Жил на свете один дяденька по имени Эдвард Гейн, который прославился весьма своеобразным образом. Именно его действия были отчасти воспроизведены в фильме «Молчание ягнят». Дяденька был довольно известным маньяком. Кому интересно, найдет где прочитать подробнее о его богатой фантазии и оригинальных взаимоотношениях с людьми живыми и мёртвыми.
Однако в своей обычной жизни, за пределами безумия, это был безобидный деревенский дурачок, боявшийся вида крови, тихий настолько, что местные фермеры запросто доверяли ему детей. И соседей не настораживала привычка Эдварда читать вслух некрологи в газетах и рассказывать детям о пиратских пытках и нацистских казнях, в которых он был настоящей ходячей энциклопедией. Можете себе представить ужас этих людей, когда дома у знакомого им дурачка были обнаружены маски из человеческой кожи, разделанный труп последней жертвы и множество подобных предметов.
Сам Эдвард всю первую половину жизни прожил под каблуком властной и жестокой матери, полностью подчинившей сына своей воле, заставившей Эдварда, по некоторым данным, убить своего старшего брата. По сути, Эдвард с детства был лишен возможности жить так, как ему хотелось – мать полностью управляла им, при этом постоянно твердила, что хотела бы иметь не сына, а дочь. Из-за жестокого характера матери у Эдварда так и не сложилась не то что личная, но и вообще никакая социальная жизнь: не было у него ни друзей, ни близких, он в полном одиночестве жил на своей отдалённой ферме, бесконечно изучая книги о нацистских концлагерях и женской анатомии.
По всей видимости, такая ситуация породила в душе Эдварда постоянный конфликт между тем, как он привык и был вынужден жить, и тем, к чему он тянулся. Он говорил, что периодически терял контроль над собой и тогда совершал все эти ужасные деяния. Потому что человека невозможно задавить полностью – можно только свести его с ума.
Ну а теперь просто обратим внимание на эту картинку – тихий, безобидный человек со скрытой внутри бурей, проявляющейся в редких, но очень сильных вспышках насилия, а также в постоянных разговорах о насилии, чтении о насилии, переживании насилия. Вам никого этот типаж не напоминает?
Если исключить расчлененку в холодильнике и женские маски по стенам, то я таких людей знаю немало. А в последние месяцы их стало резко больше. Ибо российские блоггеры начали комментировать политический кризис на Украине. Или в Украине, кому как больше нравится.
Главное и основное, чем заполнены рассуждения доморощенных аналитиков, пикейных жилетов, яростных революционеров и горячечных защитников порядка — это агрессия. Несмотря на всю разность убеждений, обе стороны изо всех сил призывают – «скорей бы уже кровь!». Даже если на словах они за мир и цивилизованные договоренности — тональность всё равно пропитана злобой. Оппоненты — что там, в далеком Киеве, что в одной ветке фейсбучных рассуждений, начисто лишаются даже минимального шанса быть людьми — нет, это «фашисты», «псы», «стервятники», «титушки», «провокаторы», «майдауны», «быдло» и прочие приятные наименования.
Ведь, казалось бы, что проще — если уж ты так переживаешь за судьбу Украины, то взял бы на работе отпуск, сел в поезд, и приехал, поучаствовал. Лично покидал бы камни в «Беркут» или поддержал его бойцов добрым словом и чаем из термоса. Но нет, почти все топчут клавиатуру, изрыгая проклятия.
Обе стороны комментаторов постоянно грезят физическим насилием, восхищаются им. Одни ждут, когда «Беркут» пройдётся по противникам коваными сапогами или получит приказ стрелять на поражение, другие предлагают давить бойцов в сером камуфляже автобусами. При этом в жизни что одни, что другие, как правило – мирные и безопасные люди, к насилию не склонные, зачастую малоспособные к драке вообще.
А большинство их советов, прогнозов и предположений носят откровенно безумный характер, и даже на фоне обычного интернет-балабольства выделяются крайней степенью оторванности от реальной жизни. Добрый совет Леонида Бершидского не лезть не в своё дело, ибо мы в нем ничего не понимаем, остался не услышан.
У людей откровенно чешется Украина, дни и ночи проходят в полемике, рисуются всё более злобные демотиваторы, выдвигаются всё более сумасшедшие идеи. Например, один комментатор, основываясь на поведении российской власти в текущей ситуации, высказал предположение, что в Сочи под видом олимпийских объектов построены объекты военные, которые в час Х познакомят с матерью Кузьмы врагов Отчизны.
И подобное поведение очень четко сигнализирует об одном – людям плохо. Даже если внешне у них всё в порядке, концентрация на насилии и пристальное вглядывание в него говорит о том, что где-то глубоко внутри у людей тлеет ненависть, что они вынуждены загонять себе в сердце злобу и хранить её там, потому что нечто снаружи постоянно её поддерживает.
