Во всем виноват Диккенс

Во всем виноват Диккенс

Да-да, это все он! Именно Чарльз Диккенс в 1840 году написал первый в истории литературы святочный рассказ, чем вызвал самую настоящую лавину подражаний. Правда, не сразу, а лет так через 20-30, с развитием журналистики и появлением толстых журналов. Читателю хотелось хотя бы раз в год получать свою порцию чудес. И ему их предоставили. Но начнем с самого начала. От печки. Или от камина, в котором так уютно потрескивают дрова и печется ароматный рождественский гусь.

Я так и вижу эту картину: на улице холод и снег, а в доме топится камин, шумно и весело играют дети, а потом усаживаются у огня, растрепанные и счастливые, задыхающиеся от беготни, и просят рассказать им волшебную историю.

Чудо Рождества Христа-младенца всегда вызывало в людях желание быть сопричастными. Всем хочется чудес — и маленьких, бытовых, и больших — духовных. Не это ли заставляет взрослых поддерживать в детях любовь к Деду Морозу и Санта-Клаусу, ждать подарков под елочкой? Да, какие-то чудеса мы можем сделать своими руками. И хочется — очень хочется! — верить, что именно в эти волшебные рождественские дни и ночи с нами произойдут те самые удивительные события, которые могут изменить всю последующую жизнь.

Святочный рассказ с самого своего появления и был рассказом о таком чуде, которое входит в обычную жизнь через сказку, через ангелов, через веру. Причем масштаб чуда мог быть совершенно разным: от глобального изменения души и перерождения (то есть нового рождения — личного Рождества) до камерного события в жизни семьи. Но всегда в нем обязательно присутствует волшебство, элемент мистики. Как и элемент хаоса, который надо привести в гармонию.

Итак, первый «канонический» святочный рассказ — это «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Повествование о жестоком и черством скупердяе Скрудже, который с помощью Духа Рождества (настоящего, прошлого и будущего) становится совсем другим человеком: щедрым, милостивым и веселым. Очень удачна последняя экранизация повести — мы смотрим ее каждый год на Рождество с огромным и неизменным удовольствием. Даже самые маленькие способны оценить и полюбить этот фильм о полном внутреннем перерождении старого скряги.

Во всем виноват Диккенс

Но не менее интересно читать о маленьких чудесах «внешнего» преображения: о мальчике-музыканте (рассказ «Тапер» Куприна), который встречает на елке свою судьбу в лице знаменитого композитора Рубинштейна, о маленькой девочке, готовой продать единственное свое сокровище, чтобы вылечить маму («Кукла Рождественской девочки» Несветовой), о самом настоящем докторе Пирогове, который изменяет жизнь целой семьи («Чудесный доктор» Куприна). А у всеми любимого Лескова есть целый цикл таких рассказов.

Вот приблизительный список рождественских историй, которые вы можете читать своим детям во время Святок. Кстати, «Ночь перед Рождеством» Гоголя — это тоже святочный рассказ: он будто возник из устных историй, которые могли рассказывать в деревнях на посиделках в период от Рождества до Крещения.

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», «Ель, «Снежная королева»

Л. Андреев «Ангелочек»

Н.П. Вагнер «Телепень»

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

П. Засодимский «В метель и вьюгу»

А.И. Куприн «Тапер», «Чудесный доктор», «Бедный принц»

С. Лагерлеф «Рождественский гость», «Святая ночь»

Н.С. Лесков «Жемчужное ожерелье», «Неразменный рубль», «Под Рождество обидели», «Христос в гостях у мужика», «Зверь»

К. Лукашевич «Рождественский праздник»

Г. Петров «Дары Артабана»

В.А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель»

З. Топелиус «Рождественский подарок ангелов»

Н.Д. Телешов «Елка Митрича»

К.М. Станюкович «Рождественская ночь»

А.П. Чехов «Ванька»

Ю. Несветова «Кукла Рождественской девочки»

О. Генри «Дары волхвов»

Интересно, что со временем, с появлением кино, рождественские истории прочно и удобно устроились на экране. Причем не только те самые, что были написаны за долгие годы к Рождеству известными писателями, но и новые, созданные уже специально:

«Один дома»

«Реальная любовь»

«Ноэль»

«Отпуск по обмену»

и, конечно, «Ирония судьбы» —

можете продолжить список сами.

Интересно, что герой святочного рассказа чаще всего бывает безымянным: вспомните мальчика или девочку у Андерсена и Достоевского. Причем финал этих рассказов может показаться не таким уж счастливым — например, в упомянутых двух рассказах дети умирают. И если не верить в Христа, то такой конец кажется жестоким. Только верующий человек может принять, что эта смерть — настоящий подарок для маленьких мучеников. Но в целом рождественские истории рисуют добрый конец, счастливое избавление от бед и напастей, кардинальный перелом в судьбе героя, причем в хорошую сторону.

Святочный рассказ, безусловно, сентиментален. Но это не для того, чтобы выжать слезу у доверчивого читателя и зрителя, это потому, что в каждом из них заключен кусочек веры и доверия, доброты и любви, радости и ожидания чуда. Они очень детские и порою чересчур наивные, но разве не этого иногда нам так не хватает — наивного и детского восприятия жизни как чуда? Читая святочные рассказы, окунаешься в мир волшебной сказки, которая окружает нас, независимо от того, верим ли мы в нее, хотим ли личного преображения или устройства своих бытовых проблем. Но что самое интересное, с теми, кто читает эти рассказы, происходят самые настоящие чудеса. Не верите? Проверьте!

С Рождеством Христовым!


www.matrony.ru