Семейная бухгалтерия. Часть первая

Семейная бухгалтерия. Часть первая

Я ненавидела бухгалтерский учет всеми фибрами своей души, как только способна маленькая девочка. Он фактически отнимал у нас с братом маму. Когда заканчивался очередной отчетный период, в доме воцарялись папки с документами, и, засыпая, мы слышали щелканье арифмометра и стук костяшек на счетах. Это продолжалось не день, не два, а очень долго, а потом мама уезжала в областной центр сдавать отчет, и неделю мы жили без нее. За год таких командировок набиралось несколько, и в целом почти месяц в году мамы не было с нами. В этом я обвиняла её профессию и повторяла как мантру: «Никогда, вы слышите, никогда я не буду бухгалтером». 

Но — никогда не говори никогда. Мои попытки  поступить куда-либо не увенчались успехом, судьба неумолимо вела меня на экономический факультет, куда я поступила на третий год после окончания школы. Мои попытки вызывали, с одной стороны, уважение родителей, все-таки первая в роду, кто поступает на дневное отделение института, а с другой стороны – удивление: а зачем? Главное, наставляла меня мудрая мама, выйти хорошо замуж, чтобы дом полная чаша, ну и детки чтоб были. Моя мама просто не обратила внимания на то, что ее старшая дочь, благодаря книгам, попала в плен мира идеальных отношений между мужчинами и женщинами и слова о хорошем замужестве воспринимала совсем не в том значении, какое вкладывали в них окружающие.

Жизнь в лесном поселке, где проживает несколько тысяч человек, имеет свои нюансы. Один из них — все всё друг про друга знают. И потому скрыться от посторонних глаз было невозможно. О, как я согласна с достопочтенной мисс Марпл! Живя в деревне, говорила она, ты знаешь всё и обо всех, ну а человеческие типажи одинаковы везде. Я наблюдала эту жизнь, и во мне восставало что-то, страстно протестующее против такой жизни. Нет-нет, я не была диссиденткой, мне вообще не было дела до политического строя. Нас окружала удивительная природа… Выйдя за калитку, я попадала в другой мир, и, сидя на берегу лесной речки, я представляла замок посреди леса, где царят нравы, не похожие на отношения, которые были в наших семьях.Семейная бухгалтерия. Часть первая

Ну, я отвлеклась. Поступая на экономический факультет, я, уже не сопротивлялась — ощущение, что меня кто-то ведёт за руку, было очень стойким.

Пройдет немало времени, прежде чем я скажу, что люблю свое дело и очень благодарна Богу за то, что, проваливаясь на экзаменах в другие вузы, оказалась в своей альма-матер. Но речь все-таки о другом. В процессе жизни я обратила внимание на то, что законы бухгалтерии, так или иначе, присутствуют везде, в том числе и в отношениях Рода. Вот о такой «семейной бухгалтерии» в продолжение статьи «О родословной» мне хочется сегодня поговорить. Тема эта сложна и многогранна, но мы сегодня приоткроем эту книгу  и пробежимся по первым страницам.

Как мы уже указали в статье «О родословной»,  кроме выполнения исторической миссии, родословная может помочь и в очень важном деле —  выявлении своего истинного предназначения в этой жизни.

На вопросы прошлого, так или иначе влияющие на человека, обратил внимание З. Фрейд: «Мы постулируем существование коллективной души, чувство как бы передаётся от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке, которую люди больше не держат в сознании и о которой вспоминают меньше всего». С сожалением приходится констатировать, что несчастные случаи, конфликты, происходившие в жизни наших предков и неизжитые ими, проявляются в жизни последующих поколений, как завещание предков нам, которое мы передадим дальше своим потомкам. В дальнейшем его мысли были дополнены и развиты другими учеными, в работах которых были подняты сложные проблемы, возникающие в роду: выбор профессии, болезни, преждевременные смерти и неразрешенные конфликты.

Если человек ставит себе задачей найти ответы на вышеуказанные проблемы, то возникает необходимость не просто построить генеалогическое древо, с указанием имени, фамилии, даты рождения и смерти предка, но и насытить его важными событиями из жизни, как то: бракосочетания, серьезные болезни, несчастные случаи, переезды, выбор профессии, отмечая все значимые события на генеалогическом дереве.

Составление генеалогического древа за 2-3 столетия (7-13 поколений)  позволяет воссоздать картину, проливающую свет на жизнь сегодняшних поколений, выявить проблемы, преследующие человека.

В культуре многих стран семья представляла собой спаянную «матрицу», выходя из которой, человек выстраивает себя, находит свою идентичность. В то же время «матрица» влияет на человека как положительно, так и негативно. Это зависит от отношений, сложившихся в Роду и образующих так называемый «семейный баланс».

«Семейный баланс» — это равновесие между тем, что получил Род, и тем, что он отдал. В противном случае возникают проблемы различной тяжести.  Если среди родственников соблюдались добрые, справедливые отношения, присутствовала взаимопомощь, и отношения  вне Рода также были добрыми, то каких-либо серьезных проблем потомкам не передается. Однако если справедливость не соблюдалась, что проявлялось в разводах, бегстве от семьи, эксплуатации одних родственников другими, в повторяющихся несчастных случаях и болезнях, то «семейный баланс» нарушается, и в этом случае возникают проблемы, повторяющиеся из поколения в поколение.

В семье, как в сплоченной ячейке, поведение одного человека  влияет на поведение другого человека, происходит взаимное регулирование отношений. Правила функционирования отношений в Роду бывают как явные, так и неявные, последних больше, но членами самого Рода это не осознается.

