Родителей часто беспокоит вопрос, почему их ребенок не читает, а главное — как это изменить? Какую книгу предложить? Можно ли привить любовь к чтению? Екатерина Асонова считает, что чтение ради чтения — не выход. Она рассказала «Матронам», как воодушевить детей и подростков взять в руки книгу.
Екатерина Асонова — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, автор и руководитель проекта «Детские книги в круге чтения взрослых».
Одна из ваших работ посвящена семейному чтению. Какой в этом смысл — читать вместе всей семьей?
Совместное чтение — это, в первую очередь, коммуникативная практика. Книга помогает взрослому и ребенку взаимодействовать, вместе что-то переживать, телесно находиться рядом. Очень важно понимать, что для родителя первично все-таки общение с ребенком: если мы это забываем, делая главным чтение, то у нас получается дровосек, который молится своему топору.
А как семейное чтение организовано у вас в семье?
Мы с мужем оба филологи. Чтение художественной литературы, чтение специальной литературы — это наша основная профессиональная деятельность. Так как я занимаюсь детским чтением, у меня очень — нет, не так — ОЧЕНЬ много детской литературы. Я не могу сказать, что мы часто читали нашим детям вслух, но мы как будто бы живем «на книгах».
Наши дети (сейчас им 11, 12 и 25 лет) в дошкольном возрасте многое читали просто потому, что росли в условиях книжных фестивалей, маминых лекций и т.п. Они быстро и хорошо научились читать детские книги, то есть читать не только текст, но и картинки. До сих пор я являюсь для них (как и для многих друзей, знакомых, близких и дальних родственников) книжным «источником» — помогаю выбрать книги, подсовываю новинки, отвечаю на вопросы. Другое дело, что эта практика совершенно неотделима от моей работы, поэтому плохо подходит в качестве образца для другой семьи.
С какого возраста можно начинать совместное чтение?
Все, что в детском фольклоре принято называть потешками, пестушками, — это уже в некотором смысле начало семейного и детского чтения, с этого начинается восприятие речевого образа. Эмоциональная речь взрослого (мамы, папы, бабушки, дедушки, няни), обращенная к младенцу, — особенная, потому что взрослый в этот момент немножко актер, немножко сочинитель, творец.
Когда в обыденной речи взрослого выделяются эмоционально окрашенные высказывания, когда меняется интонация, темп, ритм, происходит драматизация, — это дает положительный результат. Ребенок получает опыт речевого восприятия, подражая взрослому, учится создавать его сам. Так что особенным, художественным образом организованная звучащая речь — это тоже своего рода художественное произведение.
А что вы читали или рассказывали своим детям в детстве?
Очень много не только и не столько читала, сколько проговаривала, исполняла самые разные вещи: песенки смешные, которые запомнила в детстве или в юности, стихи, потешки. Без них невозможно одеть ребенка, без них скучно играть, без них трудно успокоить малыша.
Потом наступило время Чуковского и его компании — много стихотворных произведений В. Левина, Р. Мухи, В. Лунина, Г. Сапгира, А. Гиваргизова, М. Яснова, М. Бородицкой, Э. Мошковской, З. Александровой, М. Грозовского, А. Тимофеевского и многих-многих других.
Потом в ход пошли сказки и короткие рассказы. Первые берут сюжетом, вторые — правдоподобием и близостью изображаемых переживаний. Помню, что пятитомник Анни Шмидт про Сашу и Машу был прочитан раз десять. Среди любимых авторов оказались Чуковский, Драгунский, Седов, Усачев. И много, очень много книжек-картинок, среди которых были книги Нурдквиста, Янссон, Аппельгрен, Эрльбруха, Герасимовой, Сильверстайна, Суровой, Шмелькова, Стальфельт и других.
Давайте представим ребенка лет 8, который не хочет читать. Родители дают ему «Незнайку на Луне», а он отвечает: «Лучше поиграю в компьютер». Как с этим быть?
Нужно понять, зачем мы хотим, чтобы ребенок читал. А еще нужно помнить, что компьютер он получил от вас же.
«Чтобы получал эмоции, знания», — ответят взрослые.
