Что мы делаем, когда наш ребенок, устав от покупок в гипермаркете, начинает истерить? Правильно, покупаем чупа-чупс или киндер-сюрприз. А какой подарок на день рождения, мы считаем, ему понравится больше всего? Правильно, самый дорогой. Дети и деньги – вечная тема каждого дня. Об этом рассуждает в своей книге «Дети и деньги. Как воспитать разумное отношение к финансам» (М.: Никея, 2018) известный психолог и публицист Катерина Демина.
Для начала — зарисовка о «дорогих и дешевых подарках». Как вы думаете, какой подарок на день рождения получил «наивысший балл» у пятилетнего мальчика? Гоночная машина с радиоуправлением? Нет — она сломалась на второй день, как только ее вынесли на улицу и опробовали на асфальте. Нарядный костюм? Тем более нет — это все бабушку ублажать. Вне конкуренции оказались следующие вещи, подаренные другом дома, пожилым учителем: колокольчик на веревочке, тумблер и увеличительное стекло. Особенно тумблер. Этими тремя вещами мальчик играл самозабвенно, много лет подряд. Они живы до сих пор и достаются из коробки с игрушками с неизменным радостным возгласом. Мальчику уже пятнадцать.
Вот только не надо песен на мотив «у нас ничего не было — пусть у наших детей будет все!». И у нас были игрушки, всякие и разные, а что из них мы помним? Одну — самую-пресамую любимую куклу. Набор солдатиков. Деревянную тележку с колесиками. Как удалось выкрасть плед и сделать пещеру под столом. Дедушка взял меня в зоопарк, и слон окатил нас из хобота водой. Дедушка завернул меня в свой плащ, и мы на такси, бегом, вернулись домой. Это был мой единственный поход в зоопарк, мне было около четырех лет, я помню его в мельчайших подробностях.
Делая подарки, приучая к хорошим ресторанам и дорогим маркам, знакомя ребенка с элитными видами спорта и развлечений (верховая езда, серфинг, гольф и т. д.), спросите себя: а я смогу поддерживать этот образ жизни достаточно долго? Если вдруг деньги кончатся — чем ребенок заменит любимые (и дорогостоящие) развлечения? Не лучше ли научить своих детей получать удовольствие от процесса: познания, отношений, овладения каким-то мастерством, рукоделия?
Одна моя подруга, очень мудрая и дальновидная мама, говорит о своей младшей дочке так: «Она почти никогда не хочет в подарок вещь. Очень редко — развлечение, типа цирк-кино. Если хочешь ее осчастливить — помоги ей освоить что-то новое: жонглировать, пускать трехслойные мыльные пузыри, рисовать график функции на компьютере». Этой девочке никогда не будет скучно, ведь этот способ «потребления» — неисчерпаем, в отличие от «получить удовольствие от обладания чем-то».
Как это связано с финансами? Да очень просто. Когда в следующий раз ваше чадо заноет в магазине: «Ма-а-ам, купи!!! Папаааа, я хочу кататься на карусели!», то есть будет требовать, чтобы вы заплатили за его сиюсекундное счастье, попробуйте не торопясь разобраться: какая его потребность сейчас стала самой актуальной и требует внимания. Ему скучно? Может быть, надо придумать задание? Не развлечение-отвлечение, чтобы замолчал, а задание для пользы общества и дела: посчитать, сколько человек перед вами стоит в очереди в кассу; найти вокруг себя семь предметов на букву «Ч»; задержать дыхание как можно дольше — да мало ли способов занять мозги, вместо того чтобы выбросить в очередной раз небольшую сумму, которая, конечно, не пробьет брешь в бюджете, но и удовлетворения не даст.
Или он чувствует себя покинутым, потому что вы уже целый час заняты не им, а покупками продуктов на неделю? Тогда достаточно обнять, присесть рядом с ним на корточки, пощекотать, покрутить, спросить: «А куда бы ты полетел на воздушном шаре?» — проявить интерес к его внутренней, личной, душевной жизни.
Кроме того, дети очень чувствительны к физическим условиям. Жарко, душно, музыка дурацкая гремит, народу полно — нарастает тревога, которую надо как-то обуздать.
А что делает мама, когда деть капризничает? Правильно, покупает какую-нибудь ерунду, чтобы заткнуть рот: чупа-чупс, печеньку, газировку. Потому что это быстро и дешево. И не требует никаких усилий от родителей. Но ребенок-то приучается гасить неприятные эмоции покупкой чего-то сладенького, вкусненького.
Самую большую радость мы получаем, когда делаем что-то сами или узнаем что-то новое, по крайней мере поначалу, в детстве. А если отнять у ребенка эту возможность, заменив ее привычкой получать удовольствие извне, то неудивительно, что эти повзрослевшие дети не умеют радоваться, утешать себя иначе, чем едой или алкоголем, развлекаться только шопингом.
В Европе, где процесс первоначального накопления капитала закончился лет двести назад, демонстрировать богатство давно уже неприлично. Более того, в обществе функционируют хорошо отлаженные механизмы сдерживания, для того чтобы пропасть между богатыми и бедными была не так заметна (в том, что она существует, надеюсь, никто не сомневается?). Детей с самого раннего возраста приучают не обращать внимания на лейблы и марки машин, школьная форма обязательна еще и потому, чтобы нивелировать социальное неравенство. И главное — постоянно звучит мантра: «Ты можешь быть лучшим на своем месте». Не потому, что у тебя папа — миллионер, а потому, что ты умеешь делать бумажные модели замков. А тот, у кого мама-иммигрантка и убирает в чужих домах, отлично самоутверждается на уроках программирования или химии — получает свою заслуженную награду.
Одно из самых больших культурных потрясений я получила, когда приехала впервые в Англию. Приятель моей сестры, сын миллионера, лорда и владельца крупной компании, ходил в старых-престарых джинсах, ездил на «Ситроене» 1958 года выпуска и подрабатывал помощником в магазине — на карманные расходы. Можете представить себе такую ситуацию у нас? Потом я узнала, что это норма в кругу образованных богатых людей.
Дети воспитываются вашим примером, поэтому подумайте дважды, выбирая подарок ребенку и покупая пять минут тишины по цене чупа-чупса. Нефизиологические потребности тоже заслуживают внимания. Уважение вызывают уникальные навыки и качества, а не модные шмотки, купленные родителями.