Когда муж безнадежно отстал

Когда муж безнадежно отстал

– Ты понимаешь, – доказывает мне свою правоту Вера, – мой муж совсем не развивается. Я хожу в поддерживающую группу, работаю с психологом, много читаю. А его ничего не интересует! Он занят только домом и хозяйством, ему надо, чтобы я варила борщ, была рядом и никуда не ходила…

– Люба, слушай, ну он просто застрял в детстве, – захлебываясь от эмоций, рассказывает про своего супруга Наташа. – У него какая-то детская травма. Ведет себя как ребенок. Не может серьезно ни к чему относиться. Я его и туда, и сюда приводила, так нет же, не хочет работать над собой. Не могу так больше! Наверное, надо разводиться.

– У меня все в порядке, – железным голосом говорит мне Вика. – А он – того… Не могу простить ему и мучиться больше не хочу. Мужчину в нем не чувствую, по душам не поговоришь, занят только собой… Все на мне держится. Пусть катится, откуда пришел!

В этих семьях нет измен, супруги венчаны, но произошло что-то такое, что поселило холод отношений вместо любви. Обиду и претензии вместо понимания. Где, когда, как дороги двух любящих когда-то людей стали расходиться? Раз – и уже такая дистанция, которую попробуй преодолей.

«Бог не хочет, чтобы я всю жизнь мучилась», «Хочу быть счастливой», «У нас венчают до трех раз», «Я верю, что с другим мужчиной все сложится», – раздаются вокруг меня голоса.

Да, у православных не как у католиков, у которых развелся – и лишился Причастия на всю оставшуюся жизнь. У нас Церковь человеколюбива в этом плане. Дает шанс.

Но этого-то, своего мужа, с которым прожито лет двадцать, его куда? Забраковываем как недоделанного, недоразвитого?

Столько пережито вместе, переделано, передумано – куда все это? Выкинем за ненадобностью?

Мои приятельницы, реплики которых я процитировала в начале, действительно проделали огромную работу над собой в последние годы. Я вижу, как они изменились. Раскрылись, расцвели, разобрались во многом. Возможно, мужья не дотягивают: затормозили, все те же. 

Но разве можно заставить человека измениться? Может, он созреть должен? А если так и не созреет? 

Как обрести новую точку встречи – встречи глубинной, на ином уровне, – если один из супругов стал другим, проделав самую трудную работу в жизни, работу над собой? А второй не меняется… 

Я вспоминаю себя пару лет назад. Почему-то и мне казалось, что, будь я замужем за другим мужчиной, все бы у меня было по-другому. Полет бы был, а не жизнь! 

Как мы подхватываем этот вирус?

Так ведь просто. Сейчас здесь не очень, и тут не складывается. Но это ведь не я, любимая, это муж подкачал. На него и возложим ответственность за это «не очень». Таков первый ход: свои задачи переложить на другого.

Думаю, размышляю, спрашиваю специалистов и нахожу для себя ответ.

Когда муж безнадежно отстал

Любовь Дягилева с мужем протоиереем Александром Дягилевым

Действительно, семья попадает в кризис, когда один из супругов меняется. Но если путем личностной работы он действительно приходит в зрелость, то всегда найдет место в жизни для своей семьи и близких. А если сохранит мышление подростка, то захочет разрушить свой мир до основанья, а затем… Подросткам ведь свойственен максимализм и рубать шашкой, не думая о последствиях. 

Только опыт показывает, что с новым супругом далеко не так все гладко, как казалось. И люди, прошедшие этот путь, признают свою ошибку в потере прежних отношений. Потому что этого, нового, также потребуется и принимать, и подстраиваться под него, и также он может тормозить, если темп вашего развития окажется побыстрее. А близости, родства душ и простого человеческого счастья может быть гораздо меньше, чем, в потенциале, в том первом, разрушенном браке. 

Другой брак, кстати, может и вообще не случиться. Жить одной, но очень развитой? Не очень привлекательная перспектива.

Такие вот размышления. Услышат ли меня Вера, Наташа и Вика? Не знаю. 

К счастью, для себя я разобралась в этом вопросе. Что мой муж – дорогой и любимый, с недостатками и косяками, как все нормальные люди, – абсолютно не имеет отношения ни к моему развитию, ни к моему личностному росту. Что заставлять его проделывать над собой душевную или духовную работу я не имею никакого права. Что каждый человек сам отвечает за свое развитие и свое счастье. 

И если я такая продвинутая, то найду и интерес, и точку встречи с самым важным для меня человеком – моим мужем.


www.matrony.ru