Дети нуждаются в живом и глубоком диалоге со взрослыми, и лучший способ его наладить — вместе смотреть настоящее, честное, талантливое кино, — считает священник Алексей Уминский. В приходе московского храма Святой Троицы в Хохлах был организован киноклуб для детей и подростков, опыт которого оказался настолько удачным, что им захотелось поделиться. Отец Алексей и прихожане храма составили по мотивам киновстреч целую книгу с подборкой интереснейших фильмов и дискуссий, возникших после их просмотра, — называется она «Семейное кино: смотрим с детьми шедевры мирового кинематографа». «Матроны» публикуют рассказ о том, как родилась эта идея, и одну из глав нового издания.
Отец Алексий Уминский: В нашем приходе храма Святой Троицы в Хохлах есть киноклуб. Он возник в ответ на очень популярный в наше время родительский запрос: «Посоветуйте фильмы для совместного просмотра с детьми!» Ко мне часто обращались с такой просьбой, и каждый раз я не сразу находил, что ответить. Создавалось впечатление, что фильмов для семейного просмотра практически нет, а те, которые есть, всем давно известны.
Вообще, под словосочетанием «семейное кино», как правило, подразумевается нечто простое и незамысловатое — фильмы о природе, смешные мультики. Но я видел, что родители, задававшие мне свой вопрос, искали не развлечений, а чего-то другого. Чего же? Диалога со своими детьми? Взаимопонимания? Возможности поговорить на очень важные темы, которые с таким трудом даются в обычном разговоре? Да, конечно, взрослым было нужно и первое, и второе, и третье. И мультиками типа «Том и Джерри» здесь было не обойтись. Вот тогда мы на приходе и решились на довольно дерзкий эксперимент и пригласили детей (в первую очередь подростков) к совместному просмотру и обсуждению фильмов.
Честно говоря, для меня этот эксперимент был не менее важен, чем для родителей. Как и все взрослые, я знаю, какой силой обладает кино, как оно способно менять человека, пробуждать в нем самое лучшее, самое светлое — причем без всякого назидания и морализаторства. Вот ради такого кино мы и открыли наш киноклуб.
Наши встречи строятся следующим образом: сначала мы вместе смотрим фильм, затем обсуждаем увиденное. Фильмов, которые стоит посмотреть вместе с детьми, оказалось бесконечно много. Да, многие из них трудны для понимания или очень тяжелые. Иногда я думаю, что мы перегибаем палку и надо бы щадить неокрепшие детские души. Но каждый раз дети опровергают мои сомнения. Чем сложнее и жестче история, рассказанная в фильме, тем более бурным становится обсуждение. Складывается впечатление, что кино дает ребятам возможность наконец поговорить на темы, которые давно их мучают, только вот выхода своим мыслям они найти до сих пор не могли.
…Беседы о кино обладают удивительным свойством — они дают возможность касаться того, о чем люди обычно молчат. Кино развязывает нам языки, ведь мы как будто говорим не о себе, а о героях фильма, и это позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Поэтому, на мой взгляд, кино — это просто уникальный канал коммуникации между детьми и взрослыми. Если хотите, чтобы ребенок был с вами откровенен, посмотрите с ним какой-нибудь хороший фильм, а затем обсудите увиденное. Уверен, вы по-новому увидите свое чадо, а возможно, с удивлением обнаружите, что он понимает о жизни намного больше, чем вы думали.
Главное — будьте готовы на время этого диалога из родителя превратиться в друга, в собеседника. Не поучайте, не перебивайте, не настаивайте на своем. Ребенок должен понимать, что его мнение может не совпадать с вашим, но вы готовы его выслушать и принять его точку зрения. Только в этом случае может получиться продуктивный разговор, и ваш ребенок сможет раскрыться перед вами.
Беседы, приведенные в этой книге, — пример такого разговора, только участников здесь не два, а раз в десять больше… Дети слышат друг друга, размышляют, делают выводы. Идет напряженная внутренняя работа, которая, ни много ни мало, формирует их собственный внутренний мир.
