Для начала, хочу поздравить всех мамочек, у кого уже появилось маленькое чудо, и тех кто в ожидании. Малыш — это правда чудо, самый лучший подарок в жизни. Появившись дома малютке, не успеваешь оглянуться, и даже представить не успеваешь, как дома уже бегает годовалый малыш, просит что-то дать, говорит мама… Нужно дорожить каждым моментом, это лучшее что может быть в жизнь. Не мало важным каким должно быть развитие ребенка в этом возрасте.
Если вы хотите запомнить, как развивается ваш ребенок, можно, даже нужно, завести блокнот, альбом, что угодно. Там лучше записывать все достижения вашего малыша. Для чего это нужно? Я считаю это полезно не только чтобы помнить, такие заметки позволят вам видеть, как ваш ребенок развивается и благодаря этому вы лучше будите понимать, что еще нужно, что еще можно и так далее.
Ну и главное это как развивается ваш малыш. Ведь если вы заметите что-то не ладное, то можно вовремя скорректировать что-либо. Уверена, что все Ваши трудности будут вознаграждены — когда ваш малыш скажет «спасибо мамочка», вас переполнят все самые хорошие чувства… реально не описать словами, это нужно испытать.
Первый месяц
Этот период в развитии ребенка называют адаптационным. Это значит малыш адаптируется к новым условия жизни, в это время он много спит и много кушает. Тут можно подробнее прочитать о грудном вскармливании.
В данное время у ребеночка еще остались инстинкты, появившиеся у мамы в животике, которые исчезнут к четвертому месяцу жизни:
- сосательный рефлекс (все что в ручки попадает и сами ручки),
- плавательный (при купании если малыша положить на животик, он будет пытаться плавать),
- хватательный (сжимает кулочки, если коснуться его ладони ),
- поисковый (если коснуться щечки, начинает искать грудь),
- шаговый (если поставить на ножки, держа за ручки, будет пытаться ходить).
Так же ребенок уже может следить за игрушками и слышать звуки. Неплохое упражнение можно делать для глазок, взяв игрушку яркого цвета и водить ее слева на право и обратно и также вверх и вниз.
Крепкие малыши уже в месячном возрасте могут пытаться держать головку.
Второй месяц
В этот месяц в развитии ребенка начинаются большие перемены, еще этот период называют «оживлением» малыша. Он меньше спит, лучше видит и слышит. Очень важно, чтобы Вы с ним много разговаривали, или пели. При пении малыш как-будто начинает Вам подпевать, очень становится приятно самой.
Что же уже умеет ваш малыш?
- Уже может поднимать головку и не долго придерживать ее в вертикальном положении.
- Некоторые уже начинают переворачиваться с бочка на спину.
- Изучает свои ручки, может их насасывать.
- Младенческие рефлексы начинают немного угасать.
- Развивается эмоциональная сфера. Это очень важная составляющая, которая означает что развитие ребенка идет нормально.
- Малыш начинает узнавать родителей. Радуется Вам и начинает быстро двигать ручками и ножками.
- Ребенок уже начинает гулить — произносить певучие гласные звуки, «агукает». Им очень нравится слушать свои звуки, появляется некая своя речь.
Третий месяц
На протяжении третьего месяца, развитие ребенка продолжает совершенствоваться. Особенно эмоциональная сфера хорошо развивается. Что он уже умеет:
- Все лучше и лучше умеет держать головку, а находясь на животике, начинает высоко поднимать голову и пытается оглядеть все вокруг.
- Малыш уже умеет брать предметы и тянется к интересующим его предметам или игрушкам.
- Продолжают изучать свои ручки, но некоторые уже пытаются поймать свои колени. Это они изучают свои ножки.
- Все что попадается малышу в ручки, оказывается у него во рту. Дело в том, что слизистая рта и язык — самые чувствительные и таком образом ребенок изучает предметы, окружающий его мир.
