Вниманию читателя предлагается рассказ петербургского поэта и писателя Юлии Дмитриевой, который открывает серию рассказов о жизни Организации Российских Юных Разведчиков, в которой Юлия вначале была сторонним наблюдателем, а потом стала полноправным руководителем.
Я рассматриваю фотографии последних лет – сборы, походы, встречи, паломничества… Первое на чем останавливается взгляд, прежде, чем перейти на лица, флаги, пути-дороги — это форма. Темно-синие береты и свитера, бермуды, футболки, форменные рубашки. Кто-то сказал, что по форменным нашивкам, ленточкам и эмблемам можно «прочитать» разведческий путь – должности, специальности, лагеря, награды.
Но это – сейчас. А в 90-ых годах, когда так бережно сохраненное в недрах русской эмиграции, русских православных общинах, скаутское движение или иначе разведчество только начинало восстанавливаться и главным было не «одеть» в форму отряды и дружины, а восстановить и сохранить дух Организации, ее суть, какой её задумывали более 80 лет назад основатель скаутинга сэр Роберт Баден-Пауэлл и основатель российского разведчества полковник Олег Иванович Пантюхов.
И вот он, мой первый лагерь – час езды по городу, два часа до Владимирской бухты, сорок минут на катере по Ладоге и, пересекая о. Коневец, к нашей стоянке на песчаном берегу. Еще не знаешь, что эти несколько километров – это путь к самому себе.
— А кто же вы такие? – спрашивает проходящий мимо паломник.
— Мы – скауты-разведчики!
— А что же вы разведываете?
Несколько голосов начинают в разнобой:
— Родину.. Людей…
— Религию, веру. Историю!
— Друзей!
Кто-то робко:
— Себя…
— Ну что ж… Бог в помощь!
Но такая благосклонность будет не всегда. Чего только порой не придется услышать – и «иноверцы», и «неформалы»… Нет, не «неформалы». Детская христианская организация. Цель – практика христианской жизни. От игр – до молитвы. От будничных повседневных проблем до романтики дальних походов.
Так вот, Коневец. Рождества-Богородичный монастырь. Лагерь отрядный. Пока что я ровным счетом ничего не понимаю, но прислушиваюсь и приглядываюсь (ведь «скаут» в переводе еще и «внимательно слушающий»)…
Я знаю только одно – что я не боюсь тяжелого рюкзака, скудной пищи, с легкостью прохожу непроходимыми лесными путями, ведь я – бывалый походник! Но дело, как оказалось, не в «бывалости».
Зарядил трехдневный дождь…
Кто бывал в тех краях, тот знает, что ладожский песок, такой белый, такой рассыпчатый в жару становится таким коварно-налипающим на подошвы и мгновенно превращающим обувь в неподъемную платформу. Но, как выяснилось, это делу не мешает.
Тук-тук, тук-тук – доносится звук топориков сквозь завесу дождя.
— Что ж вы детей-то мучаете? – пытается докричаться с тропинки еще один доброхот, — возьмите у строителей электропилу!
Девочки хихикают, стряхивая струи с капюшонов…
— Нам надо так.
— Ну раз так, то — другое дело.
Сквозь шум дождевых капель доносится песня:
У задумчивого леса
За притихшею рекой
Под ветвями, как навесом,
Мы разбили лагерь свой!
Тюкают.. Тюкают, пока не сделают дрова, не благоустроят лагерь, не разведут огонь и уже к вечеру приготовят на костре горячую пищу.
Какой же вкусный этот лесной чай в котелке! С листьями брусники, малины, черники и принесенной ветром сосновой хвои…
А сегодня что мы ищем полдня? – не выдерживаю я (хочется в монастырь, на службу!).
— Надо основу найти для мачты, для флага.
— Так вон, сколько тонких сосен!
— Нет, нужно определенной высоты и сухая, чтобы дерево не ломать.
— А нельзя немного короче, на несколько сантиметров? Вон, подходящая!
— Нет, это важно. Такие мачты были у первых отрядов, такие они и теперь.
И опять щебет из-за кустов:
— А медицину будем сдавать?
— А поход-разведкак когда?
— Ты сдавала на «Три орлиных пера»?
— А что это?
— Это испытания такие.
Может показаться на первый взгляд, что это сплошная такая лесная романтика, ожившие традиции, возогреваемое в трудностях желание думать не только о себе, неизвестные края, песни костры, приключения. Всё это так.
Но главное в том, что каждый из детей этих наполнен простыми, очень простыми вещами – когда вдруг тебе отчего-то хочется отдать свои теплые носки озябшему другу или достать из рюкзака припрятанные конфеты или помыть в холодной воде рано утром котелок из-под каши. Не потому что тебя попросили… Или свернуть с тропинки в лес и впервые от души помолиться…
В свете заходящего солнца звучит вечерняя песня:
Гаснет день, пала тень,
Уже солнце зашло
За поля, за леса, за моря,
И тускнеет заря,
Тьма пришла, тьма пришла.
Ночь спустилась на нас,
В небе звезды зажглись
Своим тихим огнем.
Помолясь, мы заснем
Тихим сном, тихим сном…
«И тускнеет заря…» — вторят голоса из подлагеря мальчиков. Он расположен намного дальше, но тишина на острове такая, что слышно, как птица летит.
И оттого, что понимаешь, — не только эти голоса вторят тебе, но множество их в разных точках географической карты заканчивают день этой незатейливой песней и старой разведческой молитвой, в которой такие слова «Боже дай, чтобы мы завтра были лучше, чем сегодня» — становится радостно на душе.
Юлия Дмитриева
Историческая справка
Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) имеет долгую и сложную историю развития в России. Первый отряд юных разведчиков появился в России по инициативе императора Николая II в 1909 году. К 1917 году в России насчитывалось уже более 50 000 скаутов. После запрета скаутской организации в России большевиками, дальнейшая история движения протекала в эмиграции. Несмотря на сложные условия эмигрантской жизни, руководители ОРЮР смогли сохранить организацию и возродить ее в 1990 году уже в новой России.
Стать скаутом-разведчиком можно с 6 лет.
Узнать больше и записаться в Организацию можно по тел.: 999-40-45, на сайте www.orur-spb.ru и www.vkontakte.ru/orurspb.