О психокульте, или осторожно, секта!

О психокульте, или осторожно, секта!

Сейчас это даже считается модным: возвращаться к истокам, изолировать себя от информационного поля, сливаться с природой, стремиться к экологичным жилью, пище, одежде, оздоравливаться всевозможными способами, расширять сознание, искать истину, Бога… 

Ничего парадоксального в этом нет. Ум хочет покоя, душа – веры, разум – ответа на вопрос: а кто же, собственно, я?

Вот только куда приведет человека его поиск?

А может, для кого-то это и не поиск вовсе, а всего лишь попытка сбежать от реальности?

350 км от областного центра — Перми, 40 км до границы с республикой Коми. Заброшенная деревушка Черепаново неожиданно населяется полусотней человек. Среди них 8 детей. Астрахань,Тула, Дальний Восток, Кострома, Москва, Рязань, Тюмень, Барнаул… почти вся российская география представлена в этой группе отшельников, последовавшей за своим духовным наставником — бывшим православным священником Вениамином Филипповым (врачом по образованию). За  раскольническую деятельность  4 года назад официальная церковь его лишила сана. Однако решению священноначалия разжалованный батюшка не подчинился, продолжил совершать богослужения и вскоре объявил себя «иеромонахом» Евстратием. Впервые опальный священник попробовал собрать паству в поселение в прошлом году. Дело было под Костромой, в Шарьинском районе. Сегодня можно констатировать тот факт, что задуманное удалось. У очередного  гуру есть несколько десятков последователей.

Сегодня эти люди живут в ожидании третьей мировой войны и воскресения дяди первого русского царя — Михаила Романова (замученного  в этих окрестностях в земляной яме в 1602 году). Живут  в полуразрушенных домах без газа, без электричества, без медикаментов, без продуктов, без средств гигиены и без документов. Паспорта, пенсионные удостоверения, свидетельства о рождении детей – все это было сожжено по настоянию духовного лидера. Ведь бумаги не нужны человеку, чтобы упорно молиться.

О. Евстратий по-прежнему активно критикует церковь, власть на всех уровнях, запрещает адептам употреблять продукты с нанесенным на упаковку штрих-кодом и с удовольствием раздает интервью. Его окружение всячески подчеркивает довольство сделанным выбором и уверяет, что ни в чем не знает нужды. Между тем от гуманитарной помощи, мешками доставляемой отшельникам на вертолете, к счастью, никто не отказывается.О психокульте, или осторожно, секта!

Несколько лет назад под Пензу конца света отправились ждать тридцать пять членов религиозной общины. Уверяли — тело уже не спасти, а вот за душу можно и побороться… Странно, что эта мысль согревала их в вырытой наспех землянке, но не показалась действенной и разумной в их семьях, домах, где никто и ничто, казалось бы, не мешало заботиться о спасении… А ведь так хорошо все начиналось…

О психокульте, или осторожно, секта!Петр Коломейцев, декан факультета психологии РПУ, коррекционный психолог, клирик храма святых бессребренников Космы и Дамиана ассийских в Шубине:

Психокульт – организация, в которой психологическая (чаще псевдопсихологическая) доктрина, созданная лидером организации, выступает как своего рода  квазирелигия. В основе методик оздоровления, «духовного роста», «расширения сознания» зачастую лежат не аскетические упражнения, борьба с грехом и страстями, а выполнение неких авторских методик,  которые принципиально не приближают человека к Богу, делают его в первую очередь лукавым манипулятором, земным божком, чье «царствие» и блага – в  этом мире, а не в Царствии Божьем.  Секты, язычество, неоязычество, национализм, оккультизм, псевдостарчество  – течений и направлений сейчас развелось великое множество. Приходят туда, как правило, люди слабые, не имеющие достаточно твердой жизненной позиции, чтобы самостоятельно решать свои проблемы. Но попадают туда и сильные, вполне самостоятельные личности – кто-то, поддавшись моде, кто-то просто на всякий случай, как покупают талисман «на удачу» или обращаются к какой-нибудь бабке-колдунье, чтобы «заговорила на успех». Душа неверующего человека чувствует пустоту, и он торопится заполнить ее, пусть даже суррогатом.

Ситуация с пермскими сидельцами осложняется тем, что там дети. И эти дети не хотят там оставаться.  Условий там — никаких. СМИ периодически наведываются туда.  Депутаты Думы ездили. Вот в таких случаях почему-то у нормальных семей отбирают детей (в приют, в детдом). А про эту ситуацию говорят, что все в порядке. А как в порядке, если зима скоро? Там ничего к этому не приспособлено. Они не сеяли, не жали. Им сбрасывают гуманитарную помощь с вертолета. А до этой деревни не доберешься: 200 км по бездорожью. Военный автомобиль-вездеход туда едет 32 часа. Если какая-то срочная медицинская помощь потребуется, машина туда не проедет.