Значит, он не получает этого от чтения: он нам не верит, или знания ему не нужны. Мы возвращаемся к вопросу о том, нужно ли чтение ради чтения. Чего мы хотим? Чтобы ребенок просто читал, и наше родительское эго чувствовало себя хорошо? Дайте ребенку телефонную книгу — пусть читает.
Неправильно ставить во главу угла тезис «читать лучше, чем смотреть телевизор», потому что по телевизору можно тоже увидеть что-то хорошее, — просто знания лучше получать в деятельности, на опыте. До тех пор пока родитель дает ребенку «Незнайку» и говорит: «Читай, потому что я так решил», чтение невозможно в принципе. Чтение — это про свободу, самостоятельность, возможности, про уважение и про чувство собственного достоинства. Если ребенок в ультимативной форме получает книжку, которая его не заинтересовала, которую не он снимал с полки, — он не станет читать, не будет чувствовать себя свободным человеком. Потому что это не реализация права, а обязанность. А чтение должно быть у человека только как возможность.
Если у ребенка было право выбирать и читать книги, которые он хотел, и эта потребность культивировалась — он будет и дальше сам выбирать книги. Он не станет читать то, что мама считает полезным. Книги — не витамины (но иногда могут очень сильно помочь, и они гораздо дешевле и полезнее таблеток от депрессии, но это мы забегаем далеко вперед).
Как же достичь того, чтобы ребенок хотел выбирать книги?
Доверять ребенку и все время помнить, что главный результат — не впихнуть знания, а направить к ним. Например, ходить в библиотеку и давать возможность выбирать в то счастливое время, когда ребенку еще все интересно, когда для него книги — часть предметного мира, который интересно познавать. Это происходит в 3-5 лет. Нужно сделать так, чтобы он увидел как можно больше интересных книг, чтобы попадал в избыточную книжную среду (библиотеки, хорошие книжные магазины, выставки), чтобы собирал с мамой вместе домашнюю библиотеку. Чтобы у него появился опыт выбора, опыт оценки: это нравится, это не нравится, чтобы его в этом поддерживали. Тогда есть шанс, что он на следующей своей ступени, постепенно отделяясь от вас, приобретет больше самостоятельности и будет эту самостоятельность обозначать книжками. Но нужно помнить, что и тогда придется уважать его выбор. А это непросто.
Но ведь так не всегда бывает, как вы говорите?
Да, это сложно. Могут быть провалы: любой ребенок может сказать: «Я не хочу читать, мне неинтересно», потому что ему, например, важнее что-то «узнавать» руками. Есть дети, невосприимчивые к сложной образности, и это нормально. У меня трое детей, и они разные. Читают ли мои дети? Да. Потому что они живут в условиях книжной избыточности и постоянного поиска новых интересных книг; я стараюсь чутко относиться к потребностям ребенка, пытаюсь отгадать, что ему интересно.
Сегодня моя дочь осталась одна — заболела. Я принесла ей три разные книжки и дала характеристику каждой. Показала, что книг много и они разные: эта на возраст постарше, а эту она легко прочтет сейчас, а эта просто для хорошего настроения. Таким образом я даю ей сигналы, по которым она может попытаться почувствовать себя: готова ли она читать что-то серьезное или хочет лишь развлечься? Нужно понимать, что мы читаем очень по-разному, иногда читаем, чтобы убить время, и это тоже нормально, поэтому я приучаю своих детей, что в дорогу надо брать книгу. Да, это моя функция — напомнить взять с собой книги или самой захватить что-то, что я им могу дать в дороге, когда станет скучно. И да, я подбираю каждому из них книги специально — по характеру, настроению, сиюминутным потребностям.
То есть надо ловить сигналы детей?
Конечно. Нужно очень чутко относиться к их потребностям. И ни в коем случае не использовать аргумент: «Мне в твоем возрасте нравилось». Это оскорбительно и унизительно. Особенно, если это жестковатый дедушка так говорит внуку. Ребенок же понимает подтекст: «Я был лучше тебя». Ничего, кроме отторжения и обиды, у человека 7-10 лет это, естественно, вызвать не может.
Хорошо, а если представить, что этап 3-5 лет, о котором вы говорили, пропущен? И когда ребенку уже лет 12, — он не читает, в школе тоже все потеряно, как быть?