«..Юным был я, и вот состарился, но еще не видел праведника оставленным и потомство его просящим хлеба. Всегда милостив и взаймы дает праведник, и потомство его благословенно будет… Ибо Господь любит правду и не оставит праведников Своих; вовеки невредимы будут; а беззаконников изгонит Он, и потомство нечестивых истребится…» Пс.36 Давида

Неявные правила способствуют формированию семейного мифа: у нас так принято – вот основное правило, которое, существуя как бы само по себе, не требует объяснения в данной семье. Механизмы проявления этого правила различны и не всегда понятны окружающим: дать образование сыну, нередко за счет дочери; вендетта и др.

Наличие «семейного баланса» подразумевает и наличие неявной «семейной бухгалтерии».  Говоря о ней,  мы имеем в виду не деньги,  а  заслуги и долги семьи, которые располагаются по разным сторонам «баланса»:дебет – верю (заслуги), кредит – должен (долги).

«Пришедши же, одна бѣдная вдова положила (въ сокровищницу) двѣ лепты. Подозвавъ учениковъ своихъ, Іисусъ сказалъ имъ: истинно говорю вамъ, что эта вдова положила больше всѣхъ, ибо всѣ клали отъ избытка своего, а она отъ скудости своей положила все, что имѣла, все пропитаніе свое». Мк. 12: 42—44. Лк: 21, 1—4.

Сегодня нечасто встретишь семью, которая поддерживает отношения с родственниками: все собираются на общие праздники и в дни горя, всем миром решают вопросы жилья, лечения и получения образования. Разорванные семейные связи бьют по всем. Но кроме этого, существуют поступки, которые усугубляют положение последующих поколений, — это пережитые несправедливости и обиды, доставляющие боль в течение многих лет. Если простить их не удается, то стресс и обида способствуют появлению тяжелых заболеваний у обиженной стороны. Непрощеная обида пережевывается в душе,  разъедает и деформирует личность.

Но и обидчик, сбеги он, хоть на край света, не  в состоянии  освободиться от «долга», который возник у него в отношении семьи.

Люди очень часто поступают несправедливо  в семье с детьми или супругом; на профессиональном поприще; в национальных отношениях (войны, геноцид, притеснения).  Несправедливость — чувство более сложное, чем обида.  Она может переживаться:

— по отношению к судьбе: так, молодая женщина, родившаяся в рабочей семье, недалеко от Москвы, до сих пор не может смириться с тем, что она появилась не в богатой семье, проживающей в центре столицы, винит родителей в том, что не сумела получить элитного образования. И на возражения сослуживцев, что у нее есть высшее образование, а всего остального можно достигнуть самообразованием, убеждает всех, что жизнь несправедлива к нейона заслуживает большего.

— если есть экономическая несправедливость как следствие банального факта: старший сын в семье получает все – дом, машину, а младшие должны заработать все сами, т.е. в ущерб одним детям, существует благосостояние старшего. Вспомним английские романы, например,  «Разум и чувства».

Порой очень трудно выявить, кто, сколько получает и отдает в семье, ведь речь идет именно о Роде. Иногда долги бывают очень тяжелыми, так, например, гибель человека в лагерях нередко для его потомков служит фактором генетического страха, не позволяющим им реализовать свои способности, живущим по принципу «не высовываться, целее будем». Долой предпринимательский талант, который так и прет из тебя, деда раскулачили и расстреляли за то, что был крепким хозяином, что-то подобное  ждет и тебя.

В нашей культуре отношение к состоятельным людям всегда было не самым радужным, считалось, что честные и порядочные люди не могут быть богатыми, что подкреплялось  ссылками на Библию. Прошли годы, отношение к предпринимателям на государственном уровне изменилось, но на уровне бытовом меняется с трудом и по-прежнему в ходу – «не жили богато, нечего и начинать», «деньги – это грязь, чем их больше, тем безнравственнее человек». Поэтому не выделяйся: не создавай бизнес, не пиши диссертацию, не вздумай строить карьеру. И страх потери, переходя из поколения в поколение, деморализует людей, не давая им жить ярко, радостно, интересно. И они тянут лямку жизни, не любя свою работу, окружение, в котором находятся.

И вот, накапливаясь на неявных счетах, эти «долги» будут отравлять жизнь потомкам до тех пор, пока кто-то, не вникнув в ситуацию, не прервет её. Только оплатив прошлые счета, человек становится свободным в своем поведении, что позволяет ему строить свою жизнь в соответствии со своими желаниями.Семейная бухгалтерия. Часть первая

Изучая генеалогическое древо с этой точки зрения, можно найти предка, чью программу вам приходиться отрабатывать, и постараться завершить её. Люди, имеющие генетический страх потери, именно в том возрасте, когда оборвалась жизнь их потомка, переживают кризис, после чего начинается их настоящая жизнь. Кризис может принимать различные формы: тяжелая болезнь, развод и т.д.

Вспоминая рассказы бабушки,  Лиза обратила внимание, что её прапрадед умер от тяжелого заболевания  в возрасте тридцати семи лет. За год до этого возраста у неё появились симптомы того же заболевания, психологическое состояние оставляло желать лучшего, а семейная жизнь разваливалась с угрожающей быстротой. Возраст, в котором скончался её  предок, Лиза встретила разведенной, потерявшей почти двадцать кг и симптомы болезни. Её жизнь получила совершенно иное качество.


www.matrony.ru