Кажется, что некоторые люди просто не способны поддерживать чистоту вокруг себя. На их рабочем столе всегда — груды бумажек и огрызки от яблок, в раковине громоздится гора немытой посуды, по спальне разбросана одежда… Что стоит за нашим неумением убираться?
Моя жизнь — мои правила
К чистоте нас впервые приучают родители, поэтому жизнь среди гор нестиранного белья и обрывков бумаг может быть бессознательным протестом против семейных правил. В родительском доме было непозволительно на сантиметр сдвинуть коврик перед дверью, нельзя было оставить одежду на спинке стула, не разрешали приводить друзей. А я все сделаю по-другому — у меня будет грязно, весело и шумно! Гора посуды в раковине будет напоминать, как вчера собралась теплая компания гостей и мы засиделись за разговорами и чаем допоздна, а горы книг на прикроватной тумбочке станут свидетельством того, что уж теперь-то никто не запретит мне читать допоздна.
Протест может быть скорее символическим, чем явным. К примеру, против такой организации жизни, где все расписано и должно идти четко по плану: закончишь школу, пойдешь в институт, потом замуж, потом ребенка… И чем больше остальные сферы жизни подчинены родительскому сценарию, тем сильнее будет бессознательный бунт. Хорошая девочка заканчивает нелюбимый вуз, ищет «правильного мужа», старается родить ребенка в срок. Только дом ее почему-то выглядит так, словно там разорвалась граната. Действует принцип сообщающихся сосудов: хотя бы одна часть моей жизни не будет подконтрольна никому — и уж в ней я устрою «праздник непослушания»!
В этом случае беспорядок в доме — верхушка айсберга. Его можно «поблагодарить» — он пытается донести до своей «хозяйки» и «организатора» послание: «Ты разбрасываешь вещи, потому что тебе некомфортно. Твоя жизнь — не твоя, она не освоена тобой, не принадлежит тебе. И дом тоже как будто чужой, в нем не хочется убираться, наводить красоту, делать его уютным. Задумайся, почему».
Загляни глубже
Наше жилище и его отдельные части — в некотором смысле отражение нас самих. Во многих проективных тестах образ дома используется, чтобы узнать отношение человека к самому себе. Хаос в доме порой отражает смятение во внутреннем мире его хозяина.
Существует стереотип, что после развода мужчина немедленно «зарастает грязью» — мол, никто теперь не следит за порядком в доме, и вообще, можно расслабиться. На деле такое случается и с разведенными женщинами. Ощущение, что прежняя жизнь лежит в руинах, находит вещественное отражение в окружающем пространстве.
Эффект хаоса дают не только негативные перемены. Смена работы, грядущий переезд, завершение какого-то длительного периода жизни — время, когда мы заново «расставляем все по местам» в жизни. И наш дом чутко отражает эти изменения. Разбросанные вещи, возможно, тоже вскоре найдут новые места. Если офисная дама стала консультантом по шопингу, ей больше не понадобится строгий костюм, а вот удобная одежда в стиле кэжуал, кеды и большая сумка — наверняка. Вышедшей на работу домохозяйке, напротив, нужны красивые туфли, ежедневник и папки для бумаг.
Иногда беспорядок (или, напротив, порядок) четко локализованы в одной зоне. Соотношение это бывает настолько красноречивым, что не требует дополнительных комментариев. Страшно захламленная квартира и убранный рабочий стол с аккуратными папочками, органайзерами, подставками под карандаши. Чистая кухня, до блеска отдраенный коридор — и супружеская постель с несвежим бельем и горами одежды, наваленными на одеяло. Дом, похожий на сарай или ремонтную мастерскую, где идеальный порядок царит лишь в детской. В каких частях вашего дома «локализуется» хаос? Что значит для вас та или иная комната или уголок, почему они оказались заброшенными?
«Вам письмо!»
Порой оставленные не на своем месте вещи являются бессознательным посланием другим членам семьи. Классический образец беспорядка — комната подростка. Яблочные огрызки на столе, грязные носки под кроватью, ноутбук на подушке. Кроме банальной неспособности тинейджеров к самоорганизации, оставленный мусор может быть своеобразным «письмом маме и папе». Подростковый возраст — это период, когда требуется пересмотр семейных правил: ребенок перестает быть ребенком, а значит, заслужил новые права вместе с новой ответственностью. Семья часто не успевает за этими изменениями. Родителям не хочется признавать, что их чадо выросло — а они, соответственно, постарели. И тогда… «Не хотите замечать, что я изменился? — Пожалуйста, тогда вот вам мой недоеденный ужин на столе, грязные ботинки посреди коридора, ноутбук на подушке. Я заставлю вас со мной считаться».
У Ирвина Ялома в книге «Лжец на кушетке» есть эпизод, когда жена оставляет день за днем оставляет в столовой цветочную композицию: две лилии, белая и шафраново-оранжевая, близко друг к другу, и еще одна белая стоит в стороне. Муж, глядя на эти цветы, каждый раз испытывает странное чувство, но предпочитает его игнорировать. Позже выясняется, что у нее роман с буддистским монахом, преподавателем на курсах икебаны. Так же и беспорядок в комнате может быть посланием одного супруга другому: «Ты про меня забыла», «Ты перестал обращать на меня внимание как на женщину», «Я сердит», «Мне нужно больше пространства».
Чтобы расшифровать послание, на ситуацию нужно посмотреть в целом — не как на дезорганизованность близкого человека, а как на его попытку обратить внимание на что-то. Кто регулярно оставляет вещи не на своих местах, где, в какое время? Бывает и так, что дома просто не простроены границы личной территории каждого — у кого-то из домочадцев (а то и у всех) нет своего угла, где он мог бы хранить свои вещи так, как ему удобно. Это тоже говорит о дисбалансе. В любом случае, ситуация требует разговора, и разговор этот должен происходить не в контексте «опять не убрано».