- Некоторые малыши уже умеют смеяться, некоторые только улыбаться. Все это нормально и не стоит переживать, если малыш только сейчас научился улыбаться.
- Дети уже умеют подрожать мимике своих родителей. Они внимательно изучает Ваше лицо, Вашу мимику. Играйте с малышами, стройте им рожицы.
- Ребенок продолжает развивать свою речь. Может подолгу напевать гласные звуки и некоторые уже пытаются озвучить слоги.
Четвертый месяц
На этом месяце развития ребенка происходят быстрые изменения в психологическом и физическом плане:
- Уверенно держит голову. На животике или на ручках вертикально может следить за предметами или звуками, поворачивая голову.
- Лежа на животе упирается на локти. Некоторые малыши уже могут на выпрямленные ручки встать.
- С этого месяца Ваш малыш учиться переворачиваться с животика на спинку и обратно. Некоторые детишки уже передвигаются, переворачиваясь, или даже ползают по-пластунски! Помните, что оставлять ребенка без присмотра нельзя! Он может упасть. Лучше положите его на пол, там ему будет больше простора для его маневров и не сможет упасть.
- Уже осознано манипулирует с предметами, может взять игрушку и поиграть.
- Хорошо отличает своих близких.
- У ребенка развивается страх остаться без мамы, поэтому он Вас не отпускает. Уделяйте много внимания малышу и будьте терпимыми, этот период скоро пройдет.
- Внимательно прислушивается к звукам, у него появляются любимые игрушки, может любоваться своим отражением в зеркале.
- В речи появляются более внятные слоги. Вообще, можно сказать, что речевое развитие ребенка закладывается именно в первый год жизни.
Пятый месяц
В этом периоде малыш значительно оттачивает физические навыки:
- Уверенно переворачивается в разные стороны.
- Лежа на животе лучше поднимается на локоточки и на ладошки.
- Может уже принимать позу полу-лежа, на локоточке. Можно сказать готовиться к сиденью.
- Пытается дотянуться к интересующему предмету.
- Умеет хватать себя на ножки, за ступни и тянет их в ротик.
- Может немного стоять, если держать его за подмышки.
И вот начинает появляться очень важный навык в развитие ребенка. Теперь он хорошо узнает родных, может например у мамы на руках сидеть спокойно, а если кто-то из других попробует взять на ручки, он уже может заплакать ,у него поменяется настроение.
Очень интересно в это время наблюдать за малышом, как он играет с игрушками, стучит, облизывает, кусает. Может разглядывать книжки или журналы с красивыми яркими рисунками. А если еще показывать что изображено, и читать маленькие стишки, то у ребенка хорошо развивается речь.
Развитие ребенка продолжается эмоционально, он много улыбается, смеётся, хохочет. Если уделять мало внимания ребенку, он может закапризничать. Так же можно уже учить простым словам: «папа», «мама», «баба», они могут их повторить.
Шестой месяц
Развитие ребенка опять претерпевает изменение жизненного уклада:
- Именно в это время ребенок начинает ползать по пластунски, и родителям приходится поднимать все предметы выше.
- Малыша уже можно садить не на долго в положение полулежа.
- Лежа на животике малыш начинает пытаться встать на колени, может и встать, покачаться. Это важный этап в развитии и подготовке к сидению и ходьбе на коленях.
- Не только уверенно в руке держит предметы, но и умеет перекладывать из руки в руку.
- Может уже ломать игрушки, разглядывает их со всех сторон и тянет в рот абсолютно все. Это нормально. Малыш изучает окружающий мир.
- Можно начинать развивать бытовые навыки, такие как ложка, что с нее нужно кушать. Можно поить с кружки, придерживая конечно.
- Начинает развиваться интеллект. То есть ребенок понимает последствия некоторых действий. Например что если бросить кубик, он упадет или нажать на кнопку, будет звук.
- Очень уверенно говорят слоги и начинают осваивать согласные звуки.
