Да-да, это все он! Именно Чарльз Диккенс в 1840 году написал первый в истории литературы святочный рассказ, чем вызвал самую настоящую лавину подражаний. Правда, не сразу, а лет так через 20-30, с развитием журналистики и появлением толстых журналов. Читателю хотелось хотя бы раз в год получать свою порцию чудес. И ему их предоставили. Но начнем с самого начала. От печки. Или от камина, в котором так уютно потрескивают дрова и печется ароматный рождественский гусь.
Я так и вижу эту картину: на улице холод и снег, а в доме топится камин, шумно и весело играют дети, а потом усаживаются у огня, растрепанные и счастливые, задыхающиеся от беготни, и просят рассказать им волшебную историю.
Чудо Рождества Христа-младенца всегда вызывало в людях желание быть сопричастными. Всем хочется чудес — и маленьких, бытовых, и больших — духовных. Не это ли заставляет взрослых поддерживать в детях любовь к Деду Морозу и Санта-Клаусу, ждать подарков под елочкой? Да, какие-то чудеса мы можем сделать своими руками. И хочется — очень хочется! — верить, что именно в эти волшебные рождественские дни и ночи с нами произойдут те самые удивительные события, которые могут изменить всю последующую жизнь.
Святочный рассказ с самого своего появления и был рассказом о таком чуде, которое входит в обычную жизнь через сказку, через ангелов, через веру. Причем масштаб чуда мог быть совершенно разным: от глобального изменения души и перерождения (то есть нового рождения — личного Рождества) до камерного события в жизни семьи. Но всегда в нем обязательно присутствует волшебство, элемент мистики. Как и элемент хаоса, который надо привести в гармонию.
Итак, первый «канонический» святочный рассказ — это «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Повествование о жестоком и черством скупердяе Скрудже, который с помощью Духа Рождества (настоящего, прошлого и будущего) становится совсем другим человеком: щедрым, милостивым и веселым. Очень удачна последняя экранизация повести — мы смотрим ее каждый год на Рождество с огромным и неизменным удовольствием. Даже самые маленькие способны оценить и полюбить этот фильм о полном внутреннем перерождении старого скряги.
Но не менее интересно читать о маленьких чудесах «внешнего» преображения: о мальчике-музыканте (рассказ «Тапер» Куприна), который встречает на елке свою судьбу в лице знаменитого композитора Рубинштейна, о маленькой девочке, готовой продать единственное свое сокровище, чтобы вылечить маму («Кукла Рождественской девочки» Несветовой), о самом настоящем докторе Пирогове, который изменяет жизнь целой семьи («Чудесный доктор» Куприна). А у всеми любимого Лескова есть целый цикл таких рассказов.
Вот приблизительный список рождественских историй, которые вы можете читать своим детям во время Святок. Кстати, «Ночь перед Рождеством» Гоголя — это тоже святочный рассказ: он будто возник из устных историй, которые могли рассказывать в деревнях на посиделках в период от Рождества до Крещения.
• Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», «Ель, «Снежная королева»
• Л. Андреев «Ангелочек»
• Н.П. Вагнер «Телепень»
• Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
• П. Засодимский «В метель и вьюгу»
• А.И. Куприн «Тапер», «Чудесный доктор», «Бедный принц»
• С. Лагерлеф «Рождественский гость», «Святая ночь»
• Н.С. Лесков «Жемчужное ожерелье», «Неразменный рубль», «Под Рождество обидели», «Христос в гостях у мужика», «Зверь»
• К. Лукашевич «Рождественский праздник»
• Г. Петров «Дары Артабана»
• В.А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
• З. Топелиус «Рождественский подарок ангелов»
• Н.Д. Телешов «Елка Митрича»
• К.М. Станюкович «Рождественская ночь»
• А.П. Чехов «Ванька»
• Ю. Несветова «Кукла Рождественской девочки»
• О. Генри «Дары волхвов»
Интересно, что со временем, с появлением кино, рождественские истории прочно и удобно устроились на экране. Причем не только те самые, что были написаны за долгие годы к Рождеству известными писателями, но и новые, созданные уже специально:
«Один дома»
«Реальная любовь»
«Ноэль»
«Отпуск по обмену»
и, конечно, «Ирония судьбы» —
можете продолжить список сами.
Интересно, что герой святочного рассказа чаще всего бывает безымянным: вспомните мальчика или девочку у Андерсена и Достоевского. Причем финал этих рассказов может показаться не таким уж счастливым — например, в упомянутых двух рассказах дети умирают. И если не верить в Христа, то такой конец кажется жестоким. Только верующий человек может принять, что эта смерть — настоящий подарок для маленьких мучеников. Но в целом рождественские истории рисуют добрый конец, счастливое избавление от бед и напастей, кардинальный перелом в судьбе героя, причем в хорошую сторону.
Святочный рассказ, безусловно, сентиментален. Но это не для того, чтобы выжать слезу у доверчивого читателя и зрителя, это потому, что в каждом из них заключен кусочек веры и доверия, доброты и любви, радости и ожидания чуда. Они очень детские и порою чересчур наивные, но разве не этого иногда нам так не хватает — наивного и детского восприятия жизни как чуда? Читая святочные рассказы, окунаешься в мир волшебной сказки, которая окружает нас, независимо от того, верим ли мы в нее, хотим ли личного преображения или устройства своих бытовых проблем. Но что самое интересное, с теми, кто читает эти рассказы, происходят самые настоящие чудеса. Не верите? Проверьте!
С Рождеством Христовым!