13 января на официальной странице группы «Ленинград» в YouTube появился новый клип «Экспонат» о сборах девушки на свидание. И вот уже две недели Интернет не отпускает тема лабутенов.
Их обсуждают и те, кто раньше не знал, почему подошва знаменитых туфель должна быть непременно алой, и те, кто с пеной у рта готов доказывать — правильно говорить «лубутены».
Давайте попробуем разобраться, что же в «лабутенах» настолько огромной аудитории (6 миллионов просмотров в первые три дня, 21 миллион на сегодняшний день) показалось близким.
Главную героиню клипа играет актриса театра клоунады «Лицедеи» Юлия Топольницкая, и персонаж у неё получился на редкость цепляющий.
Одни отмечают её меркантильность, других возмущает лживость, а кому-то она кажется трогательно нелепой девочкой, которая всего лишь хочет понравиться своему принцу — во что бы то ни стало.
У меня же от героини впечатление было такое: «Да она не настоящая! Резиновая, типовая, тем и смешна».
По-моему, актриса талантливо играет девушку, стремящуюся стать…. манекеном. Его одели-обули, приклеили ресницы, нацепили накладные волосы и пытаются выдать за живого человека. Но вычислить манекена среди живых проще простого — он не дышит.
При попытке начать жить и двигаться манекен сразу падает: туфли прилипают к полу, «удивительные» штаны рвутся, макияж отпечатывается на ковре, как грязь с лица Форреста Гампа — на его футболке. Shit happens. Но Форрест во всех ситуациях оставался собой и тем и привлекал сердца людей. А «экспонат» изо всех сил старается стать кем-то еще.
Девушка придумывает для «Сереги» историю, в которой она дочь олигарха, отказавшаяся от папиных машин и бриллиантов, чтобы добиться всего самостоятельно. А где её реальный отец? В клипе есть мама в бигуди и упоминается бабушка-блокадница, а вот следов мужского присутствия в их квартире нет.
Может быть, это семья, состоящая только из женщин, которые живут мечтами о том, какими должны быть мужчины и отношения с ними, даже конкурируют друг с другом на этом поприще, верят, что «мой-то муж точно будет круче маминого», но всё равно остаются одни?
Девушка пытается спрятать себя за неким образом, который считает крайне привлекательным. Хотя на самом деле главный секрет привлекательности — в том, чтобы решиться быть настоящей. Но для этого нужно много мужества, которого ей взять пока неоткуда: нет опор.
Мы также не знаем, как на самом деле живёт Серёга по ту сторону монитора. Действительно ли он работает в офисе крутой компании, где важно знать время в Токио, или он тоже «экспонат», оформивший для себя красивую витрину в окошке скайпа?
Этот страх частенько встречается: «Если я буду настоящей или настоящим, то окружающие точно меня отвергнут. Поэтому лучше уж я надену маску и буду играть роль того, кто гарантированно всем нравится. Гламурной красотки с обложки журнала, например. Или крутого бизнесмена».
Корень его — в том, что мы фантазируем, приписывая окружающим те мысли и чувства, которые переживаем и испытываем сами.
Если самой трудно принять себя в своём настоящем весе, социальном статусе, материальном положении, то и окружение подберётся соответствующее: те, кто поможет утвердиться во мнении, что плохо и стыдно быть собой и безопаснее, ценой невероятных усилий, притвориться кем-то ещё.
Я много раз наблюдала, как у моих клиенток налаживалась личная жизнь после того, как появлялись решимость и силы принять себя настоящими. Например, они переставали, как в народе говорят, «молодиться». Поначалу с опаской, но всё-таки выбирали гардероб, соответствующий паспортным сорока пяти, а не воображаемым восемнадцати. Переставали хитрить и изворачиваться, скрывая или искажая факты биографии. Честно рассказывали новым знакомым, что успели в своё время вступить в комсомол, а в детстве видели на трибуне Мавзолея живого Брежнева.
И тогда случалось чудо. Оказывалось, что никто не хочет сорокапятилетнюю женщину, которая пытается играть роль двадцатилетней, потому что настоящих двадцатилетних кругом полно. Подделки никому не нужны. Но зато много тех, кто ищет именно сорокапятилетнюю и выбирает её по соответствующей возрасту «одёжке». Раньше они просто не узнавали её в «дочкиных» нарядах и проходили мимо.