Семь месяцев
Развитие ребенка становится более быстрым, малыш становится активным:
- Уже уверенно ползает по пластунски и на четвереньках. Некоторые детишки начинают передвигаться задом на перед. И это нормально, скоро малыш научится управлять своим телом.
- Могут сидеть с прямой спинкой. А особо упорные пытаются стоять около опоры.
- Развивается мелкая моторика малыша. Он берет игрушки в разные руки, стукает друг о друга, кидает. Очень внимательно смотрите за мелкими деталями! Ребенок все тянет в рот.
- Рассказывайте малышу о предметах, называйте их, показывайте и называйте части его тела. Детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей (где глазки? где ушки?) Это все стимулирует познание ребенка.
- Ребенок начинает подрожать. Например видя как родители кушают, и его легче кормить. Слушая звуки, пытается их повторить («гав-гав», «мяу-мяу»).
Для развития речи, активации речевого центра, необходимо развивать мелкую моторику. Например игрушка с бусинками разных цветов, надетая на нитку.
Восемь месяцев
В восьмом месяце развитие ребенка направленно на упорство встать:
- Ребенок ползет до любой опоры и пытается встать, кому-то это даже удается, но не всем. А если поставить рядом с такой опорой он будет стоять.
- Активные детишки ходят вдоль опоры или когда их родители держат за ручки, перебирают ножками.
- Малыш уже знает расположение комнат, продолжает изучать обстановку, сам может передвигаться на четвереньках по комнате.
- Умеет сидеть, сам садится из положения на четвереньках.
- Игры становятся более осмысленными, малыш может игрушки складывать в коробочку, одевать колечки палочку.
- В это время малыш может захотеть кушать с ложечки, лучше это поощрять, в дальнейшем возможно не придется прививать этот навык.
- Ребенок уже усвоил некоторые простые игры, может слушать музыку и даже пританцовывать, если видел как это делают родители.
- Может уже понимать какие-то просьбы: дать игрушку, показать кроватку. Может и показать части своего тела.
- Продолжается развитие речи, кроха пытается повторить слова, появляются новые слоги.
Девятый месяц
Развитие ребенка в этом месяце становится обширнее, появляются новые навыки:
- Кроха может перелистывать листочки книжки, мять их и даже порвать.
- Малышу можно дать пластилин, но внимательно следить, чтобы не ел его. Это развивает хорошо моторику и нравится детишкам.
- Словарный запас постоянно расширяется: они понимают слова «дай», «принеси», «кушать» и другие.
- Кроха продолжает пытаться встать самостоятельно, активно ходит вдоль опоры. Но нужно быть крайне внимательным, малыш пытается залезть куда-либо, или слезть со стула например.
- Ползая на коленях, может легко развернуться и пойти в другою сторону.
- В этот период хорошо проявляется характер. Малыш может пытаться добраться до нужно ему предмета, а если не получается, может заорать, заплакать. Боится остаться без мамы, поэтому всячески может ее привлекать, например если видит что мама уходит, может начинать плакать.
Десятый месяц
С каждым днем развитие ребенка становится увлекательнее и интереснее самому ребенку. В передвижении все становится увереннее, ползает отлично, особенно в кроватке. Встает уверенно, ходить учится быстрее.
Становится малыш более любопытным и пытается повторить некоторые звуки, особенно животных. Нужно использовать этот период, проговаривать ребенку не сильно сложные слова и он будет пытаться их повторять. Так же хорошо копирует Вашу мимику, играйте с ребенком в этом направлении. Малыш может выполнить несложные просьбы: показать, спрятать, принести. Еще малыш может обобщать понятия: показать ручки у мамы, у папы, у куклы и так далее.
Особенно хорошо в данный период совершенствуются игры:
- Благодаря развитию моторики, малыш может удержать несколько мелких предметов в одной руке. При этом появляется ведущая рука.