Вот почему так важно смотреть с детьми серьезные, честные фильмы. Ребенку нужна правда о мире, правда о человеке, правда о себе самом, а не какие-то отдельно выделенные элементы из серии «что такое хорошо и что такое плохо». В фильмах, которые мы смотрим в нашем киноклубе, кстати, практически нет чисто отрицательных и положительных героев. Мы видим полифоничный мир, где каждый человек оказывается способен на разные поступки. Собственно, именно так в жизни и происходит.
Я очень надеюсь, что эта книга окажется полезной. Те семьи, где пока нет традиции смотреть фильмы вместе с детьми, возможно, поймут, насколько это важно, насколько это может сблизить родителя и ребенка, помочь им услышать друг друга. Ну а те семьи, где есть такая традиция, возможно, узнают из этой книги о каких-то новых для себя фильмах.
А может быть, кому-то будет полезен наш опыт толкования фильмов с христианских позиций. Это, пожалуй, одна из главных особенностей нашего киноклуба — мы смотрим на любой фильм как на библейскую притчу. Фильмы, которые мы выбираем, в моем представлении всегда отражают определенные евангельские слова, ситуации. И западные фильмы в том числе, хотя это не очевидно. Поэтому для нас каждый разговор о фильме — это еще и осмысление христианских понятий, что, в общем, вполне естественно. Ведь вся наша жизнь пронизана этими понятиями. А говоря о кино, мы говорим о жизни.
Красный, как небо (Rosso come il cielo)
Режиссер: Кристиано Бортоне
Италия, 2005 г.
Национальная итальянская кинопремия «Давид ди Донателло», специальная премия жюри на фестивале фильмов для детей в Амстердаме, премия зрительских симпатий как лучшему зарубежному фильму на Международном кинофестивале в Сан-Паоло и др.
Действие фильма происходит в 1970 году. Картина повествует о десятилетнем мальчике Мирко, живущем в небольшом тосканском городке со своими родителями. Однажды Мирко берет висящее на стене ружье, которое оказывается заряженным. Падая, ружье выстреливает и ранит мальчика. В результате Мирко слепнет, и родители вынуждены отправить его в специализированную католическую школу для слепых в Пизе. Мирко попадает в совершенно чужой для него мир, но постепенно находит там новых друзей. Потеряв зрение, мальчик открывает для себя целый мир звуков, на которые раньше не обращал внимания, и этот мир увлекает его.
Раз в год в школе ставится спектакль для родителей на религиозную тему, но Мирко с друзьями нарушают многолетнюю школьную традицию и придумывают свою сказочную историю, которую разыгрывают при помощи одних только звуков. Директор категорически против этой затеи, но дети находят поддержку у учителя и все-таки осуществляют задуманное. Родителям, приехавшим на спектакль, надевают темные повязки, чтобы они, как и их дети, воспринимали сказку только на слух. Премьера проходит с успехом, дети счастливы. На протяжении всего фильма показываются городские демонстрации, участники которых призывают к реформе образовательной системы, выступая против специализированных школ.
Фильм основан на реальных событиях. Прототипом главного героя стал известный итальянский звукорежиссер Мирко Меначчи, который ослеп в четыре года от случайного выстрела ружья и оказался в специализированной школе для слепых. На примере истории конкретного мальчика режиссер поднимает проблему школ для слепых, жизнь в которых подчинена жесткой дисциплине, лишающей ребенка возможности творческого самовыражения. Спустя пять лет после описываемых в фильме событий в Италии была проведена реформа образования, и невидящие дети получили возможность учиться в обыкновенных школах.
Иногда несчастье — это ворота в новую жизнь
Отец Алексий: Люди иногда спрашивают: «Если Бог хороший и всех любит, почему Он допускает страдание?» И герои этого фильма тоже задают себе этот вопрос. Помните, Мирко говорит: «Если бы Бог меня любил, Он бы не дал мне играть с этим ружьем». Мирко слепнет, и после этого ему уже не так легко поверить в то, что Бог его любит. Ведь во власти Бога было не допустить несчастья, а Он этого не сделал. Почему? Вот что бы вы на это ответили?
— Я бы ответил, что Бог нас сделал свободными.
Мальчик сам решил поиграть с ружьем, это его свободный выбор.
— Он ослеп, но зато стал известным звукорежиссером.
