Я преподаю уже больше десяти лет, и мне есть чем гордиться в моей профессиональной жизни. Но чего я избегаю — так это репутации учителя, который загружает детей огромным количеством домашних заданий.
Большую часть моей учительской жизни я преподавала в пятом и шестом классе. Иногда я давала домашнее задание, которое нужно было выполнять больше двух часов. Дети жаловались, а родители не очень, по крайней мере, не мне. Я думаю, что родители, как и я, полагали, что выполнение домашних заданий — лучший способ потренировать новые навыки, она учит ответственности и помогает привить понятие о рабочей этике, и это возможность освоить только что пройденный материал.
Но самое главное — и я, и родители моих учеников в глубине души побаивались, что наши дети будут отставать — отставать от сверстников в параллельном классе, от детей в другой школе, от других детей в стране. И домашняя работа считалась одним из способов предотвратить отставание.
И я по-прежнему считаю, что все перечисленное верно. Но это верно только для учеников старших классов и студентов (конечно, если их домашнее задание не забирает все часы свободного времени). Но это в корне неверно, если мы говорим о младших школьниках и дошколятах.
Когда я начала изучать в докторантуре образовательную политику, я узнала о существовании исследований, утверждающих, что домашние задания вредят самым маленьким ученикам. «Домашка» не только не улучшает школьные достижения младших школьников, она может испортить отношение детей к школе и даже нанести вред психическому здоровью детей. Харрис Купер, ученый, потративший не одно десятилетие на исследования эффективности домашних заданий, сделал обзор существующих научных работ по этой теме и пришел к выводу, что «нет никаких доказательств тому, что любая домашняя работа улучшает школьные достижения учеников начальных классов».
Когда я сама стала мамой, я почувствовала, насколько уставшими и перевозбужденными бывают дети после целого дня в садике, подготовительной группе или начальной школе, за которыми следуют дополнительные занятия. После того как ребенок провел несколько часов сидя и делая то, что от него требует взрослый, уму и телу малыша нужны совсем другие занятия, а не дополнительная учеба.
И дело даже не столько в том, что от домашних заданий нет большого прока для маленьких детей, а может быть, даже вред. Дело в том, что домашние задания забирают время у других занятий, веселых, стимулирующих развитие, ценных тем, что именно благодаря им дети, вырастая, становятся здоровыми и счастливыми взрослыми.
Итак, чем же могут заниматься дети, вернувшись из школы, до того как придет время ложиться спать?
- Прыгать через скакалку
Очень важное место в развитии мозга ребенка занимает свободная самостоятельная игра. Дэвид Элкинд, автор книги «Сила игры: как спонтанные игры, развивающие воображение, делают ребенка здоровым и счастливым», считает, что свободная игра сейчас становится важна, как никогда, потому что уединения в жизни ребенка становится все меньше, а то его и вовсе нет, при этом день расписан по минутам.
«Играя, – пишет Элкинд, – дети получают новый опыт, и этот опыт, который они созидают сами, позволяет им получать новые социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки. По-другому такие навыки получить невозможно».
- Разговаривать с родителями
Я слышала бесчисленное количество историй о том, как взрослые ежедневно воюют со своими школьниками, пытаясь заставить их сделать домашнюю работу, и как портятся из-за этого их отношения.
Вместо того чтобы ворчать на ребенка из-за его неспособности сделать самостоятельно работу, до которой он еще не дорос, в семье нужно просто говорить о том, как прошел день. Разговор – это лучший способ для всех нас, особенно маленьких детей – узнать о мире и развить эмпатию.
- Спать
По данным Национального фонда по проблемам сна, от 25 до 30% детей регулярно недосыпают. Недостаток сна ведет к ряду проблем, в том числе к снижению внимания, поведенческим проблемам, трудностям с учебой, раздражительности и лишнему весу. Но даже небольшое количество дополнительного сна может сильно изменить ситуацию. Одно исследование показало, что даже 20 минут дополнительного сна значительно улучшают школьные успехи ребенка.
- Читать самостоятельно
Мы все знаем, что развитие хороших привычек (в том числе желательно – любовь к чтению) – важнейший шаг на пути к школьным успехам. Тем не менее, домашняя работа зачастую отнимает то время, которое ребенок мог провести, читая книгу.
- Слушать книги
Исследования показывают, что дети, которым читают вслух, лучше учатся и обладают большим словарным запасом.
- Собирать пазлы
Умение играть самостоятельно без взрослых («игра в одиночку») создает у ребенка чувство уверенности, а также делает его спокойнее.
- Лазать по деревьям
«Рисковые» забавы, такие, как лазание по деревьям, очень полезны для детей. Детям нужно понимать свои возможности, оценивать риски, учиться взаимодействовать с окружающей средой. Исследователи предполагают, что рисковые игры, которые наблюдаются в разных культурах и даже у других млекопитающих, несут важную функцию: готовят молодняк к взрослой жизни без постоянной опеки и заботы.
- Копаться в грязи
Еще один тип игры – сенсорная игра – очень важен для развития ребенка. Когда дети месят глину или играют пальчиковыми красками, они стимулируют органы чувств. «Сенсорный опыт, – объясняет один из специалистов по детскому развитию, – дает возможность почувствовать, что процесс бывает важнее, чем результат. То, как дети используют материалы, становится важнее, того, что у них получается в итоге».
- Играть с друзьями в песочнице
«Параллельная игра», когда дети играют бок о бок, начинается еще у малышей двух-трех лет. Но и для более старших детей игра бок о бок очень важна для развития очень нужных социальных навыков.