- Ребенок уже начинает понимать как играть. Например катает машинку, собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга.
- Может играть с другими детьми, если родители покажут как это нужно делать.
- Любят вкладывать стаканчики друг в друга.
- Умеют катать или кидать мячик.
- Открывают и закрывают дверцы шкафа или выдвигают и задвигают ящики. Могут туда положить игрушки.
- Перекладывают предметы в разные коробочки или стаканчики.
- С удовольствием играют с едой и водой.
- Могут совмещать игрушки. Например толкать мячик палочкой.
- Начинают интересоваться крупным конструктором, но пока только разбирать.
- Умеют перелистывать страницы картонных книжек.
Одиннадцатый месяц
Малыш становится очень возбудительным, быстро переходит от смеха к плачу, даже порой одновременно может и плакать и смеяться. Настораживается в незнакомом месте, пугается при появлении нового человека. Все это нормальное развитие ребенка и родителей не должно беспокоить.
- Очень активно ребенок передвигается по комнатам. Малыш достаточно окреп, чтобы самостоятельно передвигаться. Может делать несколько шагов от одного родителя к другому или от предмета к маме.
- Продолжает развиваться навык самообслуживания. Пытается сам кушать из ложки, пить воду с чашки, пытается сам снять вещи и так далее. Можно надолго занять ребенка, дав ему ящик с одеждой. Самостоятельность необходимо поощрять. Детишки в этом возрасте любят когда их хвалят.
- В это время появляются первые осмысленные диалоги, понимает слова «да», «нет», «нельзя». Может помотать головой положительно и отрицательно.
- В это время родители лучше начинают понимать свое чадо, он показывает пальцем на предмет, его интересующий. В речи малыша появляются два-три четких слова. Чаще это «папа», «мама», «баба», и другие звучные слоги.
- Детишки хорошо начинают развивать навыки вежливого общения. Хорошо понимают жести «привет» и «пока», охотно машут ручкой. Хотя для них это и игра, но нужно всегда просить малыша поздороваться и попрощаться. Это закрепит положительную привычку.
Двенадцатый месяц
Двенадцатый месяц является своеобразным переходным моментом от младенчества к детству. Хотя это и условная граница, но большинство родителей ожидают о своих малышей куда больше, чем от одиннадцати месячного. Хотя развитие ребенка в этот период принимает немного другой оттенок, скорее всего, потому что к году малыш становится более самостоятельным, более взрослым, но именно после года начинается самое самое активное изучение себя и окружающего его мира, так скажем, развивается личность малыша.
В таком возрасте у малыша словарный запас увеличивается, он не только понимает много слов, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова. В чем же основные изменения:
- Малыши начинают ходить самостоятельно. Но не волнуйтесь если ваш малыш этого не делает. Дети до полутора лет могут ползать, это не отклонения, это нормальное развитие ребенка.
- Ребенок умеет приседать, чтобы взять игрушку. Может положить одну и взять другую. Дети хорошо запоминают где что лежит, поэтому они будут искать игрушку именно там, где ее оставили.
- Учатся самостоятельно перешагивать препятствия, сначала за ручку, потом сам.
- Кушает с ложечки, пьет из чашки, сам снимает и одевает носочки, шапочку.
- Если приучали к горшку, то малыш сам просится на него.
- Кушает ребенок пищу кусочками, даже если жевательные зубки не выросли, жует деснами, они очень твердые.
- Ребенок уже все понимает. Даже если родители думают что малыш не понимает, это не так. Он радуется, грустит и все переживает с мамой. Поэтому психологи не рекомендуют выяснять отношения при малыше. Он еще не умеет справляться с плохими эмоциями, это может нанести ему психологическую травму.
- Игры малыша становятся сложнее. Он может кормить куклу, садить на горшок игрушку.
Чему научился малыш за годик жизни?
Теперь подведем не большой итог в жизни Малыша. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.
Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.
Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.
Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.
Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.
Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.