О.А.: Но мог бы и не стать. Не все слепые люди становятся знаменитыми и преуспевают в жизни. И дело сейчас не в том, кто виноват. Беда может случиться с каждым. Кто-то родился слепым, а кто-то ослеп в результате несчастного случая. Кто-то в этом виноват сам, а кто-то ни в чем не виноват. Что мы можем сказать всем этим людям? Как можно им объяснить, что Бог их любит?
— Я читала, что любая болезнь — это не наказание, а данность. Если что-то случилось, даже самое ужасное, это не значит, что Бог тебя не любит.
— Есть такая поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». То есть это не только забота Бога — спасать, но Мирко и сам должен был понимать, что ружье трогать нельзя.
О.А.: Но мы говорим не только об этом случае, мы говорим вообще о людях, которые страдают от каких-то болезней. Бывает, что люди рождаются, например, слепыми. И от их поведения здесь ничто не зависит.
— Я думаю, все, что с нами происходит, — это лучший вариант нашей жизни. Конечно, мы не знаем, что стало бы с Мирко, если бы он не ослеп. Как бы он прожил свою жизнь. Но я верю, что он ослеп не случайно. Так должно было произойти, чтобы в результате он нашел себя и свой путь в жизни.
— Слепота дала ему возможность увидеть мир по-новому. И не только увидеть, но и осознать себя в мире по-новому. Мне кажется, так случается со всеми болезнями, со всеми несчастьями и бедами.
— Мне кажется, не надо жалеть, что ты ослеп, потому что это может помочь тебе открыть свои таланты.
— Я считаю, Бог любит всех этих слепых детей, живущих в интернате. Он проверяет каждого человека, который родился слепым, немым или еще каким-то, сможет ли этот человек найти себя в этой жизни, сможет ли помочь другим людям?
О.А.: Это же очень сложное задание! Согласись, человек и так лишен очень многого, а от него еще чего-то требуют. А мы, имеющие глаза, уши, руки, ноги, — у нас какое задание тогда?
— Такое же.
О.А.: Мне кажется, жизнь в этом интернате показана несколько приглаженно. Думаю, оказаться в такого рода интернате — это величайшее испытание для ребенка. В школе, куда попадает Мирко, директор сам слепой человек. Очевидно, слепота его деморализовала, он лишился интереса к жизни, перестал верить в себя. Он вывел для себя определенные принципы, гарантирующие достаточно безопасное существование, и ему кажется, что без этих принципов слепому человеку просто не выжить. Он навязывает мальчикам свой образ жизни и свое видение жизни как единственно правильное. Либо они будут ткать на станках, либо будут выполнять какую-то еще примитивную работу. А мы видим, какое это примитивное занятие. Сейчас, в XXI веке, ее уже выполняют машины. Но директор убежден, что о большем его воспитанники не должны и думать. Большее им не по плечу.
Но разве в такой ситуации могут оказаться только слепые дети? Этот фильм заставляет и нас, обычных людей, задуматься о своем месте в этом мире. Мы восхищаемся тем, как Мирко преодолевает трудности и все-таки создает свой спектакль, состоящий только из звуков. Но ведь и мы с вами, зрячие люди, точно так же сталкиваемся с самыми разнообразными преградами на пути к своей мечте, и очень часто мы пасуем, не справляемся, сдаемся. Когда что-то не получается, мы начинаем себя жалеть: «Ой, мне это тяжело, ой, мне это не по силам!» При этом у нас намного больше возможностей, чем у этих слепых мальчиков из фильма. Вот об этом, мне кажется, стоит задуматься. Как мы живем? Хорошо посмотреть кино и восхититься, как там у них все удачно сложилось. Ну прямо как в сказке! А что с нашей жизнью? Как мы преодолеваем самые ничтожные трудности? Например, вовремя встать по будильнику, пойти в школу, сделать уроки. Трудно же, правда? А посмотришь такой фильм, и понимаешь, что твои трудности — не такие уж и трудности, как тебе казалось. Иногда бывает полезно сравнивать.
