Бабушка рассказывает сказку про Снежную Королеву Каю и Герде. Первое, что спросил Кай, помните? Он спросил вожделенным голосом: «А она красивая?». Странно, правда? У него есть красивая и добрая Герда, казалось бы, чего еще желать? А он с самого начала интересовался другой женщиной, причем Самой Крутой. Такой крутой и холодной, каким он хотел бы видеть себя. Ведь чувства — это не для настоящего мужчины. Кай не хочет уметь переживать, не хочет, чтобы его жалели. Это — начало гибели многих наших мужчин, которые хотят выглядеть крутыми, но с женщиной-мамочкой не могут этого осуществить.
Тот плохой мальчишка, которого уколол осколок, спал в Кае всегда. А по-другому и не могло быть, ведь жить с Гердой совсем не весело. Это женщина-мамочка. Перед ней не получится быть Крутым. Ведь она готова заботиться о тебе всегда, даже если ты вдрызг пьяный. Ища Снежную Королеву, Кай осуществляет невротический сценарий. Разве он не сам зацепил свои сани за ее?
Сценарий Кая — вляпываться в истории, раскаиваться и получать прощение от женщины-мамочки. Это сценарий латентного алкоголика. Причем, половина сказок построена именно на этом сценарии: всепрощающая женщина делает из беспутного мужчины человека. Красавица и Чудовище, Щелкунчик, Буратино, Аленький цветочек, Леди и Бродяга, Коты-аристократы…
Сказки учат нас, что все заканчивается хорошо. Мужчина раскаивается и становится примерным семьянином. Но в жизни все не так.
Можно было бы снять еще 2-3 серии продолжения Снежной Королевы. Потому что за снежной королевой будет еще какая-нибудь женщина, которая очарует Кая и втянет его в какую-нибудь авантюру. Ну, скажем, та же Разбойница вполне подходит под эту роль. Кай, скорее всего, сбежит с Разбойницей, снова вляпается в какую-нибудь историю, потеряет все и придет просить прощения у Герды. Или, скорее, она сама будет искать его по подвалам.
Не выбирайте таких мужчин, как Кай. Впрочем, если вы — Герда, то выбора у вас нет. Сначала милый мужчина, розы и «я тебя никогда не обижу». Потом — грубость и «опрокинутые санки» (первое насилие). Потом — уход в загул. А Герда все еще верит, что его — заколдовали. И что она — способна расколдовать. Чему учат сказки наших девочек? На самом деле, расколдовать такого мужчину невозможно. Лучше — не заколдовывать маленького мальчика. Учить его, что чувства и нежности — это не стыдно. Что не надо быть крутым или закрытым от всех чудовищем, медведем, где под шкурой таится нежный мужчина, и вот эту шкуру придется кому-то снимать… Кая не способны спасти ни Герда, ни Снежная королева. Он так и будет метаться между этими двумя ролями, втянутыми в сценарий. Одна — поддерживает его шкуру крутости («ты сильный мачо»), другая — подметает за ним последствия этой крутости («ты слабый бедняжка»). Бедный Кай, ведь он не должен быть ни тем, ни другим!
Очень мне не нравится этот мультфильм тем, что Герда представлена как идеал женщины. Очевидно, что у нее зависимость от Кая. Он несколько раз дает понять, что не надо его спасать, но ей все мало. А когда она узнает, что его прибрала к рукам другая женщина и что он счастлив (ошибочная история с принцессой) — любая нормальная любящая девушка сказала бы «И слава Богу» и пошла бы прочь. Но не Герда. Ведь Герде на самом деле не надо было счастье Кая. Если бы стоял вопрос о его счастье — она бы порадовалась здесь за него. Но Герда прет напролом, потому что ей надо было «спасать». Сценарий спасателя был смыслом ее жизни. И чем больше жертв она понесет на этом пути, тем сильнее будет чувствовать себя нужной. Золотая карета неизбежно должна была быть разграбленной. А идти по снегу лучше босиком. Однозначно голодной. Из последних сил. Чтобы сильнее была видна жертва и было чувство благодарности. Просто больше ничего Герда предложить мужчине не может. А кому нужен спасатель? Тому, кто все время вляпывается в истории.
Потому-то я не верю в спасение Кая. В то, что он способен сбросить свою холодную личину и стать человеком, который находится между «слабым», каким видит его Герда, и «сильным», каким видит его Снежная Королева. То есть нормальным. Может быть, он стал бы таким рядом с нормальной женщиной. Но, увы, они друг друга не заметят. Есть ли выход из этого порочного круга? Говорят, что личностный рост. Буратино, например, занялся делом, и сразу жажду приключений как-то выветрило. Он нашел золотой ключик от самого себя.