Сегодня статистика неврологических заболеваний среди новорождённых растет, и это очевидно любому детскому врачу или сотруднику детских учреждений. Да в России нет официальной статистики на этот счет. Но есть неофициальные наблюдения реабилитологов, неврологов и специалистов, занимающихся детьми с ДЦП и другими поражениями ЦНС. Процент детей с врождёнными патологиями центральной нервной системы и детей с детским церебральным параличом десять-двадцать лет назад был примерно одинаковый – что в Америке, что в Израиле, что у нас. Сегодня же мы рвемся вперёд со скоростью 2,5 % в год. Это печально, к этому есть масса предпосылок чисто медицинского, родовспомогательного, экологического, генетического характера – но существуют и социально-психологические причины, особенности отношения к ребёнку в семье, которые просто-напросто мешают ему развиваться. И в нашей стране повальной безотцовщины они проявляются особенно ярко.
Недавно я была приглашена в семью для проведения курса развивающего массажа у младенца. Задача была совершенно обычная и могла бы принести свои результаты, однако семейная ситуация сама по себе препятствовала нормальному росту ребенка.
В этой семье мама и очень энергичная моложавая бабушка всячески опекают малютку, буквально вырывая мальчика друг у друга из рук. Ребенок здоров и упитан, однако ленив и отстает в развитии. По идее, он должен уже ползать, но, как быстро выясняется, кроха даже еще не умеет толком сидеть. Не удержавшись и бухнувшись на спинку, малыш поднимает ор, мама с бабушкой в панике: «Мы вам доверили ребенка, а Вы его не поддержали». В такой ситуации я понимаю, что нормально работать не смогу, так как малыша нужно заставлять делать не только пассивные, но пассивно-активные упражнения, а любящие женщины не выдержат подобного «насилия над ребенком».
Достаточно часто родители не дают себе отчета, что гиперопека с их стороны не дает ребенку нормально проходить необходимые стадии развития. Приходя в семьи, я порой вижу, что проблема не в ребенке, а в родителях. Ребенок в 9 или даже в 14 месяцев еще не ползает не потому, что он имеет врождённые проблемы, а потому, что ему это просто не нужно. Малыша ото всего оберегают, трясутся над ним как над хрустальной вазой. Что будет с характером такого в будущем взрослого человека – достаточно очевидно. А если неочевидно, то можно включить поиск в интернете по слову «инфантильный».
Однако то, что мы боимся заставлять ребеночка делать собственные первые шаги, делаем все за него, не только не дает ему возможности формировать характер и социальные навыки, но и просто физически нормально развиваться. Мамы часто сами переворачивают ребенка, или при первом же писке дают малышу игрушку, за которой он тянется. Зачем тогда ему переворачиваться или ползать, когда стоит только заорать, как бегут мамки-няньки? Вот так и вырастает «великий нехочуха», капризный и избалованный, и часто с замедленным физическим развитием. Подобную ситуацию видно практически с порога, и поработать с таким ребенком, как правило, не удаётся. Если малыш должен ходить, а он еще не ползает, то естественно, я буду заставлять его делать различные физические упражнения: приседать, наклоняться, отталкиваться, поднимать ножки. И можно дать сто процентов гарантии, что ребенок будет недоволен и начнет выражать свое «не хочу» криком. И сразу же набегут мамки-няньки, схватят малыша на руки, пожалеют, и начнут успокаивать. Приходится от работы с такими семьями отказываться, как бы ни было жалко ребенка.
Или другая типичная ситуация «неадекватной заботы» — грудничковое плавание. Максимальная температура для активной работы малыша в воде — 35 градусов, и желательно ее постепенно снижать. Постепенно, по одному градусу, до 28-30. Но есть родители, которые категорически против «такой низкой» температуры: «Мы купаем в 38». Однако, если купать младенца в 37-38 градусах еще можно, то заниматься активными упражнениями в такой воде категорически нельзя. Ребенок движется, и если нет теплоотдачи в воду, которая должна быть чуть прохладнее его собственной температуры, то нагрузка на сердце ребенка возрастает многократно. У младенцев повышение температуры тела на один градус учащает сердцебиение на 10 ударов в минуту. Учитывая, что у детей в целом сердцебиение чаще, чем у взрослых, нетрудно догадаться, что такая нагрузка на сердце ими тяжелее переносится. В бассейнах, где занимаются с грудничками, начиная с двухмесячного возраста, температура составляет 28 градусов. И нужно сказать, что подобные занятия очень укрепляют и развивают младенца – именно потому, что в прохладной воде невозможно нежиться и лежать кабачком, необходимо движение. У ребенка включаются защитные механизмы, стимулируется иммунитет, активнее сокращается скелетная мускулатура.
Или ещё один вариант. Порою дети круглые сутки, независимо от времени года, одеты в памперсы, постоянно завёрнуты в одежду, никогда не снимают чепчиков. В доме даже летом боятся открыть окна – ведь придёт страшный сквозняк, «малыша продует». Однако вся система теплообмена младенца направлена на максимальное сохранение тепла, и понижение температуры на 3-4 градуса ребенок переносит лучше, чем повышение на один градус. Мало того что дома ребенок никогда не бывает голенький, не принимает воздушных ванн и днем и ночью находится в синтетических памперсах, так и на улице малыша кутают в одеяла и накрывают забралом, от чего ребенок потеет и, как результат, простужается. Поэтому в следующий раз его закутают еще больше — «чтобы не простыл». Ни о каком солнышке и получении витамина D от природы не идет и речи. По наблюдениям, почти каждая мама может отметить, что когда топят батареи и в квартире жара, дети чаще болеют, чем когда отопление отключили и в квартире еще прохладно.
Понятно, что не все мамы такие. К счастью, я встречаю очень много прекрасных адекватных родителей. Но все выше написанное не придумано, а взято из опыта работы с детьми и их родителями. Любому ребенку нужна мамина забота и опека, но когда родители не знают меры, часто это приводит не только к нарушениям психики, но и к замедлению физического развития ребенка.