У большинства из нас есть родители, которые приближаются или уже перешагнули порог, именуемый пенсией. Не секрет, что размеры пенсий у нас в стране оставляют желать лучшего. Те, кто по здоровью уже не может работать, кому не посчастливилось «сделать» себе хорошую пенсию на каких-либо должностях или элементарно накопить «на черный день», оказываются в непростой финансовой ситуации. И тогда остается одна надежда на помощь: дети. То есть мы.
Большинство из нас не откажет родителям в просьбе помочь. Но иногда, или даже чуть чаще, возникают ситуации, когда запросы родителей становятся слишком большими. Бывает, что доходит до скандалов и судов. Сын или дочь вроде и помочь не против, но родители хотят многого, а у детей собственная семья. Как быть?
Эта статья для тех, кто оказался в такой непростой ситуации.
У верующих людей при решении этого вопроса неизменно «поднимается» пятая заповедь: почитай отца и мать. И вот как совместить почитание с отказами в помощи? Если мама просит путевку в Турцию, а дочь с семьей там сама ни разу не была — не будет ли отказ нарушением пятой заповеди? А некоторые папы-мамы начинают давить на совесть, на религиозное сознание, мол, какая же ты верующая — собственным родителям помочь не хочешь. Начинают угрожать небесными карами, стыдить, демонстрировать обиду, уходить в молчаливый бойкот.
Нередко родители считают, что раз они родители, то дети им должны, и не просто должны, а обязаны дать им все, что они попросят. А некоторые считают, что дети обязаны обеспечивать им уровень жизни не хуже, чем живут сами дети, а то и получше. За границей отдыхаете? Значит, и мне путевку покупаете. Себе машину купили? Значит, и мне купите. И не смей мне возразить, потому что я мать (отец). Как говорила знакомая пожилая мать своему сыну: ты у меня на шее сидел, теперь я тебе на шею сяду. И дети оказываются перед проблемой: как и родителя не обидеть, и свою семью не ущемить? И вообще, помощь родителям, какой она должна быть? Что норма, а что уже излишество?
Определить эти нормы очень трудно, поскольку у каждого человека собственное представление о том, как надо помогать, собственное представление о справедливости, своя правда у детей и своя — у родителей. И ситуация в каждой семье индивидуальная. В таких неясных ситуациях очень помогает обращение к законодательству.
Многие, наверное, слушали о том, что «есть такой закон», который обязывает детей оказывать помощь родителям. Отчасти это верно. Не закон, конечно, а только статья 87-я Семейного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны оказывать своим нетрудоспособным нуждающимся родителям материальную поддержку.
Обращаю ваше внимание на слова «нетрудоспособные» и «нуждающиеся». Это два необходимых для поддержки условия. То есть это люди, достигшие пенсионного возраста или признанные нетрудоспособными по инвалидности и испытывающие финансовые затруднения. Другими словами, если родитель не имеет освобождения от работы по медицинским показаниям и при этом не хочет работать или же работает, то их сын или дочь на законном основании могут отказать ему в материальной поддержке.
Но если с «нетрудоспособностью» все понятно, то вот с «нуждаемостью» все весьма размыто, ибо понятие о нуждаемости у каждого человека свое. Опять же, Семейный кодекс нам в помощь. Как быть, если родители неплохо обеспечены, но все равно просят помощи? Как определить эту самую «нуждаемость»? А как быть, если сами дети живут хуже, чем родители?
Первое, что необходимо сказать, это то, что алименты на родителей начисляются из дохода исключительно их детей, а не из общего дохода семьи. Теща не имеет права требовать содержание у зятя, свекровь, соответственно, не имеет права требовать содержания у снохи. Если муж зарабатывает 100 тысяч, а у жены доход 5 000, то и сумма алиментов для тещи будет назначена из доходов жены, а не зятя.
