От редакции: современного ребенка ничем не удивишь. Дети пресыщены изящными пластиковыми красотками, трансформерами и человеками-пауками. А что, если отправиться в путь за народной игрушкой? Или попробовать смастерить игрушку самостоятельно по старинным крестьянским образцам?
С наступлением теплого времени года люди начинают подумывать об отпусках. И кто-то, может быть, не лишит себя удовольствия посетить старинные русские города – хранители нашей истории и культуры. Что бы вы купили себе на память о подобной поездке? Наверное, что-нибудь из изделий русского прикладного искусства, какую-нибудь изящную, занимательную или яркую вещицу-самоделку? Ведь до сих пор вдохновенные умельцы не дают целиком кануть в прошлое русским промыслам, в которых жива самая лучшая частица души нашего народа.
Крестьяне не сочиняли опер и изящных романсов, не писали толстых книг, не рисовали огромных полотен, их искусство было иным. Прикладное – к чему-либо приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…
Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим.
И в то же время – вот забавный парадокс – самой знаменитой нашей стала игрушка, которая родилась отнюдь не в русской глубинке. Да-да, это о матрешке. Говорят, что нет иностранца, который бы, уезжая из России, не вез домой матрешку в качестве сувенира. Однажды матрешка побывала даже в космосе – космонавты взяли ее в кабину космического корабля. Все-таки хороша эта кукла, яркая, нарядная, смешная, а самое главное – затейливая. Вроде бы одна, а на самом деле – много.
Автор этих строк помнит великолепную матрешку из своего детства, которая раскладывалась на множество других, самая маленькая из которых была размером с полногтя и даже не имела раскраски из-за своей малости. Невольно даже тянет пофилософствовать, глядя на такую игрушку.
Существует легенда, что с помощью матрешки русский крестьянин ответил на вопрос философа о том, как произошел человек. Кукла в кукле якобы символизировала то, что человек заложен в самом человеке. Но, как мы уже говорили, матрешка – не старинная русская игрушка. И даже нет единого мнения насчет того, как эта кукла появилась у нас в стране, самобытная она или заимствованная, называется лишь примерное время ее «рождения» — самый конец 19-го века. Известно, что в 1900 году матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже.
Первые матрешки выпускались артелью «Детское воспитание», стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Вскоре на матрешку возникла мода, в Сергиевом Посаде образовались артели – матрешек точили из березы и липы, разрисовывали целыми семьями. Куклам придавался национальный колорит – девки и бабы в платочках, сарафанах, с хлебом-солью, с туесками и корзинками в руках, расписанные крупными цветами…
Потом стали выпускать матрешек и с изображениями исторических и литературных персонажей. В 1913 году была выточена матрешка, содержащая 48 кукол. Такая поделка – большая редкость, требующая особого мастерства при изготовлении. За границу матрешек стали вывозить в начале XX века, там они стали очень популярны, особенно в Германии и Франции. В России возникали новые центры матрешечного дела, а в Германии немецкие фирмы производили подделки, выдавая своих матрешек за русские. Матрешка завоевала немало медалей и призов на международных выставках.
А что же наши старинные народные игрушки? Поговорим, конечно же, и о них.
Одно из главных природных богатств России – обширные, густые леса. В давние времена в деревнях и селах, расположенных в лесистых местах, мастера промышляли резьбой по дереву. Удивительные вещи выходили из обыкновенных деревяшек! А деревянные игрушки не только дети любили, но и взрослые ими восхищались.
В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Что же касается игрушек, то рассказывают, что их вырезал из дерева еще сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы доставить радость крестьянским детям. Предание прочно связала имя великого Радонежского игумена с богородской игрушкой.
Впоследствии вокруг Троице-Сергиева монастыря, ныне Лавры, образовался город Сергиев Посад. В этом городе, так же как и в окружающих его деревнях, развивался игрушечный промысел – особенно знамениты были богородские деревянные игрушки, изготовлявшиеся в старинном селе Богородском Владимирской губернии. Они создавались здесь на протяжении нескольких столетий. Искусство создания деревянной игрушки, как и вообще резьбы по дереву, основанное на традициях древнерусского искусства, передавалось от отцов и дедов сыновьям и внукам. По ощущению, что оно рождает в душах тех, кто с ним соприкасается, его не раз сравнивали с погружением в волшебную сказку.