Некоторые пытаются его со Стерлиговыми сравнивать, но это тоже ни в какое сравнение не идет, потому что у них куча прислуги, там вся деревня в батраках работает. Географию дети изучают натурно: если надо изучить Австралию, они просто летят туда и изучают Австралию в деталях.

А вот с амишами сравнить интересно. (прим. ред: амиши — консервативная христианская община, которая проповедует простую жизнь во имя Господа. Отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. Вероучение  основано на буквальном и строгом толковании Библии.  Амиши допускают крещение только в сознательном возрасте, выступают за ненасилие и против любой военной службы. Большинство общин амишей не строят культовых сооружений и проводят богослужения на дому) 

Они застряли в 19 веке и так в нем живут – без электричества, без моторов, без двигателей внутреннего сгорания, только с ручными инструментами труда, одеваются в одежду того же времени, мужчины носят круглые бороды, а усы сбривают, дабы «не прятать лукавство в усы». У них нет денег, они не получают никаких социальных пособий, живут своим трудом, активно взаимодействуют на внешнем рынке результатами своего труда. Например, предоставляя изготовленную кустарным способом мебель, которая, кстати, пользуется очень большим спросом, а также сельскохозяйственные продукты, выращенные без участия техники и применения удобрений. Сейчас это очень модно, очень востребовано. Они имеют разрешение от государства вести собственные писцовые книги, печати у них есть. А по достижении совершеннолетия они выдают человеку валюту (ее запас  у них есть для внешних операций), выписку из домовой книги и отправляют в полицейский участок. Там ему на основании этой выписки дается паспорт. И год он обязан прожить вне этого поселения. 90% возвращаются, 10%, соответственно, остаются жить в миру среди людей. Ситуация у них там такая благостная, музыку они слушают, живой звук, разумеется, психически здоровая атмосфера, стрессов мало. Многие хотели бы среди них поселиться, но они к себе не пускают, только те, кто родился среди них, могут там жить. Они объясняют свою позицию тем, что, мол, временное это желание, блажь, а эйфория очень скоро сменится на тоску и человек снова запросится в привычную среду обитания. У них, как уже говорилось выше, найдены формы взаимодействия с государством, они отказываются от социальных программ, но при этом свобода выбора у них остается.

А что происходит сейчас в Пермском крае? У нас этих людей настращали, напугали. Основная тема Евстратия, что патриарх Кирилл – антихрист или еще кто-то… что кругом мировая закулиса, всех поглотит  глобализация, все будут «обИННины», зачипованы, и поэтому надо бежать. И если с пензенским сидельщиком было понятно все – он же «кукушный», псих, попросту говоря, то здесь какая-то странная ситуация, потому что с головой-то у этого «гуру» все в порядке, он хоть и примитивный, но не больной. И все, что он вытворяет, – этакая форма протеста. Он явно хочет, чтобы его заметили, естественно считает, что все депутаты, политики – люди, продавшиеся в мировое закулисье, что не мешает ему, кстати, принимать от них гуманитарную помощь.

Почему люди следуют за ним? Потому что общество делает ряд ошибок.

Человек критикует церковь, патриарха. Естественно становится опальным. А общество заинтересовывается этим: а давайте дадим ему слово, дадим площадку, возможность высказаться, проводить пропаганду. Журналисты выкладывают в интернет  ролики, пишут статьи, всячески популяризируют его деятельность. Причем никто не усматривает в его действиях никаких нарушений.

Вторая проблема – тотальная необразованность. Человек с нормальным религиоведческим образованием не пойдет ни за какими евстратиями. Невежество – еще одна беда нашего общества. Почему-то не дают человеку религиоведческие знания в необходимом количестве. Простите, но задачи химические,  физические или математические человек не решает каждый день. Тем не менее, в общеобразовательной школе в 11 классе, после того, как ребенка уже учили математике на протяжении 10 лет, 68 часов в год отводится на такой предмет, как алгебра, а еще есть и геометрия. А сколько часов отводится на религию, философию, социологию? А между тем ситуации, когда человеку необходимы именно эти знания, встречаются каждый день.

Не закладываются у нас основы, фундамент. А все остальное, чем заполняются мозговые извилины, в большинстве своем быстро выветривается. Если у человека в голове пустота, то она может заполниться чем угодно. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная ситуация для деятельности сект. Они могут брать людей просто голыми руками.О психокульте, или осторожно, секта!

