Вальдорф, реджио, монтессори… Как выбрать методику образования, которая больше всего подходит вашему ребенку? Желательно с продолжением обучения в школе… Читайте наш краткий путеводитель по дошкольным образовательным программам.
Три кита образовательных систем: классика, монтессори и вальдорф
Детский сад общеразвивающего вида — это классика. Бывают с акцентом на физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие. Это сказывается на количестве и формате дополнительных занятий. Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту, с 2016 года упор в садиках должен быть сделан на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка, а не на подготовку к школе. Но переход от классической доминирующей позиции педагога, который стремится дать детям как можно больше информации, к новому формату происходит постепенно. Индивидуальность (пока?) не поощряется. В обучении используется принцип «от простого к сложному» через многократное повторение. Расписание занятий четкое, как и разделение по возрастным группам. Скорость занятий и требования к детям в таких садиках общие. Мало времени уделяется спокойной свободной игре, много — дисциплине и правилам. Занятия строго разбиты по времени и месту. Дети, которые увлеклись процессом или же, наоборот, что-то не успели, вынуждены все бросить в момент завершения занятия.
Детские сады, работающие по методике Монтессори. Основа — свобода воспитания, поддержание изначального желания каждого ребенка учиться и взаимодействовать друг с другом. Итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори в качестве практики во время обучения в университете занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости, и внезапно обнаружилось, что ее подопечные превосходят по уровню знаний обычных детей в навыках письма, счета и чтения. После этого открытия она занялась тщательным наблюдением за детьми и разработкой собственной образовательной программы.
Согласно методике Марии Монтессори, дети активно учатся до шести лет благодаря взаимодействию с предметами и материалами. В развитии ребенка выделяется шесть сензитивных периодов — периодов наивысших возможностей для эффективного развития какой-либо стороны психики: развития речи (до 6 лет), восприятия порядка (до 3 лет), сенсорного развития (почти до 6 лет), восприятия маленьких предметов (почти до 7 лет), развития движений и действий (до 4 лет) и период развития социальных навыков (до 6 лет). Обучение строится с опорой на эти периоды.
Дети в монтессори-садах учатся общаться, выполнять определенные задачи сообща в мини-группах, соблюдать порядок, развивают мелкую моторику и мышление благодаря взаимодействию со специальными пособиями. Монтессори-среда — одна из отличительных особенностей такого садика. Задача взрослого в монтессори-классе — подобрать материалы, которые будут полезны ребенку в соответствии с его возрастом и умениями, показать, что делать с этими материалами, и… отойти в сторону. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться. Свобода в монтессори-классе — это свобода быть собой при соблюдении нетрудных правил поведения (никто никому не мешает), возможность изучать предложенные материалы и темы в своем темпе и учиться согласно своему маршрутному листу. Если речь идет о продолжении обучения в монтессори-школе — свобода передвигаться по классу и выполнять задание, хоть лежа на полу.
Дети впитывают новые знания благодаря практике: экспериментам и опытам, выступлениям с презентациями, наблюдениям за растениями и походам в музеи. То, что удалось не только услышать, но и потрогать, создать самому, надолго остается в памяти как опыт. Классы разновозрастные, разбиты на ступени по три года: до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 12. Основное, что дает монтессори-педагогика, — возможность реализовать природный потенциал ребенка, сохранить и развить умение мыслить творчески, возможность учиться с интересом в своем ритме, горящие глаза детей.
Можно найти как частные, так и государственные монтессори-садики. Но стоит понимать, что государственные — это все же традиционные сады с элементами монтессори-педагогики. Как правило, в таких садиках в сетке ежедневных занятий стоит минимум один урок в монтессори-классе. Остальные занятия в расписании обычные. Сертифицированные монтессори-школы в Москве — только платные.
Вальдорфские детские садики. Основой является антропософия Рудольфа Штейнера — доктора философии, писателя, педагога. Штейнер старался примирить научный метод со сверхъестественным, мистическим видением мира. Он был уверен, что верное воспитание восстанавливает баланс между мышлением, чувствами и волей. Такие детские сады соблюдают ряд принципов антропософии. Вместо внедрения большого потока новой информации поощряется свободная игра ребенка вплоть до школы. Активные игры ритмично чередуются с пассивными. Невмешательство в процесс, много тишины. Запрет на оценочность, поскольку это порождает зависть, сравнение себя с другим, соперничество. Большой упор на слушание и запоминание. Воспитатели должны относиться к каждому ученику ровно, с уважением, вне зависимости от его успехов, и воспитывать своим примером. Это зачастую порождает ситуации недостаточных границ в коллективе, чрезвычайную мягкость и бездействие взрослого в момент конфликтов.
В обстановке садика приветствуется использование натуральных материалов, деревянная мебель и игрушки, много тканей, спилов деревьев, шишек, игрушек, сделанных воспитанниками. Большое внимание уделяется праздникам, танцам и пению под живую музыку, приучению детей к домашнему хозяйству. Соблюдается баланс между активными предметами — эвритмия, рукоделие, театр, живопись, и созерцательными, призванными пробудить чувства — рассказы воспитателя и обсуждения. Группы в вальдорфских садах, как и в монтессори, разновозрастные, но без четкого деления. Старшие дети опекают младших.