- Помогать готовить
Дети, которые узнают о новых блюдах и помогают их готовить, приобретают необходимые кулинарные навыки и, скорее всего, будут правильно питаться в будущем.
- Выгуливать собаку
Дети, помогающие заботиться о домашних животных, менее возбудимые, у них реже встречается аллергия и астма, они более активные.
- Помогать в приюте для животных
Даже если у ребенка нет своего питомца, он все равно может побыть с животными. В приюте для животных можно позаботиться о больных собаках или кошках, можно присмотреть за соседскими животными. Это очень важно для эмоционального развития детей.
- Возделывать сад
Дети, работающие на земле, могут достигать бóльших успехов в науках по сравнению с теми, у кого такого опыта нет. Это происходит потому, что они активно изучают научные понятия и упражняются в математике, ухаживая за растениями.
- Играть на музыкальных инструментах
Дети, занимающиеся музыкой, те, кто регулярно играет на чем-нибудь и участвует в выступлениях музыкальных коллективов, развивают участки мозга, отвечающие за грамотность и речь.
- Общаться с бабушкой
Организуя общение детей с бабушками и дедушками, мы даем им возможность получить ценный опыт. Они могут увидеть, как другие любящие их взрослые справляются с конфликтами, создают правила и обсуждают их, решают повседневные задач, и впитать таким образом семейные традиции.
- Участвовать в волонтерских проектах
Участвуя в волонтерских проектах, дети учатся быть благодарными, сочувствовать другим и ощущать себя частью общества.
- Рисовать
Если ребенку тяжело выразить себя словами, рисование может стать возможностью расслабиться и выразить себя другим способом.
- Поставить научный опыт
Дети обычно очень любознательны, им интересно, как и что происходит в мире. Научные опыты за пределами школы могут стать особенно эффективными в плане привития ребенку основ научного мышления.
- Играть в переодевания
Важность игры «а давай как будто» или «давай представим» для развития творческого начала ребенка и способности в будущем решать проблемы трудно переоценить. Когда дети представляют себя супергероями или болтают с плюшевыми игрушками, они усваивают социальные роли, готовят почву для будущей учебы, обдумывают все, что видят вокруг. Некоторые исследователи считают, что дети, которые не участвуют в таких играх, столкнутся в школе со значительными трудностями.
- Бороться с братом или сестрой
Борьба и кувыркание не имеет ничего общего с агрессией. Это свободная, освобождающая тело, энергичная, радостная игра. Дети учатся принимать решения, высвобождать стресс, улучшают свои навыки социального взаимодействия, а еще – борьба полезна для сердца и сосудов!
- Наводить порядок
Когда дети весь день сидят за домашней работой, им не хватает времени на то, чтобы помочь родителям с уборкой. Исследователь Университета Миннесоты Марти Россман считает, что одним из показателей будущего успеха детей является их участие в домашних делах в детском возрасте.
Как утверждает Россман, «участвуя в домашних хлопотах, дети учатся у родителей ответственности, вносят свой вклад в жизнь всей семьи, чувствуют эмоции близких и привыкают заботиться о себе сами».
- Написать рассказ
Придумывая истории, дети выражают свои эмоции, дают простор воображению и развивают моторику.
- Побыть наедине с собой
Возможность побездельничать не менее важна, чем игра. Авторы книги «Перегруженные и неготовые: как сделать образование лучше, а детей – успешнее и счастливее» считают, что каждому ребенку нужны 3 вещи: игра, уединение и время с семьей.
Уединяясь, ребенок в буквальном смысле может ничего не делать – он может сидеть и слушать музыку или глазеть в потолок. Это позволяет ему подумать, отдохнуть, «перезагрузить» и голову, и тело.
- Молиться или размышлять
Детям полезно молиться или размышлять о важных вопросах (конечно, без принуждения со стороны). Благодаря этому они более осознанно относятся к своим поступкам, постепенно формируют свою систему ценностей и ощущают себя цельными и живыми, в живой связи с Богом.
- Создать коллаж
«Созидательные игры» – строительство крепости или снеговика – ориентированы на цель и требуют использования разных инструментов и материалов. Созидательные игры также помогают развивать математические способности и социальные навыки.
- Слушать классическую музыку
Исследователи утверждают, что дети, слушающие классическую музыку, умеют лучше концентрироваться и слушать других, а также лучше организуют свое время.
- Научиться вязать
Вязание, вышивка, игра в крокет – эти занятия развивают мелкую моторику, улучшают координацию и помогают сосредотачиваться на чем-то в течение длительного времени.
- Фотографировать
Фотография развивает личность ребенка, его взгляд на мир и понимание себя, друзей, семьи и мира.
- Кататься на велосипеде
У физически активных детей, как и у взрослых, более здоровые сердце, легкие и кости. У них меньше риска набрать лишний вес, и они лучше себя чувствуют.
- Послушать перед сном длинную историю
Малыши, дети постарше и даже взрослые спят лучше, если сну предшествует привычный ритуал. Дети, у которых такого ритуала нет, чаще демонстрируют проблемное поведение, гиперактивность и эмоциональные трудности.
- Играть в «да и нет не говорить»
Играя в коллективные игры, дети учатся идти к общей цели. Они учатся быть лидерами, понимать, что такое социальные контакты и правила.
Когда маленьким детям дают много домашних заданий, их успехи в школе не становятся выдающимися. Да и в любом случае, учеба в школе – это только один из видов учебы. Домашняя работа съедает время, которое можно потратить на самые разные виды учения, социального, физического и эмоционального, а можно просто отдохнуть.
Наши дети заслуживают того, чтобы за пределами школы заниматься самым своим важным делом – быть детьми.
Источник: Parent.co
Перевод с английского Александры Матрусовой