Мы и сами не заметили, как оказались в мире, где есть богатые и бедные.
Это случилось на памяти буквально одного поколения. Только что наши родители перезанимали друг у друга до получки, а мы перешивали мамины юбки на модные майки – и вот уже один имеет недвижимость на Гавайях, а другой живет все в той же хрущевке и старые модные майки на всякий случай не выбрасывает. У всех сложилось по-своему: разные профессии, разные семьи супруга/супруги, разные устремления – всё это после 40 лет принесло разные финансовые плоды.
Если не брать крайности в виде олигархов и бездомных, то люди с разным достатком по жизни довольно часто пересекаются. И здесь новая реальность породила массу новых коллизий. Например, появились студенты, которые в десятки раз богаче их университетских преподавателей. Бывает, что поседевшие одноклассники справляют очередную встречу на яхте старого друга. А еще появились всамделишные, не из Диккенса, бедные родственники.
Но эта реальность оказалась не такая уж и страшная. Как правило, в обычной нормальной жизни я вижу вот что. Старые друзья, в каких бы разных слоях ни оказались, остаются друзьями, помогают друг другу, подставляют плечо. В гости – с кошелками гостинцев, подарков детям. В ресторане: «Не спорь, мы тебя пригласили, мы и угощаем». При этом даже бедный человек может оказаться богатым по отношению к кому-то другому. Одновременно он может быть объектом помощи успешных друзей и субъектом благотворительности по отношению к тем, кому живется гораздо сложнее. Многие еще помнят общую бедную молодость. И эта память тоже помогает понять: мы с тобой одной крови, мы друзья и человеки, остальное не так важно.
Это мы, взрослые. Но вот дети…
Они эту сказку про бедных-богатых застали уже с рождения и поэтому часто расценивают достаток семьи как неотъемлемое ее качество. Как цвет глаз – кому какой достался. Кто родился «удачно» – у того одежда от Гуччи, лучшие репетиторы и последний «айфон». А кто родился «неудачно» – у того одежда от магазина «Смешные цены», бесплатный кружок в десяти трамвайных остановках, «а телефон тебе – чтоб звонить, какая разница, как он выглядит».
Иногда такие дети попадают в один детский сад или в одну школу. Бывает очень смешно, когда родители на собраниях пытаются договориться, что такое «устроим детишкам недорогой выпускной».
Тем не менее, дети тоже чаще всего нормально дружат. Но они друг у друга на виду, любят хвастать, демонстрировать свой статус, выражаемый в том числе и вещами. Поэтому даже если они и дружны, проблемы в отношении к чужому богатству/бедности могут оставаться.
В обеспеченных семьях есть риск воспитать сноба, презирающего тех, кто «не круто» одет. Если позже добавляется хорошее образование – снобизм получает основательное подкрепление, ведь молодой человек действительно может стать просвещеннее, образованнее, разностороннее, чем его менее обеспеченные ровесники.
Внутри небогатой семьи – другие риски. Там нужно как-то уберечь ребенка от чувства неполноценности, тайной зависти и концентрации на материальных мечтах. В самом деле, ребенку бывает тяжело принять, что он никогда не догонит своего друга, у которого два гироскутера, «айфон» и кроссовки «адидас». Даже если он сам когда-нибудь вдруг и накопит на это – у друга будет уже следующий «айфон», гироскутер с вертикальным взлетом и кроссовки «найк», потому что в новом сезоне «адидас» нормальные люди уже не носят. Так что гонка заранее проиграна.
Даже при максимальной тактичности ребенка из богатой семьи он без всякой задней мысли может спросить у товарища: «А почему у тебя такой старый телефон? Он же неудобный!» или «Мы с родителями на Канары, потом в Италию, потом в Америку. А ты летом где будешь?»
Можно ли что-то с этим поделать?
Думаю, стратегий может быть много.
Одно из противоядий – разнообразная насыщенная жизнь ребенка. Насыщенная впечатлениями. Это доступно при любом достатке: съездить, например, вместе за город в неизвестное место – тоже вполне себе приключение. Или пойти в лес с палатками и готовить пищу на костре.
Прекрасно – когда есть среда ровесников, увлеченных общим делом. Скаутский кружок? Туристическая секция при Детском доме творчества? Робототехника при школе?
Еще – помогать тем, кто беднее. Это важно для семей с любым бюджетом.
И конечно – разговаривать. Причем не стоит сильно рассчитывать на разговоры про то, что «главное – дружба, ум, душа». Пока ребенок живет в мире, где по социальным атрибутам его уже поставили на …дцатое место, он все равно будет чувствовать некоторую уязвленность. Даже если дети поддерживают родительские ценности, что «вещи – это неважно», вряд ли они до конца в это верят. Можно, конечно, говорить о том, что «ты вырастешь – заработаешь и купишь себе всё, что захочешь». Но важнее обсуждать, что такое успех и успешность. Ведь часто для детей это синоним обеспеченности.
— Погоди, но все эти ученые, поэты, художники – те, что в твоих учебниках – это успех?
— Еще бы, такие знаменитые.
— А знаешь, как трудно и бедно жилось тому, и другому, и вот этому? А дядя Петя, который играет в симфоническом оркестре – это успех?
— Ну да.
— А ведь он живет небогато, у него большая семья.
Или наш с папой друг Михаил Иванович, который преподает в университете, пишет книги и дает интервью – успех? Несомненно. Однако он не может накопить на квартиру. Как ты думаешь, променял бы он науку на торговлю бензином, чтобы заработать много-много денег? Нет, не променял бы. Он нашел свое призвание. Так что ищи себя. Ищи свое призвание. Остальное приложится. Может быть.
Или друзья помогут, в крайнем случае.