А еще я вот о чем хотел вам сказать. Вот смотрите: каждый день мы просыпаемся, открываем глаза и видим — солнце, небо, тучи, снег, дождь. Огромный мир, к которому мы привыкли настолько, что перестаем многое вокруг себя замечать. И это касается не только зрения. Мы едим пищу, пьем воду, дышим — и ко всему этому мы тоже привыкли. И вдруг наступает такой интересный период в нашей жизни — Великий пост. Те, кто постится, меня поймут. Постом какие-то продукты из нашей жизни уходят — вкусные, приятные, сладкие. Какие-то вещи мы себе запрещаем. И именно в этот период человек начинает ощущать по-новому, например, вкус хлеба, вкус очень простых блюд. Обычно мы питаемся разнообразной пищей, а тут раз — и разнообразия больше нет. И тогда мы начинаем замечать то, на что раньше не обращали внимания. Оказывается, хлеб — вкусный! Вареная картошка с соленым огурцом — ну просто объедение! Мы начинаем ценить простые вещи. А когда человек начинает что-то ценить, он становится благодарным.
Что я хочу сказать? Что мы живем очень неблагодарно! Мы забываем благодарить Бога за тот мир, который нас окружает. Мы забываем благодарить Бога за то, что мы можем дышать, за то, что мы можем видеть.
— Но Бог Сам это все создал, по собственному желанию. За что благодарить?
О.А.: Чтобы это понять, надо хоть раз пережить то, что переживает астматик во время приступа. Или оказаться на месте человека, который вообще не может дышать самостоятельно и полностью зависит от аппаратов.
— Нет, ну почему я должна благодарить за то, что мне дали просто так?
О.А.: Вот за то, что тебе дали, как раз и надо благодарить! Когда ты что-то даешь, что принадлежит лично тебе, тогда не ты благодаришь, а благодарят тебя. А жизнь нам дали. Это дар, а за дар надо благодарить. Это очень важно. Мы привыкаем к Божественным дарам и совершенно забываем о том, что у кого-то этих даров нет, а они все равно благодарны. Вот как эти дети в фильме. Они живут без зрения, но тем не менее умеют радоваться жизни, умеют ее принимать, а радоваться и принимать — это значит благодарить.
Давайте постараемся об этом помнить. Например, когда мы встречаемся со своими друзьями, хорошо бы поблагодарить Бога за то, что они у нас есть. Солнце вышло из-за туч — принимайте это с благодарностью. Пьете, едите — благодарите. Тот, кто не умеет быть благодарным, может лишиться того, что ему дано.
— То есть если я не благодарю Бога за то, что я могу видеть, меня Бог в наказание ослепит?
О.А.: Нет, конечно. Но ты можешь потерять дар видеть мир. Ведь можно видеть мир, а можно смотреть на мир и ничего не видеть, будучи зрячим человеком.
— Ну, я не знаю, как это возможно…
О.А.: Еще как возможно. Огромное количество людей смотрят — и не видят. Слушают — и не слышат.
— Но у них есть органы чувств, они не могут заставить себя не чувствовать!
О.А.: Органы чувств никуда не делись. Просто люди перестают обращать внимание на то, что они не ценят. А если не ценят, то и не благодарят. Для них как бы все само собой разумеется. Как бы так и должно быть. Такие люди теряют то, что имеют. Вот, скажем, художник. Молодой, увлеченный, заинтересованный, он жадно впитывает все, что видит. И картины у него яркие, талантливые, самобытные. Но что будет с ним через десять, двадцать лет? А вот это зависит то того, сохранит ли он в себе эту способность благодарить за новые открытия, за свой талант, за возможность писать. Жизнь показывает, что люди, которые воспринимают свой дар как должное, не ценят его, не дорожат им, не благодарят за него, постепенно из ярких художников превращаются в заурядных ремесленников. У них было все, и они все растратили.
Но это мы отклонились от темы. А если говорить о зрении… Дар ли это? Разумеется. Вопрос в том, как мы этим даром распоряжаемся. Ведь можно смотреть на мир с любовью, а можно — с равнодушием. Равнодушие — это и есть неблагодарность, а любовь — это благодарность. Когда человек смотрит на этот мир с любовью, он замечает все: красивое и ужасное, благо и зло, тех, кто высок, и тех, кто низок. Он не проходит равнодушно мимо того, кто нуждается в помощи. И вот научиться по-настоящему смотреть и научиться по-настоящему слышать — это сложная задача. В Евангелии есть несколько моментов, когда Христос проповедует людям и потом с горечью говорит: «Эти люди имеют глаза, но не видят, эти люди имеют уши, но не слышат». Мне кажется, это о равнодушии и неблагодарности.