До наших дней дошли деревянные игрушки, начиная с XIX века, самыми ранними из них являются фигурки льва и собачки со щенком. Вообще-то деревянные игрушки были очень разнообразны, их украшала узорная резьба, и кроме фигурок зверей и птиц стали появляться маленькие сюжетные скульптуры-сценки – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и тому подобное. Иногда скульптурки изображали сцены из басен и сказок.
Некоторые из богородских игрушек интересны тем, что в них с помощью простейших механизмов создается движение. Например, «Кузнецы» — если привести в движение планки, деревянные кузнецы начнут стучать по наковальне молоточками. Этой игрушке более 300 лет, и она стала символом Богородского игрушечного промысла.
До сих пор богородские мастера продолжают свою чудесную работу над деревянными игрушками. На многочисленных выставках в различных странах их произведения не раз отмечались золотыми медалями.
Но это искусство, ставшее знаменитым на весь. А ведь были еще в самых простых крестьянских семьях самые простые игрушки – тряпичные. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол – где-то лет с пяти. Игрушка обычно изображала девушку или бабу; когда для игры была нужна кукла-мужик, просто брали щепочку. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка – юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста.
Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия.
В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.
Кроме того, любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки. Особенно популярны были изделия из соломы в Белоруссии, где изготовление не только игрушек, но и других декоративных поделок-плетенок из этого удобного пластичного материала стало настоящим искусством.
Солому заготавливали обычно в конце июля — начале августа. В сухую солнечную погоду ее вязали в снопы. Для искусных поделок бралась ржаная, в основном, соломка, так как она имеет наибольшую длину стебля. Стебли разрезают на части, вырезая ножом узелки (коленца) и снимая покровные листья. Получившиеся трубочки сортируют по длине и толщине, связывают в пучки и хранят в таком виде. Объемные плетенки выполняют из верхней части стебля, а плоские — из средней. Чем тоньше стебли, тем лучше и изящнее получаются изделия.
Еще один весьма популярный на Руси материал для изготовлениях различных изделий, в том числе и игрушек – глина. Игрушки из глины лепили руками, без специальных приспособлений еще в древности, до изобретения гончарного круга.
У нас в России искусство изготовления керамической игрушки, родившееся и развивавшееся в русле гончарного промысла, оформилось в самостоятельный промысел в конце XIX — начале XX века. Большой популярностью пользовались абашевские глиняные игрушки, дымковские, жбанниковские, каргопольские, филимоновские. С дымковской игрушкой связано такое интересное явление в народной жизни Вятки, как «свистопляски» — гуляния, к которому игрушечники Дымковской слободы приготавливали тысячи свистулек из глины.
Отображались в глиняных фигурках в основном животные, сказочные существа, всадники, женские образы («барыня», «кормилица»), очень популярными были свистульки. Раскрашивались такие игрушки по-разному, в зависимости от традиций тех мест, где их создавали – яркими красками с последующим дополнением серебром или золотом; в темные цвета, на которые наносились пятна более светлых тонов, или, напротив, нанесением цветной росписи на белую фигурку.
Дымковские игрушки привлекают внимание яркими красками и наивно-детской простотой. Женские фигурки в цветных нарядах: белые юбки то в полоску, то в клетку, то в красных, зеленых, желтых кругах; кофты – и красные, и желтые, и зеленые: на голове –древнерусский кокошник или же модная когда-то шляпка. На щеках румянец, как два красных яблока. У одной в руках зонтик, у другой – ребенок, у третьей – курица, четвертая несет ведра на коромысле. Мужские фигурки чаще всего изображаются юмористически. Вот молодец в красной желтой рубашке, в зеленом колпаке, с балалайкой скачет на желтой свинье. Другой сидит на козле и играет на гармони. Белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свиньи разрисованы красными, черными, зелеными полосками, кругами… Как во многих других народных промыслах приемы лепки и росписи глиняных игрушек передавались по наследству.
Любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И может быть, именно ваш ребенок оценит такой подарок – русскую народную игрушку, купленную вместо тех штампованных, которыми забиты все детские магазины? А может быть, вы подарите эту детскую радость – себе?