При разборе таких дел суд обращает внимание на существенное условие: в суде должна быть доказана нуждаемость родителя, то есть: родители не имеют никаких доходов (не получают пенсию) по уважительным причинам — к примеру, женщина вела хозяйство и занималась воспитанием детей, в силу чего не заработала пенсию, или их доходы слишком малы. Последнее обычно определяется по прожиточному минимуму: если пенсия больше оного, то считается, что доходы нормальные. Если меньше, то маленькие.
Еще одна тонкость: доходы пенсионера вкупе с алиментами не должны превышать доходы сына или дочери, к которым предъявлены претензии по содержанию родителей. Другими словами, если у матери пенсия 10 000 и у сына столько же, то иск по алиментам не будет удовлетворен. Исходя из этого, вопрос помощи решается очень просто: если финансирование родителей приведет к тому, что суммы, оставшиеся в распоряжении детей, будут меньше, чем суммы, оказавшиеся в распоряжении родителей, то дети имеют законное право отказать последним в помощи.
Запросы родителей тоже надо регулировать. Несправедливо обделять собственную семью и львиную долю доходов отдавать родителям. Кроме того, если родители уже в достаточно преклонных летах, то в силу возрастных изменений они могут неадекватно оценивать материальное положение и свое, и своих детей и просить неисполнимого.
И еще немаловажный момент. Часто при возникающих проблемах с родителями по поводу оказания помощи, претензии по содержанию предъявляются только одному из детей. Родители выбирают самого безответного, самого послушного и поручают ему решение своих финансовых трудностей, в то время как другие дети живут спокойно, не заботясь о поддержке своих родителей. Таких эпизодов достаточно. Возникают они обычно в тех семьях, где детей делят на любимых и не очень любимых. Причем бывает даже так, что менее обеспеченный сын/дочь бьется на нескольких работах, чтобы удовлетворить все запросы мамы, а более обеспеченный живет припеваючи, и мать еще ему и свою пенсию отдает. Как быть? Смириться или возмутиться?
Я люблю фразу «нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав». У каждого из нас по отношению к родителям есть не только обязанности, но и права. И свои права надо защищать. Почитание родителей не означает беспрекословное исполнение каждого их каприза. Бездумное смирение весьма вредно и для тех, кто смиряется, и для тех, кто смиряет. Безотказность детей приводит к тому, что родители порабощают их, а у детей не складывается личная жизнь, потому что супруг все свое свободное время и все финансы в ущерб собственной семье отдает родителям.
Вернемся к правам детей. При обращении родителей в суд в большинстве случаев выносится решение о взыскании алиментов со всех детей истцов, а не с одного, даже если иск был подан только одному. Поэтому, на мой взгляд, вполне прилично детям ставить вопрос о том, чтобы родители просили помощи не только у одного «избранного», но и у всех других детей, и это справедливо, потому что все дети имеют одинаковые обязанности и права в отношении родителей. Так же и родители имеют одинаковые права и обязанности перед детьми. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы обсудить тему помощи родителям со своими братьями и сестрами: сообща будет легче решить этот вопрос.
Все вышесказанное было написано для детей. И теперь я хочу сказать несколько слов родителям.
Я сама мать и прекрасно знаю, что такое быть родителем. Очень хочется, чтобы дети оценили твои заботы и… И вот тут я остановлюсь. Потому что не хочу делать своих детей своими должниками. Потому что у детей будут свои семьи, свои жены, мужья и дети, которых им надо «поднять» и о которых надо заботиться. И если мы, родители, будем требовать от них заботы на том уровне, на котором заботились о них сами, то наши дети не смогут воспитать и обеспечить свою собственную семью, наших внуков.
Родительство — экономически и эргономически невыгодное вложение. В этом отношении родительство несправедливо. Долг детей перед родителями относится к числу неоплачиваемых. Это Великая Проблема Родительства: мы вкладываем в детей несопоставимо больше, чем они могут вернуть нам потом в виде своей заботы и помощи, ведь неспроста родительство называют подвигом. Нужно об этом помнить.