же была остаться хотя бы память о ней!
Да, теперь, когда Алексей вырос, он уже гораздо реже получал предупреждения для своей совести, как будто бы рука, ведущая его из залы в залу будничной взрослой жизни, ослабела или вовсе отпустила Алёшу в свободное путешествие. «Прощай, Алёша! Прощай навеки!..» — эти горькие фразы не раз и не два воспроизводились в памяти бедного Алексея. «Старайся исправиться и быть таким же добрым, — напоминала память тут же и другие слова министра Чернушки, — этим ты можешь меня утешить в моём несчастии…»
Ну чем не послание для всех нас оставил Погорельский в своей сказочной истории?
Давайте нарисуем теперь чёрную курицу. Не министра подземного царства, нет, обычную курицу, простого чёрного цвета. Попутно решим художественную задачу — сделаем монохромное изображение нескучным. Итак, раз мы ограничены в цвете, значит, нужно использовать другие выразительные средства, например, орнамент. Простым карандашом сначала наметим силуэт курицы, а затем чёрным фломастером разделим все крупные формы на более мелкие и заполним их чёрточками, завитками и кружочками. Только не забудьте о красном гребешке и небольшой бородке. Вот и получился вроде бы и знакомый образ, но в то же время необычный, декоративный, фантазийный.
Очень жаль, что о чудных мирах и играх наших детей мы можем никогда не узнать, но, впрочем, достойны ли мы этого? Мы, скучные взрослые, отмывающие от специальных пластилиновых меток кубики и разоряющие коллекции стёклышек и камушков? Мы, безжалостно выставляющие за порог принесённые с улицы ветки, самые классные и нужные в игрушечном хозяйстве, и небрежно относящиеся к заложенным в книги цветам и листьям? А выброшенные детские рисунки?
Увы, мы не часто спрашиваем авторов, что нужно сохранять, а с чем можно расстаться. Вот поэтому-то большая часть дивных миров никогда не бывает нами узнана и оценена по достоинству. А ведь там часто скрываются самые главные особенности ребёнка, сама его индивидуальность, выраженная в сильных и слабых чертах. Там обретаются все тревоги и радости, все сложности взаимодействия с социумом и даже предрасположенности к будущей профессиональной деятельности.
Словом, что мы не помним свои детские приключения, — полбеды. Беда, что мы не умеем видеть и ценить подобные «погружения» у своих детей. Мы настолько заняты, что естественную потребность играть и фантазировать принимаем за лень, рассеянность и даже нарочитое желание нас раздражать. Ах, если бы родители могли включаться в эти игры! Вероятно, вскоре здесь был бы город-сад…
Заглавное изображение: Екатерина Андреева
Источник: http://illustrators.ru/posts/avtorskie-proekty