Психодрама: покажи себя в отношениях

Сегодня я хочу рассказать о своей нежной и многолетней любви. Мне нравится работать с клиентскими группами про отношения, а один из наиболее эффективных подходов в групповой работе — психодрама.

Если психоанализ — это «расскажи об этом», то психодрама — «покажи, как оно у тебя». Картину своего внутреннего мира в психодраме клиент выводит наружу и представляет в виде сценки, где другие участники группы играют роль его самого и тех, кто важен для него в решении этой конкретной проблемы: родителей, супругов, детей, друзей и знакомых. Они могут выступать и в роли абстрактных понятий, неодушевлённых предметов, чувств: это мой страх, моя работа, моё будущее.

Прошлым летом я совершенно неожиданно для себя оказалась на главном психодраматическом событии года — Московской психодраматической конференции. Пошла заниматься английским для психологов с уклоном в профессиональную терминологию, а уважаемые коллеги по языковой группе оказались организаторами мероприятия. Я не ожидала, что такое множество открытий ждёт меня там и как клиента, и как терапевта.

Моё знакомство с конференцией началось с мастерской перинатального психолога Кристины Карпинской «Откуда берутся дети? Работа с бесплодием». Там я воспользовалась уникальной возможностью временно регрессировать и побыть у материнской груди младенцем. Мама мне досталась тёплая, опытная, многодетная. Она водила меня за ручку и постепенно «дорастила» до школьного выпускного вечера.

Будущая мать формируется в нас как раз в то время, когда мы сами ещё младенцы в её утробе. Психодрама даёт уникальную возможность вернуться в свой очень ранний, неосознанный опыт и увидеть, что из случившегося тогда влияет на тебя как на мать сегодня.

maxresdefault

Яркое впечатление осталось от мастерской Екатерины Лопухиной «Свидание со своим весом». В первой части работы у нас сложились несколько пародийные и гротескные сценки про свидание. Мы разбились на группы и готовились к свиданию со своим идеальным весом как с мужчиной мечты. В нашей группе была выбрана главная героиня, которую к свиданию с её идеалом готовила целая команда из косметолога, парикмахера, маникюрши и прочих мастеров красоты. Героиня мужественно терпела все производимые над ней манипуляции, которые отыгрывались как весьма неприятные и болезненные — например, эпиляция воском. «Девушки, вы действительно идёте на всё это ради свидания? Пожалуйста, не надо так!» — отреагировала на это представление мужская часть группы.

Встреча со своим весом, который по-настоящему свой, здоровый и наиболее комфортный, произошла в темпе танца, мелодию и движения которого участникам было предложено выбрать самостоятельно. На пути к идеальному весу могли встречаться препятствия, роль и значение которых можно было тут же рассмотреть. Тот вес, которым я недовольна сейчас, — какие он даёт мне вторичные выгоды? А вдруг стройная я получит столько мужского внимания, что с этим не справится?

Интересным опытом стал «танец гнева» от участницы конференции из Сербии. Ради её удобства директор, то есть ведущая психодраматического действа, и его участники перешли на английский, на котором она общалась с участниками конференции из разных стран. Лишний вес может служить «хранилищем» невыраженных эмоций, особенно тех, которые осуждаются в обществе и считаются негативными — например, гнева. По запросу сербской участницы вся группа исполнила «танец гнева», природно-дикарский, с топотом ногами и криками. Чувство нашло свой выход, вес теперь тоже свободен. Если у него больше нет сдерживающей функции, он может уйти.

maxresdefault (1)

В мастерской Виталины Малыгиной «Метафора тайного сада в работе с клиентами, имеющими опыт зависимости и созависимости», сочетающей в себе методы психодрамы и арт-терапии, можно было создать себе идеальное тайное убежище с невидимым снаружи входом. В качестве материалов для строительства «тайного сада» использовались рисунки, живые и засушенные растения, камни, цветное стекло. А затем у участников была возможность создать свой тайный сад из людей, которые играли в нём роль прохладного ветерка, поющей птицы, ласкового солнышка и говорили то, что было так важно услышать в жизни.

«Отдыхай, наслаждайся, ты в безопасности».

Как показывает опыт работы автора, «тайный сад» — именно то место, о котором с раннего детства мечтал практически каждый ребёнок алкоголика, но не имел возможности в реальной жизни его найти. Психодрама здесь даёт уникальный опыт личного пространства, границы которого никто не может нарушить.

Ты защищён, расти, живи дальше.

В библиодраме протоиерея Андрея Лоргуса и известного психодраматерапевта Виктора Семёнова «Встреча с библейскими патриархами» участникам предоставилась редкая возможность прочитать Священное Писание в лицах. Не просто пробежать глазами, а явно прикоснуться, прожить. Задать библейским патриархам именно те вопросы, которые волнуют тебя сейчас.

В работе встретились те цари и пророки, которые исторически никак не могли побеседовать друг с другом в реальной жизни. Местом встречи они избрали храм Соломона. Мне достались в библиодраме три роли: пророка Нафана, обличающего царя и пророка Давида, плакальщицы над гробом того же Давида и Ковчега Завета, который торжественно несли. Последняя роль стала, наверное, самым важным опытом — каково быть святыней, хранимой целым народом. А умею ли я сама к себе так относиться, так нести себя, как это делали со мной благочестивые израильтяне?

psychodrama 3

Воспользовавшись этим опытом, свои именины 24 июля я отметила библиодраматическим прочтением тех мест из «Повести временных лет», где рассказывалось о жизни святой равноапостольной княгини Ольги. После прочтения жития в лицах уже не воспринимаешь своего святого покровителя как статую без страха и упрёка, жившую очень давно, а соприкасаешься с ней как с живым человеком, делавшим выборы и испытывавшим живые чувства.

Под конец конференции, когда все мы очень переживали из-за отмены мастер-класса про деньги, я оказалась на очень интересной мастерской Татьяны Крыжановской и Ольги Малыгиной «Тайная жизнь тела». Участники имели здесь уникальную возможность разобраться на органы. Группа делилась на тех, кто желал выступить в роли разных частей тела, а потом каждая из них писала своё послание голове, роль которой исполнял чайник. Это давало возможность понять, что хочет сказать нашему сознанию каждая часть нашего тела, демонстрирующая те или иные симптомы. Почему ей плохо, чего она хочет, что это значит для нас в жизни?

Потом пошёл обратный процесс — отдельные органы собрались в единый организм, это было отыграно изготовление куклы из шерстяных ниток. Голова и тело соединились и обрели гармонию.

Психодрама — легальная возможность для взрослых поиграть. Сделать то, чего они часто не разрешают себе, потому что не дети же, уже серьёзные люди. А иногда оказывается так, что достаточно побыть птичкой на ветке или жезлом Моисея процветшим — и в жизни откроется то, чего не ожидал и к чему не получалось подойти обычными средствами.

Фото из архива автора


www.matrony.ru