Чем ближе лето, тем больше женщин задумывается о диете, каждой ведь хочется выглядеть как можно лучше. Многие готовы предпринимать немалые усилия, чтобы стать стройнее, подтянутее и здоровее. Необходимость умеренной разумной диеты понятна большинству, как всегда по весне задумалась и я. Но на этот раз меня решительно отвлекает от диеты пищевой острая необходимость другого рода диеты. Информационной.
Каждый человек, кроме людей совсем уж одержимых страстью к еде, понимает, что поглощение пищи без меры и разбора приведет к неприятным последствиям. Как минимум будет тошнить, в тяжелых случаях возможна и смерть. Регулярное злоупотребление и вредные пищевые привычки с огромной вероятностью приведут к букету хронических заболеваний, сопровождающихся регулярными болями и неприятными ощущениями. Но мало кто специально задумывается о том, что поглощение информации приводит к последствиям аналогичным, только для психики, для души.
Недавно попалось выражение «информационное несварение», и я подумала — вот оно! Вот чем я страдаю уже долгое время, вот почему так дурно чувствую себя. Знаете, если грубо — все время ощущение, как будто дерьма наелась. Притом, что я практически не смотрю телевизор (кроме некоторых спортивных трансляций да мультфильмов с детьми), тщательно фильтрую общение в соцсетях и крайне редко хожу по ссылкам, кроме проверенных, не «сижу» ни на каких форумах. И все же я ощущаю, что совокупный поток информации, который попадает в мой мозг каждый день, вызывает постоянное несварение моей бедной психики.
Невозможно столько съесть и не подавиться, честное слово. Все это не желает раскладываться по полочкам в мозгу, а бродит, бурлит как в отравленном какой-то гадостью кишечнике и в итоге выходит, извините, дурно пахнущим словесным пуком. И, судя по качеству информации, которую я непрерывно поглощаю, такое происходит не только со мной.
Только задумайтесь, какое количество ненужных, бесполезных, а то и вредных знаний попадает в наш мозг ежедневно! Страхи, неврозы, проблемы со сном, уныние и депрессия — вот «чудесные» плоды всех этих знаний. Так уж устроен человек, что он впитывает информацию постоянно, визуальную, звуковую, текстовую. Это нормально, без этого невозможно жить. Но основная проблема в том, что мы ухитряемся впитывать не только, и не столько необходимую информацию, которую мы можем с пользой и безболезненно переварить, сколько всякий информационный мусор. Он как чипсы, сухарики и всякие вредные перекусы — это в лучшем случае. В худшем — как алкоголь и наркотические вещества. Последствия этого всем понятны, нет нужды объяснять.
Человеку требуется некоторое количество полезной информации для полноценной жизни. Рабочая, бытовая, отдыхательно-культурная — всего понемногу. Но, скажите на милость, зачем вам знать, что небезызвестный Вася Пупкин сказал по поводу речи небезызвестного Пети Сидорова? Что Иван Иваныч думает насчет внешности Марьи Петровны? От каких болезней лечится Семен Семеныч и куда уезжает мадам Х? И прочая, и прочая… На что это больше всего похоже? Правильно, на банальные сплетни. То есть на абсолютно пустую, а чаще всего и вредную информацию.
И вот здесь хотелось бы немного о пустоте. Кажется, что я перескакиваю на совсем иную тему, но потерпите немного. На каждой исповеди я неизменно каюсь в праздности, причем часто даже не могу понять, зачем я это делаю. Потому что вроде бы как я совсем не бездельница, но все же ощущение, что я впустую трачу время, преследует меня постоянно.
И вдруг глаза мои открылись — после прочтения слов протоиерея Александра Шмемана:
«Дух праздности. Какая же, скажет современный человек, у нас праздность, когда каждый из нас изнемогает от работы, когда ритмы и темпы жизни ускоряются, когда немного праздности и есть, казалось бы, то, что нам больше всего нужно. Но слово «праздность» совсем не означает безделья и физического отдыха. Слово «праздный» означает, прежде всего, пустой. От духа пустоты избави меня. И вот сразу нам указана самая страшная болезнь человеческого духа: пустота.
Да, мы работаем, мы спешим, мы суетимся буквально день и ночь, но в чем же сущность, в чем смысл всей этой спешки и суеты? Не бывает ли так, что мы вдруг на минуту как бы останавливаемся, и вот — тишина вокруг нас, и так ясна становится пустота и бессмыслица нашей жизни. Есть страшный в своей правдивости и простоте стих поэта: «Жизнь прошумела и ушла». И, быть может, мы оттого и глушим себя работой, может быть, весь мир вокруг нас так шумит и грохочет, что все хотят скрыть от себя, от других эту бездонную пустоту. Во имя чего? Куда? Для чего? «Жизнь прошумела и ушла…».
И вот, углубляясь в себя и вглядываясь в этот — такой короткий — дар жизни, мы просим спасти и защитить нас, избавить от первоосновы всякого зла: от пустоты, бессмыслицы, от страшной опустошенности души, в которой мы так часто пребываем…»
Вот оно— пустота. Суета, деятельность, а смысл? Эта праздная пустота тесно связана в том числе и с поглощением информации. Мне все время кажется в последнее время, что чем больше информации (по большей части все же пустой и ненужной) попадает ко мне, тем сильнее увеличивается пустота внутренняя. Информация, как воздух, закачивается в душу, распирает ее, давит изнутри, ничем не наполняя. Чем больше этой информации— тем больше пустота, там сильнее давление. И если вдруг все взорвется, останется один жалкий пшик, тряпочка…
Забавно, но наименее праздной и пустой я чувствую себя на отдыхе— когда ритм жизни таков, что поступление информации идет непосредственно из окружающей среды и от людей, а не из СМИ (в самом широком смысле). А лучше всего на даче, где нет Интернета и, можно считать, нет телевизора. Получается, что отдых совсем не праздность, а наоборот! Здесь я всегда точно знаю, что, когда и с какой целью делаю. Я знаю, зачем я собираю ягоды, зачем готовлю еду, зачем купаюсь в реке, зачем читаю книжки.
И знаю, что по-настоящему нужная и важная информация не пройдет мимо меня, обязательно меня найдет. Есть ведь и древние, но вполне действенные способы получения информации, книги, например. Или средства коммуникации — телефон, наличия которого вполне достаточно для полноценного бытового функционирования. Но самое главное — люди вокруг, живое общение, реальные дела. И поглощение информации становится ненужным, хоть и после некоторой ломки. Зато, когда происходит очищение организма от информационного мусора, начинает потихоньку уменьшаться и объем пустоты внутри.
А раз сокращается пустота, значит, приходят новые плодотворные мысли, возникает желание поразмыслить — спокойно, неспешно и без внешнего и внутреннего давления. Причем в большей степени для себя, чем для слушателей, с которыми непременно надо поделиться удачной мыслью. Думая об этом, я все больше прихожу к мысли, что не стоит ждать поездки на дачу, чтобы ограничить приток ненужной информации, стоит сделать это самой, усилием воли. Отметая все пустое, ненужное, незначительное, давая душе и разуму как можно больше работать самостоятельно. Из этого логично вытекает следующее предложение — побольше молчать. Достойное дополнение к изгнанию мусора из головы.
Если информация не является для тебя действительно важной, пропусти ее. И поучаствуй в том, чтобы не плодить ненужную информацию для других. А значит, если можешь промолчать— промолчи! Эфир, в самом широком смысле этого слова, станет только чище благодаря этому.