— А если тебя кто-то очень сильно обидел, ты можешь к этому человеку быть равнодушным?
О.А.: А давайте разберем, что такое равнодушие?
— Не обращать на что-то внимания.
— Закрывать глаза.
О.А.: Ну да, закрывать глаза, затыкать уши. То есть ослепнуть для кого-то, оглохнуть для кого-то и стать для кого-то немым. Это нормально?
— Но я же не на весь мир закрываю глаза.
О.А.: С одной стороны, конечно, человек так облегчает себе жизнь. А с другой… Замечательный епископ прошлого века, владыка Иоанн Шаховской, говорил, что когда один человек не хочет видеть другого, это похоже на приказ о расстреле. То есть когда один другому говорит: «Я не хочу тебя больше видеть», это примерно то же самое, что сказать: «Расстрелять». Если я кого-то очень сильно не хочу видеть, это значит, что этот человек не должен присутствовать в моей жизни. Я ему не даю места в моей жизни. Я прохожу мимо него, не здороваясь. Значит, он умер для меня.
— Нет, я просто не обращаю внимания.
О.А.: Как будто его нет! Но если он жив, ты все время вспоминаешь о нем. Что тогда тебе делать? Есть несколько вариантов. Первый: тебе плохо оттого, что он дурно с тобой поступил, но при этом он все-таки останется в твоей жизни, и его присутствие будет тебе все время причинять боль или хотя бы неудобство. Второй вариант: ты исключаешь человека из своей жизни. То есть становишься по отношению к нему слепой, глухой, немой и знать о нем ничего не хочешь. Тебе так проще, ты его расстреляла, ну, виртуально.
— Но я же могу об этом человеке помнить.
О.А.: Ты можешь о нем помнить только в одном случае — если ты за него молишься. Эта молитва тебе приносит неприятные чувства, тебе тяжело. Но ты все равно молишься и желаешь, чтобы этот человек исправился. Это значит, что ты к нему не равнодушна, ты не вычеркиваешь его из своей жизни, не расстреливаешь.
— Есть еще один вариант — отомстить…
О.А.: Верно, есть еще вариант отомстить. Что выбрать, решать тебе.
Так, ребята, а теперь я хочу вспомнить о евангельских слепых. Потому что, когда я смотрел этот фильм, мне, конечно, все время вспоминались евангельские образы. Есть несколько рассказов о том, как Христос исцеляет слепого. Приведу один. В городе Иерихоне сидит у дороги слепой Вартимей, сын Тимея. Христос идет, окруженный толпой. Слепой кричит: «Помилуй меня, сын Давидов! Помилуй меня, сын Давидов!» Кричит так громко, что раздражает людей вокруг. Но Христос подзывает его к Себе и спрашивает: «Что ты хочешь от Меня?» А слепые на самом деле могут хотеть разного.
Потому что этот слепой сидит при дороге, как нищий, и хочет он от людей обычно — чего?
— Денег!
О.А.: Денег. Совершенно верно. Почему?
— Потому что милостыня — это его способ существования.
О.А.: Правильно, потому что его кормит его слепота, потому что слепота — это единственная его профессия, если хотите. Его жалеют, ему подают. Слепота дает ему возможность пользоваться добротой других людей. Согласны со мной? Его кормят, потому что он слепой. Его одевают, потому что он слепой. Он находит кров, потому что он слепой. И поэтому слепой может хотеть денег, еды, одежды. Он может любой помощи просить себе, правда? Поэтому Христос спрашивает его: «Что ты хочешь от Меня?» И тот говорит: «Чтобы мне, Господи, прозреть, чтобы стать видящим». А вы представьте себе, что это значит для него — стать видящим?
— Работать придется.
О.А.: Так. Дальше — что придется делать?
— Помогать другим…
О.А.: Хорошо. Еще?