Церковь работает и с социально незащищенными, и с неблагополучными категориями граждан, но об этом не говорят . А люди в силу своей неграмотности, невоцерковленности идут туда, что первое попадается под руку.  И потом лидеры этих сект, конечно, берут харизмой. Прием у всех один и тот же. Человеку внушают то, что он нужен. Понятно, что тот, у кого все хорошо, скорее всего, не испытывает потребности в повышенном  сострадании. А тому, кто в нем нуждается, говорят: я тебя всегда выслушаю и всегда пойму. Ты можешь звонить мне в любое время дня и ночи, у меня всегда найдется для тебя время. В три часа ночи, в четыре, если у тебя есть вопросы или просто нужно поговорить, звони. Если нет денег на телефоне, ты только дай знать, я сам позвоню тебе. Если хочешь приехать – приезжай, я оплачу такси.  Я помогу тебе в любом случае. От тебя все отвернулись, а я помогу. Без меня (без нас) ты можешь погибнуть…

В церкви огромный поток людей, и уделить время каждому в том количестве, в котором он нуждается, к сожалению, возможности нет. А на эту заботу, которую предлагают человеку секты, он, конечно же, покупается. И даже не задается мыслью о том, что за это придется платить. Чем? А кому как повезет: кто квартирой, кто банковским счетом, кто здоровьем, кто психикой.

В любом человеке есть доброе начало. Но оно мешается с глупостью. Безусловно, человека, попавшего в сети секты, можно и нужно попытаться оттуда вызволить.

При этом взывать к его здравому смыслу и логике бесполезно. Чем больше будете давить, тем более он замкнется. В секте новичков заранее предупреждают о возможных нападках на нее. Один из вариантов: «Истинных христиан всегда преследовали. Это делал дьявол. Ваши родные будут ругать нас, значит они во власти дьявола». Аналогичные установки почти полностью нейтрализуют критику секты. Человек лишь убеждается в том, что в ней говорят правду.

Легче выводить сектанта в начале процесса его обработки вербовщиком. Если человек уже принял доктрину секты, то какое-то время она будет уделять своему новому члену повышенное внимание. Если в этот момент начать критиковать организацию и позволять себе резкие высказывания в ее адрес, дистанция между вами и вашим близким лишь увеличится. Вы будете непременно плохим, а они – непременно хорошими. Пусть пройдет немного времени, и глаз сектантов «замылится».

Близкие (друзья, родные) адепта должны постоянно демонстрировать ему свои любовь, уважение, заботу, показывать, что он им не безразличен и что они хотят сохранить с ним добрые отношения. Секта имитирует любовь. Если от вас будет исходить искренняя любовь, рано или поздно сектант испытает эмоциональный всплеск, который, возможно, снова вернет его в семью.

Давайте возможность сектанту выговориться. Других членов секты при этом рядом быть не должно, чтобы не сковывать его мысли и душевный порыв.

Во время беседы следует оставаться вежливым, корректным, избегать неуверенности и незаинтересованности диалогом.

Необходимо напоминать, что жизнь не ограничивается рамками одной организации, и как бы человек ни уважал ее правила, свой собственный жизненный опыт у него тоже быть должен. Связь с внешним миром лучше поддерживать конкретными действиями: совместными прогулками, походами на природу, в кино, театр, на выставки, потом можно обсуждать увиденное. В эти минуты вспоминать о секте не стоит. Пусть вашему другу будет с вами комфортно.

О секте и ее участниках следует собирать информацию и фиксировать ее. Конечно, лучше это делать втайне от сектанта. Не исключено, что впоследствии эти данные смогут стать хорошим доводом в вашу пользу.

Разберитесь в мотивах вступления в секту. Человек пришел туда, потому что там ему дали (пообещали) то, в чем он нуждается. Важно понять, почему ваш близкий разделяет убеждения этой организации, что ему нравится в ней. Чем больше он будет задумываться, тем лучше. Через интернет или расположенный поблизости антисектантский центр найдите профессионалов, которые помогут вам советом.

Лучшие союзники в борьбе за близкого человека – терпение, снисходительность, уважение и любовь.

Конечно, еще есть молитвы, святые, к которым обращаются с молитвами о сектантах, раскольниках, иноверцах. Заботящемуся о заблудшем  полезно в почитать жития святых. Молитвы особенно действенны в те дни, когда церковь празднует их память.

Беседовала Ольга Щербакова


www.matrony.ru