Ход первый (если он вам доступен): отправляемся в очень уютное читательское место вместе с ребенком и ищем, что там может быть интересного. Идем на книжный фестиваль, в привлекательную библиотеку или магазинчик. Дальше надо озадачиться, какие книжки могут быть интересны ребенку. Например, алгебра в комиксах? Да-да, это может быть совсем не «Капитанская дочка». Мы должны ориентироваться на потребность. Кроме того, можно поискать человека, который поможет. Это может быть руководитель театрального, исторического клуба — дети очень часто начинают читать, когда попадают в среду, где это принято. Еще можно просто записаться в библиотеку и попросить, чтобы ребенку подобрали интересную книгу. Если у вас не получилось увлечь книгами, это не означает, что ребенок ими совсем увлечься не может.
Есть ли обязательное чтение для ребенка в определенном возрасте? Какие книги вы можете порекомендовать?
Есть тексты, образы, сюжеты, вокруг которых крутится массовая культура: «Винни-Пух», «Алиса в стране чудес», «Питер Пэн», «Маленький принц». Это набор произведений, знание которых позволит оценить, к примеру, разницу между вариацией режиссера фильма или спектакля и оригинальным текстом.
Я иногда консультирую родителей или даю частные уроки по литературе и языку, так вот, как-то я дала своему ученику виммельбух. Это большая рисованная книга, в которой очень много всего: например, в мельчайших подробностях изображена жизнь городской улицы. В этом виммельбухе были перемешаны сюжеты и герои сказок, и я попросила показать, кто здесь нарисован. Выяснилось, что половины этих сказок ребенок вообще никогда не слышал. Пришлось нам с мамой составить список для чтения, который мы назвали «классика», чтобы таким образом восполнить пробел. Впереди у человека большая жизнь, культура будет ему предлагать новые фильмы, книги, отталкиваясь от «вечных образов»: называть героев, ссылаться на сюжеты. Поэтому мы решили, что надо и «Красную шапочку» прочесть, и Андерсена.
Насколько обязательно это чтение, я не знаю. В описанном мною случае это было важно для мамы, поэтому появился список, то есть возможность выбирать произведения и читать. Никакой обязательности для ученика в этом списке не было. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, я могу лишь предполагать, что было бы удобнее прочитать ребенку до школы, а что позже. Так, для своих детей я чаще составляла список того, что пока читать не будем, чтобы они прочли это самостоятельно чуть позже.
Если бы ваши дети спросили: «Мама, зачем читать?», что бы вы ответили?
Они очень часто так спрашивают. И это сложный вопрос: на самом деле, я ничего не говорю в этот момент, потому что не могу сказать, зачем им читать. Мы со средним сыном часто спорим о том, сколько в его жизни должно быть компьютера и чем на нем можно заниматься. Почему чтение книжки лучше, чем компьютерная игра? С моей точки зрения, чтение — это возможность побыть в том ритме, который задавать будешь ты сам. Это возможность побыть субъектом, потому что и фильм, и компьютерная игра, и отчасти музыка (меньше, но тоже) «рулят» нами. Чтение же — процесс приватный, в котором все зависит от читателя.
А если сами родители не читают, может ли ребенок полюбить читать? Работает ли здесь собственный пример?
Может. И, пожалуй, это самое важное, что нужно знать о чтении учителям, библиотекарям — тем, кто по долгу службы обеспечивает эту возможность людям. Фраза «все идет из семьи» очень опасная — она означает, что мы отказываемся друг другу доверять и помогать. Читательские возможности каждого ребенка должны быть обеспечены. Для ребенка, у которого нет дома книг, мы обязаны найти книги и место-время для их чтения или рассматривания в школе, в детском саду, должны придумать, как такому ребенку оказаться в библиотеке, где он скажет: «Вау! Как тут здорово!».
И еще один важный момент: если мама сама не читала книг в детстве, юности, это не означает, что у нее нет такой потребности. Это означает, что ей надо предложить книги, библиотеку как ресурс, помощь. А сделать это можно только тогда, когда уважительно относишься к маме, вообще к любому человеку — неважно, взрослому или ребенку — к его пока нераскрытым читательским способностям.
Беседовала Елена Барковская