— Он потеряет все, что имел. Весь мир его будет разрушен!
О.А.: Да, его жизнь станет абсолютно другой, а он к этому не готов. Еще?
— Ему придется смотреть на то, чего он не хочет видеть.
О.А.: Отлично! Ему придется увидеть то, что он видеть не хочет. Смотрите, какая революция произойдет в его жизни. Ему придется отвечать за каждый свой поступок, принимать решения, делать выбор. Всему этому придется учиться. Оказывается, быть зрячим человеком непросто. Лучше быть где-то слепым (что-то не видеть), лучше быть где-то глухим (чего-то не слышать). Не видел, не слышал — значит, не несешь ответственности. А жизнь зрячего человека полна ответственности.
И тем не менее слепой говорит: «Хочу прозреть». Христос отвечает: «Хочешь — прозри». И слепой прозревает. Что о нем дальше говорится? «…И он пошел за Христом по дороге!» Смотрите, как важно! Слепой сразу выбрал свой путь. Он выбрал идти за Христом. Вот оно, прозрение! И поэтому, когда мы с вами говорим, что мы видим или что мы слышим, это еще не значит, что мы по-настоящему видим и по-настоящему слышим.
Вот эти мальчики в фильме, они сильно рискуют. Казалось бы, живи на всем готовом. Взрослые уже продумали всю твою жизнь наперед. Будешь ткачом или оператором. На свой кусок хлеба ты заработаешь. К тому же тебе как слепому будет полагаться от государства пособие. Прекрасная перспектива! Ты только соблюдай правила, не вылезай за установленные рамки, слушайся тех, кто за тебя все решает — и все будет хорошо. Но эти дети почему-то не согласны с такой перспективой. Они хотят чего-то другого. И ведь знают, что их накажут, сильно накажут за то, что они нарушают дисциплину. И, конечно, каждый из них боится наказания. Каждый понимает, что их смелость пойти против системы может обернуться большими неприятностями. Но они решаются! Каждый из них совершает свой внутренний выбор. Каждый берет на себя ответственность. Мне кажется, это очень важно. Они обнаруживают, что у них есть какое-то особенное, внутреннее зрение — они видят, как правильно поступать, как выбирать свой путь жизненный, как отвечать за свои поступки. Мы, люди зрячие, часто боимся правильно поступать. А они не побоялись. Это настоящий подвиг.
— А можно про девочку сказать? Никто про нее не вспомнил, а ведь она села на велосипед, за рулем которого был слепой мальчик. Вот это доверие!
О.А.: Эта девочка не просто зрячая, она именно сердцем видит. И тоже идет наперекор правилам, хотя и знает, чем это грозит ее семье.
— Еще меня очень поразили родители мальчика. Они с любовью, заботливо к нему относились, не хотели отдавать его в интернат. Именно эта любовь, наверное, помогла ему реализоваться.
— В этом фильме, как в Средневековье. Тогда считалось, что если человек слепой, хромой, просто от рождения инвалид, значит, его надо убрать… И здесь тоже мальчиков изолируют в отдельном интернате. Они как будто не люди, а какие-то отщепенцы.
— Ну, не знаю… Если у человека сломана нога или он слепой, с ним, наверное, можно дружить. А когда он умственно отсталый, я не могу отделаться от ощущения, что он не такой. И я не хочу быть рядом с ним.
О.А.: Как интересно! А ты ведь ходишь к нам в храм?
— Хожу.
О.А.: А вот вспомни. У нас в приходе есть Миша. Дети, все помнят Мишу? Сколько ему лет?
— Сорок!
О.А.: А как он себя ведет? Как будто ему сколько лет?
— Десять!
О.А.: Ну вот. Ты ведь не боишься Миши и не считаешь его каким-то не таким? Миша как Миша. Просто ему сорок лет, а он ведет себя так, как будто ему десять. Но все Мишу любят. Правда, он мне немного мешает во время проповеди. Но мы даже не замечаем, что он, в общем, не такой, каким должен быть человек в сорок лет. И ты, между прочим, даже забыл о том, что Миша — не такой, как все. Мне кажется, это очень важно — когда мы включаем такого человека в круг нашей жизни. Это нужно и этому человеку, и нам с вами.