Субботнее путешествие: Северный речной вокзал и Парк Дружбы

Субботнее путешествие: Северный речной вокзал и Парк Дружбы

Сегодняшняя прогулка будет короткой, но романтичной: мы пройдемся по Северному речному вокзалу, посмотрим на последние в этом году теплоходы и немного погуляем в Парке Дружбы. Для многих «Речной вокзал» — лишь название станции метро, но на самом деле это ещё и район столицы, где есть, что посмотреть. Как минимум — сам вокзал и парк.

Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы ещё до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году. В советское время он был одним из символов Москвы — «порта пяти морей». Откуда такое определение? Все просто: с помощью сети каналов из московских портов можно выйти к Балтийскому, Белому, Азовскому, Каспийскому и Черному морям.

В советские годы пассажирских судов на Москве-реке было много. В девяностые почти все они стали нерентабельными. Сегодня традиции речных круизов возрождаются, хотя цены на них весьма немаленькие. От Северного вокзала отходят теплоходы и ракеты нескольких судоходных компаний. Можно отправиться в Петербург, Тверь, Чебоксары, на Валаам (цены, правда, сопоставимы с поездкой за рубеж) или совершить небольшое бюджетное путешествие по городу.

Субботнее путешествие: Северный речной вокзал и Парк Дружбы

Но это все летние развлечения. Осенью мы задержимся у самого вокзала. Выходим на соответствующей станции метро к Парку Дружбы, затем двигаемся налево (см. указатель). Пересекаем по подземному переходу Ленинградское шоссе – и мы на месте! Территория вокзала очень ухожена. Советские скульптуры, клумбы, аттракционы в полном порядке. Другое дело – разрушающееся буквально на глазах центральное здание.

Вот что о нем было написано в  путеводителе «Волга. Кама. Ока. Дон» (М, 1955) более полувека назад:

«Вокзал стоит на открытом месте. Он вытянут в длину на 150 метров; в центре его — башня со шпилем. При открытии навигации башенный шпиль выдвигается вверх на 27 метров, и общая высота центральной части вокзала тогда превосходит сотню метров. Лучи звезды, которой увенчан шпиль, раскинулись на 4 метра.

Откуда же впечатление легкости, появляющееся при взгляде на здание вокзала? От десятков светло-серых колонн, образующих галерею вокруг первого этажа вокзала? От фонтанов по бокам здания, где фигуры белых медведей с одной стороны и скульптуры дельфинов — с другой как бы говорят о начинающихся у вокзальных причалов путях на далекий север и на далекий юг? От его просторных террас и веранд? Вероятно, от всего вместе, от гармонического единства форм и линий, задуманного архитектором и осуществленного строителями.

Хорош вокзал снаружи, хорош он и внутри. Тут — мрамор, гранит, диорит, черный Лабрадор и другие отделочные камни. Вестибюль, украшенный гербами союзных республик, зал ожидания с электрифицированным макетом канала, ресторан с лепным потолком и мастерски выполненной внутренней отделкой занимают первый этаж. На втором этаже — комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка, библиотека, служебные комнаты».

Время внесло коррективы в это бодрое описание. Например, звезду поднимали и опускали всего несколько раз. Тем не менее, многие годы здание исправно функционировало, а теперь уже несколько лет «закрыто по техническим причинам». На былом великолепии лежит печать «поэзии разрушения». Внутрь не попасть – вокзал окружен строительной сеткой (надеюсь, что это свидетельство скорой реставрации).

Субботнее путешествие: Северный речной вокзал и Парк Дружбы

Обходя здание по периметру, мы и сегодня видим много интересного. Например, упомянутую звезду на шпиле, снятую со Спасской башни Кремля. Или старинные куранты, привезенные из Воскресенского собора Волоколамска. Интересны и керамические плафоны у центрального входа. На них изображена, в частности, «Москва будущего» — так и не построенный Дворец Советов, строящийся театр Советской Армии, метро «Киевская»… Само здание выполнено в форме огромного корабля. Фонтаны «Север» и «Юг», расположенные на террасах, символизируют связь южных и северных водных путей в Москве.

Можно пройтись и по причалам (они в неплохом состоянии). Их длина – более полутора километров.

В завершение необходимо сказать, что Парк речного вокзала, разбитый в конце 1930-х годов, является памятником труду жертв сталинских репрессий.

Кроме Парка речного вокзала в районе есть еще один исторический парк – Парк Дружбы. Это регулярный парк с четкой геометрией дорожек, газонов и клумб, поэтому его любят все, кто «на колесах» — роллеры, скейтеры и мамы с колясками. Кроме того, здесь есть все для комфортного семейного отдыха: детские площадки, аккуратные прудики (на них в этом сентябре проходил праздник водных фонариков), спортивное поле.

Субботнее путешествие: Северный речной вокзал и Парк Дружбы

Парк заложили в 1957 году делегаты VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Поэтому тут много символических объектов: монумент памяти воинов, погибших в Афганистане, скульптурные композиции: «Хлеб и плодородие» (по эскизу Веры Мухиной) и «Фестивальный цветок», монумент венгерско-советской дружбы, памятники Мигелю Сервантесу (кстати, копия мадридского оригинала) и герою киргизского эпоса Манасу, аллея имени Алисы Селезнёвой. Можно даже устроить семейный квест: кто быстрее найдет все интересные памятники парка.

Интересно и то, что территория парка была включена в городскую черту лишь в 1960-е годы, на которые пришлась и жилая застройка района. Таким образом, парк встретил жителей уже прижившимися и разросшимися деревьями. Это был редкий даже для советского времени пример «благоустройства с опережением». Сейчас такую роскошь просто невозможно представить: не только парки, но и газоны вокруг новостроек появляются далеко не сразу.

Субботнее путешествие: Северный речной вокзал и Парк Дружбы


www.matrony.ru