Так бывает не только с возрастом, но и, например, с интеллектом. Одни свято верят, что мужчинам нравятся только «прелесть какие дурочки» и тщательно скрывают три своих диплома, четыре иностранных языка и умение перемножать трёхзначные числа в уме. Другие, напротив, убеждены, что мужчинам нравятся только образованные и умные дамы и потому стараются выглядеть гораздо интеллектуальнее, чем есть. Для этого они не к месту цитируют писателей и философов, которых на самом деле не читали и не поняли, дремлют на киносеансах «не для всех» и прочих лекциях по истории Персии эпохи Сасанидов. Или лепят ерунду про «постельные тона».
Правда же заключается в том, что tastes differ: выбирают разных. По первому образованию я олигофренопедагог и помню, как однажды на практике во вспомогательной школе мы с однокурсницами читали личные дела выпускников. В них были собраны сведения о том, как сложилась судьба бывших учеников после окончания школы. Кто куда устроился на работу, кто с кем вступил в брак и когда, есть ли дети…
Оказалось, что многие выпускницы школы для детей с нарушениями интеллекта вышли замуж за военных. Это было повторяющейся во многих папках историей. Обратите внимание — речь идёт не о женщинах, которых кто-то когда-то обозвал глупыми, а о девушках с диагнозом «олигофрения в степени дебильности», поставленным медико-психолого-педагогической комиссией из нескольких специалистов.
На каждый «товар» есть свой «купец». Встречаются и здоровые мужчины без психиатрических диагнозов, которым, тем не менее, идеально подходит именно такая жена: флегматичная, трудолюбивая, хозяйственная и без высоких интеллектуальных запросов. Готовая ехать за любимым по месту его службы хоть в Забайкалье, хоть в Приамурье. А есть и те, кому не страшно брать в жёны докторов наук и женщин-философов. Но ни девушки с дефицитом интеллекта, ни учёные дамы точно не встретят того, кто заинтересован именно в них, если будут транслировать в мир придуманные образы, а не настоящих себя.
Неужели всё так просто: сними маску, сотри косметику и будет тебе счастье? Увы, нет. Для того чтобы видеть, знать и принимать себя настоящей, нужны силы. Мы часто недоумеваем, почему подруга продолжает жить с «тем уродом», который пьёт, бьёт и изменяет, и не реагирует на советы друзей.
Да именно потому, что она сейчас не в состоянии видеть, где на самом деле находится. А если бы могла, то больше не оставалась бы там.
Где же взять силы, чтобы быть в состоянии принять правду о себе? Рассмотрим банальный пример. Если вы решили выложить пол свежей плиткой, то не сможете сделать это сразу по всей площади комнаты. Вам нужен участок, на котором вы сможете стоять. Участок, свободный от хаоса и грязи, твёрдый и способный послужить вам опорой.
Посмотрите, что в жизни уже сейчас удалось. Чем вы довольны, что вас удовлетворяет и радует. Работа? Внешность? Образование, здоровье, круг друзей? Значит, именно на это и можно опереться. Прочно встать на ноги и со стороны взглянуть на те стороны жизни, в которых хотелось бы что-то изменить. Если, на ваш взгляд, ничего не удалось и ничего не радует, выберите то, что по крайне мере меньше всего огорчает и укрепите это.
Мы часто начинаем изменения в жизни с того, что хуже всего удаётся: например, с поисков мужа в том случае, когда именно в сфере отношений с мужчинами больше всего проблем. Хотя правильнее было бы выбрать то, что уже хорошо, и сделать это ещё лучше. Тогда оно станет островком стабильности, на который можно спокойно опереться в то время, когда другие сферы подвергаются изменениям.
В случае героини клипа это, как ни странно, действительно ее юность и красота (мы ничего не знаем об образовании девушки, но, судя по речи, особенных успехов в этой области у неё нет). С Серегой в скайпе она общается без килограмма косметики на лице и не прибегая к помощи специального бьюти-гаджета для увеличения объема губ (реально существующего, к слову). Если бы девушка решилась и в реале встретиться со своим избранником в своём естественном обличье, то, вполне возможно, очаровала бы as is. Ведь есть чем.
Так в чём же секрет сверхпопулярности клипа, который мы здесь собрались разгадывать? Наверное, в том, что свои «лабутены» хранятся в шкафу у каждой из нас, мы их узнаём и эмоционально откликаемся. Что-то такое, чего у нас на самом деле нет, но что мы красным лаком дорисовываем — прямо по подошве жизни.
Клип получился очень честным: он позволяет с юмором, с иронией взглянуть в глаза не столь приглядной правде. Облегчает нам, женщинам, задачу по принятию самих себя. А это долгий и трудный путь. На котором, возможно, ещё не раз придётся упасть с поддельных «лабутенов» и набить себе шишек.