Еще недавно мы сбегали от детей, желая поболтать о чем-то своем за закрытой дверью, провести время с кофе и книгой, посекретничать с подругой по телефону, да и просто отдохнуть. А сейчас – все то же самое делают они, и за их закрытую дверь не так просто войти. «Стучите!!!» – разнообразные модификации этого объявления не уходят с дверей моих подростков уже несколько лет. Разговоры – короткие, ответы на вопросы – односложные, помощь по дому – по типу «лишь бы отвязаться». Но есть то, что мы любим делать вместе, и тут я никого не удивлю – совместный просмотр кино.
Здесь масса плюсов. Общий досуг, сверка вкусов, а главное – безопасное поле, на котором можно вести разговоры совершенно на любые темы. Безопасное. На любые.
И даже если вам встретилась сцена «про это» – просмотрите ее рядом со своим ребенком спокойно: вы увидите реакцию, он увидит реакцию, вы сможете поговорить об этом или поймете, что говорить об этом еще рано или уже поздно.
Впрочем, в пяти фильмах, о которых я хочу рассказать, поднимаются совсем другие темы.
«Дылда» (Tall Girl), США, 2019, реж. Зинга Стюарт
В старших классах я ужасно стеснялась своего высокого роста. Поэтому фильм «Дылда» мне захотелось посмотреть с моими дочками, которым, в связи с неуклонной акселерацией, еще предстоит перерасти маму. Рост героини фильма Джоди – 187, и это на 10 сантиметров выше меня, даже сложно представить, каково ей могло быть в школе. Впрочем, времена и нравы меняются. Если в юности я щеголяла в новомодных бриджах, и на меня показывали пальцем гопники и троллили: «Что, материала не хватило?», – сейчас хоть во что оденься, даже на 3 секунды задержать взгляд на тебе будет «нетолерантно». Или все-таки не меняются? И человек, непохожий на всех, должен по-прежнему отстаивать право быть собой?
Сюжет фильма прост: это обычная школьная мелодрама, здесь любовь, дружба, предательство, разочарование и надежда. Дочками сюжет переживался острее: все, что происходит в школьных стенах, срабатывает как триггер. К тому же всегда интересно посмотреть «а как у них, на Западе».
Ну а тема для разговора – быть собой, любить себя, ценить не красивую обертку, а, быть может, неприметную преданность и верность.
«Расправь крылья», Франция, Норвегия, 2019, реж. Николя Ванье, 6+
Фильм, который стоит посмотреть хотя бы из-за его прекрасных видов. Сюжет закручен: папа – чудак-орнитолог увлечен идеей сохранения исчезающего вида гусей. Приехавший к нему на лето сын Тома сначала мысленно крутит пальцем у виска, а затем… совершает немыслимый подвиг для этих самых гусей.
Чем интересен фильм для родителей – любопытно показан процесс добровольного «отлипания» подростка от гаджетов (что, как кажется, практически нереально сегодня). А детям – интересна та мера ответственности, которая выпадает, практически случайно, на этого паренька, и то, с какой твердостью он смог довести дело до победного конца.
А казалось бы – быть орнитологом? Че? Я ботан, что ли? Увлечься гусями? Серьезно? Ну да, и это действительно круто.
Отдельный шок – что фильм основан на реальных событиях.
«Yesterday», Великобритания, Россия, Китай, Япония, 2019, реж. Дэнни Бой, 12+
Что-то тряхнуло мир – и все забыли про «Битлз». Кроме странного парня-неудачника по имени Джек Малик. Что остается ему делать? Конечно, петь их песни! И завоевывать бури оваций, покорять стадионы, снимать сливки миллионно просматриваемых роликов с собой!
Но фильм, собственно, о другом. О том, что с милым рай в шалаше. О том, что когда у тебя что-то тяжкое на совести, – тебе не до славы. О том, что тебе, в принципе, кайфово быть собой, а не кем-то еще, даже если этот кто-то – Джон Леннон. О том, что когда любишь, надо быть с объектом своей любви. А иначе зачем это все?
Нам как девочкам еще было интересно отследить линию «мы с тобой как друзья» при дружбе парня и девушки. Я в юности, помню, часто размышляла над вопросом: а можно ли «просто дружить» с парнем? Особенно если ты в него влюблена. Нееет, все-таки это совсем разные «колонки», – как выразилась героиня фильма Элли. И странно, что мальчики их не различают.
Два следующих фильма, конечно, не видел только разве тот, кто ненавидит кино. Но я хочу о них написать, потому что с удовольствием посмотрела их со своими детьми еще раз.
«Шоу Трумана», США, 1998, реж. Питер Уир, 0+
Этот фильм появился тогда, когда у нас не было никаких «Домов-2» и про реалити-шоу никто не слышал. Здесь важное – о ценности и неприкосновенности человеческой жизни. Думаю, это сегодня особенно актуально. О том, что быть объектом любой манипуляции тому, кого наделили свободной волей, – невозможно. И преступно – перед Тем, Кто этой волей нас наделил. О том, что золотая клетка – все равно клетка. И что даже очень покладистый и боязливый человек рано или поздно не сможет заглушить в своей душе ту сильную струну свободы, которую настраивает небесный камертон.
Побочный эффект от просмотра этого кино – угасание интереса к упомянутым реалити-шоу по телевизору. Что, на мой взгляд, является признаком хорошего вкуса.
«День сурка», США, 1993, реж. Харольд Рэмис, 12+
Может, кто не понял, – это ведь совершенно христианский фильм. Я вижу тут несколько важных мыслей. Какой бы сценарий своей жизни ты ни выбрал – он только твой. Это твой выбор. Ты совершенно, абсолютно, даже до обидного свободен, по какому пути пойти. Жаль только, что нельзя попробовать все – как это получилось у Фила Коннорса.
Размышляя над этим фильмом, я вспомнила маленькую книжку Льюиса «Расторжение брака». Там в начале описывается небольшая и совершенно бестолковая очередь на автобус. Который везет в рай. И вот эта очередь суетится и оставляет ощущение брезгливости своей серой нелепостью. Кто-то с кем-то ругнулся, кто-то что-то забыл и вернулся. Вот – автобус. Впереди – рай. Что еще нужно? Сядь и езжай спокойно. Не скандаль по дороге и жди Счастья.
Но нет. Мы ругаемся, завидуем, унываем, лжем, удовлетворяем похоть, мельтешим взглядом, не желая сфокусироваться на главном. Смотри же, автобус ждет тебя! Шагни в него…
Сотни жизней в один день проживает Фил Коннорс по разным – зачастую довольно неприятным, но очень реалистичным – сценариям. И достигает совершенства.
И тогда кончается день сурка, автобус прибывает по назначению и распахивает свои двери в новый мир.
А собственно, не в этом ли идея обожения человека?