После такого садика ученики могут продолжить обучение в вальдорфской школе. Однако следует учесть, что основной акцент сохраняется на творческих занятиях — флейта, ритмика, работа с деревом… Предметные знания подаются в форме эпох: эпоха математики сменяет эпоху русского и т.д. Одна эпоха длится 3-4 недели. С одной стороны — полное погружение, с другой — есть риск, что ребенок уже и не вспомнит, что было в прошлую эпоху по математике, например.
«Дельфины» образовательных систем: реджио, «золотой ключик» и другие
«Дельфинов» в образовательной системе гораздо больше, чем китов. Постоянно рождаются новые системы на стыке нескольких, опирающиеся на тот или иной педагогический метод. Расскажем о наиболее ярких представителях.
Детские сады, в основе которых лежит реджио-подход Лориса Малагуцци. Итальянский педагог Малагуцци опирался на идеи Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дьюи и Брунера. Принципы безусловного уважения, доверия ребенку в вопросе обучения, свободы движения и исследования. У каждого ребенка должно быть много вариантов для самовыражения — музыка, танец, рисование, конструирование, театр теней… «У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела». Главная задача — это развитие творческого мышления. В основе подхода — проектная деятельность и взаимодействие с другими людьми. Взрослому отводится роль наставника, который своими вопросами побуждает ребенка выразить свое мнение, фиксирует его идеи, провоцирует на исследование новой темы. Учиться можно в любой момент, для этого не нужно строгих предметных и временных рамок. Это место свободных опытов и открытий. Процесс обучения каждого ребенка день за днем фиксируется в виде фото- и видеоматериалов, записи диалогов, комментариев.
Еще одной отличительной чертой реджио-садов является пространство-мастерская, наполненное разнообразными материалами для поделок и исследований. Здесь и художественные материалы (краски, пластилин, картон), и природные (ракушки, ветки, камушки), а также микроскопы и приборы для измерений. Это место так и приглашает создать что-то новое или провести эксперимент. Как правило, реджио-пространство — это светлые помещения с большим количеством дерева в отделке. Группы не делятся по возрастам. В них можно встретить как трехлетнего малыша, так и ребенка девяти лет.
Садики, обучение в которых опирается на методику «Золотой ключик». Авторы — Елена и Геннадий Кравцовы и Елена Бережковская. Сама методика опирается на понимание психологии развития детей Льва Выготского. Основа — развитие интеллекта через развитие эмоциональной сферы ребенка. Организационная основа занятий — путешествия в другие страны с изучением их культуры, обычаев и традиций. Это происходит благодаря обилию эмоционально насыщенных событий и праздников, которые проживаются одной большой «семьей» детского сада. Представьте, как волнительно в садике среди дня встретить настоящего японского самурая, научиться писать иероглифы, самим сделать веер и меч. Вернуться вечером домой, подготовить короткий рассказ об истории страны. А на следующий день заняться приготовлением традиционного японского супа, например.
Роль взрослого — пройти с ребенком «рука об руку» через событие, помочь не только получить новый опыт, но и осмыслить его, освоить. Во время игры педагоги отходят в сторону, главная роль отдается детям. Через игру должны решаться те или иные психологические задачи. Группы — смешанные по возрастам. Особенно это хорошо для младших братиков и сестренок, которые только попадают в садик. Одним из принципов программы является единство сада и начальной школы, поскольку детство, по мнению авторов методики, заканчивается примерно к 10 годам. Отказ от классно-урочной формы обучения и предметного разделения учебного плана, гибкость в сочетании коллективных и индивидуальных методов обучения, учитывание возрастных и индивидуальных особенностей. Много общения, работы в группах над общим заданием, встречи с людьми разных профессий, много движения, красок и радости. Не система, а просто праздник!
Важное: воспитатели и педагоги
Какой бы сад вы ни выбрали, следует обратить внимание на воспитателя/педагога, к которому попадет ребенок. Пожалуй, это основное. В классическом государственном садике может работать очаровательная воспитательница с горящими глазами, которая очень любит малышей, а может оказаться дама старой закалки, при которой все будут ходить строем. В монтессори-среде все педагоги, как правило, проходят обязательное обучение. Поинтересоваться, окончил ли ваш педагог такое обучение, имеет ли садик официальную аккредитацию монтессори-педагогов России или аккредитован международной ассоциацией, будет правильным решением. В вальдорфской педагогике стоит особенно внимательно выбирать учителя, поскольку именно на него возложена миссия быть примером для детей. И зачастую он может быть сильно погружен в антропософию, даже не иметь педагогического образования, любые трудные ситуации не решать, а пытаться замять и сгладить под прикрытием любви и добродетели. По системе «Золотой ключик» с группой детей работают два педагога-воспитателя, прошедшие обучение. Один из них выступает в роли «Всезнайки», а второй — наоборот, «Почемучка», которому дети с удовольствием все объясняют. Стоит учесть, что в реджио-подходе нет четко отлаженной системы обучения педагогов.
Основная тонкость, которая возникает при выборе садика с альтернативной системой образования, заключается во внимательном взгляде на соблюдение принципов метода. Не произошло ли искажения? Вне зависимости от того, насколько глубоко вы разбираетесь в различиях педагогических систем, задавайте как можно чаще вопросы: «Зачем?», «Что это даст моему ребенку?», «Как это скажется на его жизни в будущем?».
Мы с вами живем в удивительное время. Мы можем выбирать! Выбирайте сердцем, прислушиваясь к своему ребенку, ведь лучше вас его не знает никто.