Это известный механизм: если человек страдает от блудной страсти – он будет или неугомонно говорить об этом, или демонстративно избегать и стесняться всего, что связано с полом. Скупец всё время поминает деньги, а тот, у кого подорвана вера в собственные силы, часто склонен к конспирологии, представляя себя игрушкой в лапах захвативших весь мир могущественных чужаков. Ну а тот, кто полон гнева, не может не говорить об инструментах реализации гнева и событиях, в которых гнев проявляется.
Гнев, изначально – нормальная реакция человека на препятствие, на какую-либо проблему. Это реакция уничтожения: «Я хочу, чтобы вот этого не было здесь и сейчас». Гнев позволяет мобилизоваться и совершить резкое, энергичное действие, и именно для этого гневная реакция отключает лишние мысли, дабы ничто не мешало вложиться в действие по полной, не оглядываясь на рефлексию.
Но иногда в жизни возникают ситуации, когда препятствие есть, гнев возникает, но проявить его в виде агрессии, в виде действия нельзя. В большинстве случаев даже опасно, ибо тот, кто является причиной гнева, чересчур силен, и бороться с ним чревато слишком большими потерями. И ответная агрессия загоняется внутрь, подавляется человеком. Если же травмирующее, вызывающее гнев воздействие систематично, то постоянно подавляемая агрессия превращается в неиссякаемый источник страданий.
Почти всякий знает, каково это – когда день за днем приходится молчать, не реагировать на оскорбления и трудности, мечтая о дне расплаты. Люди, которым приходится так жить, могут привыкнуть всюду искать сцены насилия – в кино, в книгах, в новостях – чтобы в этих картинках внутренне солидаризоваться с тем, кто силен, и пережить хотя бы такое, не совсем настоящее, но всё же освобождение от постоянно давящей изнутри энергии. Человек может также привыкнуть сбрасывать напряжение каким-то иным способом – срывать злость на беззащитном, например, на собственных детях или подчинённых, позволять себе «оторваться» за стаканом алкоголя или создать себе амурное приключение.
Непрекращающаяся боль гонит человека зачастую туда, где можно соприкоснуться с атрибутами насилия – оружием, военной формой, символикой террористов и биографиями маньяков. Именно для таких людей телевизор переполнен криминальной хроникой. И эта же боль заставляет, глядя на посторонние ему политические события, призывать: «Пусть сильнее грянет буря!». Не понимая, что происходящее на экране – не кино и не компьютерная игра, а реальный, сложный политический и социальный конфликт, в котором кровь – настоящая.
Я всё это к чему. К тому, что Россия – это страна подавленной агрессии. Почти всех нас с детства воспитывают в условиях, когда всегда существует некто, доставляющий неудобство, портящий жизнь – но которого ни за что нельзя тронуть, перед которым надо смириться. Чиновник, учительница, врач, милиционер, начальник, соседка – при существующих в стране традициях бытовой грубости почти каждый с этим сталкивался. Хоть в формате школьной травли, хоть в виде армейской дедовщины. Поэтому осмотритесь вокруг.
Украина – хороший лакмус того, что нас не касается, но что прекрасно выявляет состояние наших душ.
Тот, кому реально важно, что там происходит, будет делать дело, а не глупости в интернете писать. Тот, кому всё равно, если это не его работа, не будет тратить на это время. А вот тот, у кого в душе свербит – не смолчит, непременно выскажется. Или же начнёт высказываться безостановочно, демонстрируя все признаки души, измученной загнанной вглубь ненавистью.
Собственно, выводов я могу сделать ровно два. Если вы заметили за собой подобные мечты о крови на брусчатке, если вы понимаете, что не можете сдерживать себя в смаковании чужого насилия – ну, переключитесь хотя бы на другую тему. Посмотрите слешер какой-нибудь, что ли. Не позорьте Родину, не выставляйте её на весь мир страной безответственных невротиков.
Второе. Если вы увидите, что кто-то из ваших близких таков, что он проводит дни и ночи, призывая Беркут в атаку или Майдан на штурм, – просто любите его как можно сильнее. Даже если вы ошибаетесь и это не невроз, а действительно искренняя боль за Украину (хотя странно, почему тогда человек в кресле за компьютером, а не в Киеве с термосом) – от любви ещё никому не становилось хуже.
От подавленной агрессии можно избавиться только одним способом – пережить любовь, которая больше той боли, которая живёт в человеке. Надо создать человеку условия, в которых он сможет всё, что у него накопилось, безопасно и комфортно проявить или хотя бы рассказать об этом.
Потому что от виртуальных войн никому не становится легче в силу их полной фактической бесплодности – хоть ты создашь миллион демотиваторов, все они никак не повлияют на расклад сил в столице Украины. Хоть ты завалишь оппонентов эмоциональными, рациональными матерными аргументами – они не изменят своей точки зрения, и вместо разрядки ты получишь ещё большее напряжение.
Есть старая шутка о том, что если вас беспокоит Гондурас, вероятно, следует прекратить его чесать. Точно так же — если вас сверх меры беспокоит Украина, вероятно, стоит перестать её теребить.
Хотите помочь – помогите делом. Или помолитесь. А то маньяка, знаете ли, можно воспитать и в самом себе.