Наступление первого сентября переживается как окончание мирной жизни. Летнее расслабленное время, отпуск вместе с детьми, новые впечатления, свобода от обязанностей заканчиваются и налетают тучи обязательств, возни с домашкой, ранних подъемов, ожидание неизбежного.
Один мой знакомый в конце отпуска плакал, обняв пальму. Примерно так многие из нас себя ощущают. День знаний превращается в день несвободы.
Многие пишут, что в детстве было легче. Хотелось увидеть друзей, лето было таким длинным, что тянуло в школу. Но сейчас, став родителями, мы взвалили на себя всю ответственность за обучение своих детей. Требования, которые мы сами себе предъявляем, намного строже и категоричнее, чем требования злого учителя. Мы решили, что отвечаем за все, что происходит с ребенком. Но как у любого человека, у ребенка есть свобода воли. И он не хочет следовать заранее составленному расписанию, хочет быть живым. А живое — непредсказуемо. Можно привести к реке лошадь, но пить ее не заставишь. И эта детская живость и спонтанность делают ситуацию непредсказуемой. Мы не можем быть уверены, что уроки будут сделаны вовремя. Не можем полагаться на то, что они будут выполнены хорошо.
В то же время учителя часто используют родителя как шестеренку в механизме управления учеником. Они делегируют нам контроль и спрашивают с нас. И если ответственность на нас, мы прилежно учимся вместе с ребенком по второму и третьему кругу. Оценки в дневнике становятся оцениванием нас как родителей. И многих повергает в стресс боязнь провала, свидетельства родительской некомпетентности. А когда человек в стрессе, он зациклен на проблеме, теряет гибкость. Мышление становится туннельным, мы хуже воспринимаем реальность, не видим толком своего ребенка, нами движет желание встроить его в ряды правильных и успешных. Все больше ссор из-за пустяков, ошибок в школьных тетрадках. Ежевечерняя битва с уроками сгущает тучи над нашей семьей.
Что усиливает напряжение? Страх, что если мы что-то не сделаем вовремя, что-то упустим, то случится что-то непоправимое. Ребенок не научится читать. Не будет знать что-то жизненно необходимое. Вся его жизнь полетит в тартарары из-за наших недоработок. Страхи могут быть разными, но главное в них — преувеличение. Как будто смотришь в увеличительное стекло, и муха превращается в слона. Все будет ужасно. У страха гигантские глаза, которые не видят реальности.
Что помогает от страха? Смотреть на ситуацию внимательно, трезво оценивать происходящее. Что на самом деле происходит? Где реальность, а что сами себе надумали? Нужно вернуть ситуации ее настоящие масштабы. Так ли страшны сегодняшние неудачи? Будет ли поставлен крест на карьере сына или дочери в 30 лет, если он в 7 еще не умеет читать? Нет, серьезно?
Возможно, потребуется помощь специалистов. Иногда консультация логопеда или нейропсихолога помогает понять, что криком делу не поможешь, а нужны конкретные упражнения. Очень нужно видеть ясно физические возможности ребенка. Его усталость. Его ограничения, которые есть на сегодняшний день. Очень часто «лобовая атака» не приводит ни к чему хорошему, а понимание и сочувствие, доброжелательное отношение к ребенку, умение говорить, как Карлсон: «пустяки, дело житейское!», — творят чудеса. Медицинский факт: даже при минимальной мозговой дисфункции со временем происходит компенсация, если ребенок не подвергается стрессу, если его принимают таким, как он есть, если атмосфера доброжелательная. Когда человек в стрессе, он глупеет — не вырабатываются нужные для качественной работы мозга нейромедиаторы. Чем больше давления и негатива, тем глупее наши дети.
Другая проблема: в повседневной жизни теряется чувство радости. Нас преследуют чувство долга и вины. Мы передаем это состояние детям, потому что нам кажется, будто эти чувства мотивируют. Да, они толкают в спину, заставляют двигаться. Но они же загоняют и нас и наших детей в депрессивное состояние и питают прокрастинацию. Радости в повседневной жизни так мало, что мы ищем ее в соцсетях, сериалах, компьютерных играх. И дети тоже ищут ее там.
Поэтому важно культивировать радость жизни, помнить об отдыхе, выходных, праздниках. Не использовать удовольствия как морковку для ослика, как средство управления ребенком, а насыщать ими жизнь. Моя подруга каждый раз, когда сын получал двойку, шла покупать ему мороженое. Потому что человек огорчен, ему несладко, и нужна поддержка. И он не стал от этого двоечником. Но между ними укрепилась близость, он узнал, как важно поддержать близкого, когда тот расстроен.
Школа не должна пробегать черной кошкой между нами и нашими детьми. Это всего лишь часть жизни. Ее стихия с ясными днями и грозовыми облаками. Мы можем быть одной командой, преодолевать бурные воды, прокладывать маршруты, спасаться от злобных акул, бросать спасательный круг. Школьные занятия — это лишь повод говорить о важном, упражнять ум, пробуя решать разные задачи, встречать разных людей и учиться находить с ними общий язык или уходить от них, если он не находится.
Главное, чему мы можем научить наших детей, не пишется в тетрадках. Это то, как мы обходимся с нашей жизнью, какие стратегии выбираем. Умеем ли мы радоваться и печалиться, и находить в этом близость с родными людьми.
И еще: очень важно уметь проживать ритуалы, праздники и даты. Собираться вместе, чтобы отметить важные этапы жизни. Даже если это начало нового трудового года. Порадуйте себя чем-то в этот день. Впереди трудовая (и сулящая много интересного) осень.