Каждая мама знает, как проходит утро буднего дня. Мы встаем, быстро собираемся, будим ребенка, так же быстро собираем его. Потом хватаем в охапку, суем в машину или пешком бежим в детский сад/школу. Даже находясь в декрете, мы точно так же включены в эту ежедневную круговерть. Быстрее проснуться, переделать домашние дела, собрать чадо, посадить в коляску и наматывать круги в парке. Малыша постарше можно уже вести на детскую площадку, потому что там он получит первый опыт социализации, а мама восполнит необходимый дефицит общения.
Я тоже так жила. И однажды с удивлением обнаружила, что уже много лет не вижу мир вокруг. При этом у меня с детства остались хотя бы яркие воспоминания о красоте природы. Сказались занятия в художественной школе: там меня научили замечать красоту и разнообразие окружающего мира. А что вспомнят мои дети?
Пока ребенок маленький, ему интересно подолгу изучать цветок, травинку или бабочку. И хорошо, когда у нас хватает терпения дать ему такую возможность. Но если целенаправленно не фиксировать в эти моменты внимание малыша, многие детали просто ускользают из его поля зрения. А ведь потратив буквально 10-15 минут в день, можно не только расширить представления ребенка об окружающем мире, потренировать наблюдательность, но и активизировать речь, пополнить словарный запас.
Начинаем с пеленок
Причем наблюдение за природой можно (и нужно) начинать, когда ребенок еще лежит в коляске. Для этого не нужны специальные пособия, сложные методические рекомендации. Достаточно, выйдя на улицу, говорить ребенку вслух о том, что его окружает. Если потратить вечер в интернете, можно найти огромное количество потешек и прибауток на тему погоды и природных явлений. Совсем не обязательно учить их все, но знать несколько на разные случаи очень полезно. Маленькие дети очень любят, когда им бесконечно повторяют один и тот же стишок или песенку. Это помогает лучше запоминать текст, радоваться узнаванию и создает чувство защищенности.
С детьми постарше можно целенаправленно обсуждать:
- какое сейчас время года;
- по каким признакам это можно определить;
- какие из этих признаков можно увидеть сегодня;
- какая на дворе стоит погода;
- какого цвета небо? есть ли облака? есть ли ветер?
- что на дорогах (снег, лед, лужи)?
- если есть снег, то какой (мокрый, сухой, обледеневший, подтаявший, пушистый, белый, серый, грязный)? А если трава, то какая?
- есть ли сосульки? откуда они берутся, чем опасны? Можно принести льдинку домой и посмотреть, как она тает в ванной. Почему-то такой нехитрый эксперимент неизменно встречается детьми на ура.
Летом хорошо вместе рассмотреть траву и растения, рассказать об их полезных свойствах. Вспомнить названия цветов, рассказать, относятся они к садовым ли полевым.
Стихи, загадки и дневник наблюдений
У Екатерины Серовой существует целый цикл стихов про цветы, многие помнят их еще со времен своего детства: «Носит одуванчик желтый сарафанчик», «Посмотри-ка, посмотри-ка, что за красный огонек» и другие. Они короткие, ритмичные, прекрасно учатся и замечательно иллюстрируют ваши с ребенком наблюдения. Отличные стихи про природу для детей есть у Михалкова, Барто и других детских писателей. Впрочем, вы вполне можете читать своих любимых поэтов: поверьте, любой ребенок в состоянии оценить красоту и напевность звучания. А непонятные слова вы ему объясните, тем самым не только развивая эстетический вкус, но и расширяя словарный запас любимого чада. К тому же иллюстрировать прекрасные строки будет сама окружающая его жизнь.
Почти все дети любят отгадывать загадки. О природе и природных явлениях существует такое количество авторских и народных загадок, что подобрать подходящую к случаю не составит труда. Очень хороши и пословицы и поговорки о временах года. Рассказывая их, поощряйте ребенка высказывать свое мнение. Например, поинтересуйтесь у малыша, почему в народе говорят: «Мороз не велик, а стоять не велит», или «Весна красна цветами, а осень снопами»?
Лет с пяти можно вести дневник наблюдения за природой. Думаю, многие мамы помнят розовые тетрадки из нашего детства, в которых ежедневно надо было делать отметки и записи в течение года. Аналогичную тетрадь легко завести самостоятельно. Наблюдаемые явления можно не только записывать, но и обозначать значками-пиктограммами. Ребенок лет пяти-шести прекрасно справится с таким заданием сам.
Во время прогулки можно наблюдать за птицами, их внешним видом, особенностями поведения, попутно обсуждая, к какому виду они относятся (перелетные/зимующие). Отличная тема для разговора — зачем помогать зимующим птицам и как лучше это сделать.
Дома желательно нарисовать увиденное на прогулке. Совсем не зря обучение рисованию входило в обязательную программу в дворянских семьях. Это и развитие моторики, и тренировка глазомера и памяти, и умение подмечать прекрасное вокруг себя. Даже если ваши дети не станут знаменитыми пейзажистами, их жизнь в любом случае будет более насыщенной, если они научатся ценить красоту живой природы.
Чуть сложнее, чем умеет ребенок
Отдельно хотелось бы упомянуть о природном материале. Это источник не только мусора в доме, но и безграничных возможностей развития детской фантазии. Правда, тут ребятам потребуется ваша помощь: несмотря на богатство фактур и разнообразие материала, на сходу сообразить, как сделать из него действительно интересную и красивую поделку, сможет не каждый взрослый, не говоря уже о детях. Благо, сейчас есть интернет, где можно отыскать поэтапные инструкции изготовления поделок любой сложности. Стоит учитывать один нюанс: ваша цель — не первое место на конкурсе народных ремесел, а совместное занятие с малышом. Любая мама отлично знает уровень навыков своего ребенка. Выбирать поделку надо чуть сложнее возможностей сына или дочери. Вы должны лишь немного помогать малышу, а не делать за него.
И в заключение хотелось бы рассказать о том, что такие ежедневные наблюдения подарили мне и моим детям. Когда я стала ежедневно уделять время рассказам о том, что окружает нас на улице, я внезапно почувствовала, что вернулась в свое детство. В то прекрасное время, когда любая травинка или жучок, первый цветок или красивая снежинка важнее и интереснее всех гаджетов. И теперь, каждый раз выходя из дома, я говорю каждому из своих детей: «Оглядись вокруг!».