Как мать четверых сыновей, тренер мальчишеской баскетбольной команды и уже 16 лет учитель английского, могу смело сказать, что очень часто мамы не понимают причины поступков своих сыновей, и из-за этого между ним возникают трения и конфликты.
Подавляющее большинство мальчиков отличаются повышенной физической активностью, весьма импульсивны, сначала делают, потом думают, неосмотрительны и склонны к безотчетному риску. А еще они любят веселиться и заниматься разными глупостями, от которых у них улучшается настроение.
Почему они такие? Споры ведутся до сих пор. Может, у них по-другому устроены мозги, может быть, все дело в повышенном уровне тестостерона или в изначальном предназначении мужчины быть защитником и покровителем племени, а может, это влияние социальных и культурных факторов.
Как бы там ни было, писатель и социальный философ Майкл Гуриан пишет, что потребность ощутить успех у мальчиков в крови — залезть на дерево, победить в игре, попасть мячом в корзину, достроить Лего или добиться чего-то в спорте или искусстве. Гуриан пишет, что мальчики постоянно ищут повода почувствовать самоуважение, внутренне понять, что «я все сделал правильно».
Это внутреннее стремление проявляется и в кругу товарищей. Мальчикам необходимо постоянно поддерживать свой «статус», и из-за этого они часто совершают глупости в школе, а потом дома свое чувство разочарованности самими собой обрушивают на бедную, ничего не подозревающую маму.
У мальчиков часто бывают проблемы с вербальным общением, им не хватает слов, чтобы выразить себя, и поэтому этой цели у них служат поступки. Их язык — это язык действий.
«Если девочки выражают свои эмоции вербально, то мальчики — скорее через поведение. Они самовыражаются через игру или какие-то другие виды активности» (Д-р Уильям Поллак «Настоящие мальчики: спасая наших сыновей от мифов о мальчишестве»).
Прежде чем делать выводы о «плохом» поведении своего сына или других мальчиков, спросите их, почему они поступили так, а не иначе. Вот 21 пример, когда вопрос поможет понять, как лучше действовать в ситуации:
- Обычно послушный 5-летний малыш вдруг начинает бросать игрушки и толкать других детей. Почему? Его любимая воспитательница ушла в декретный отпуск, и он сильно огорчен, он думает, что его бросили. Он не хочет быть в детском саду.
- Мальчика отправили к директору, потому что он толкнул другого мальчика на детской площадке. Почему он это сделал? Мальчик защищал свою сестру, которую тот мальчик обидел вчера и хотел, чтобы тот так больше не делал.
- 4-летний мальчик нарисовал картину губной помадой на стене возле спальни своей мамы. Почему? Он хотел порадовать ее, но не смог найти бумагу и карандаши. Он нарисовал картину там, где она скорее ее увидит.
- Мальчик вскочил и побежал, чтобы поприветствовать своего друга у школьных ворот, а потом врезал ему. Почему? Мальчишки часто не знают, как выразить свои эмоции при встрече, и удар — это форма «агрессивной заботы», способ выразить свою любовь.
- Мальчик в пылу игры сбил с ног девочку. Почему? Он бежал так быстро, что не заметил ее, это была случайность, и он очень переживает, что обидел ее.
- Мальчик украл книгу со школьной книжной ярмарки. Почему? Он увидел, что его друзья таскают книжки, и чтобы не отставать и не выглядеть слабаком, он решил присоединиться, хотя знал, что это неправильно.
- Мальчик, который переживает, что мама оставила его в детском саду, сначала плачет, потом приходит в ярость из-за сущей мелочи и бросает песок в лицо другому ребенку. Почему? Так как мальчики еще не умеют управлять такими эмоциями, как печаль или разочарование, они перенаправляют их в эмоцию гнева — наиболее «признанную» мужскую эмоцию.
- Мальчик в классе бросается ручками и карандашами. Почему? Может, ему скучно. Может, он пытается произвести впечатление на девочку. Может, он волнуется, как пробежит кросс, который скоро начнется и из-за которого он боится потерять свой статус.
- Мальчик закатил истерику и не хочет идти в школу. Почему? В школе будет отчетный словарный диктант, а он не выучил слова. Легче не ходить вообще, чем прийти и получить двойку.
- Мальчик видит, что мама ждет его на остановке после школы. Он мчится к ней, врезается ей в ноги и делает ей больно. Почему? Он пытался показать ей, как сильно он ее любит и как сильно скучал по ней. Он не думал, что поранит ее.
- Мальчик бросил камень и попал в окно. Почему? Он целился в дерево, но промазал, он и не думал бить окна.
- Мальчика попросили загрузить вещи в стиральную машинку, а позже мама увидела, что некоторые вещи лежат в корзине прямо с вешалками, нестиранные. Почему? Мальчик очень хотел пойти покататься на своем скейте, поэтому он быстро побросал часть вещей в стирку, надеясь, что этого будет достаточно.
- Мальчика попросили пропылесосить пауков вместе с паутиной в гостиной и коридоре, но он не сделал этого. Почему? Он не хотел причинить боль паучкам, ему было жаль их.
- Мальчика попросили одеться, чтобы пойти на общественное мероприятие, а он вышел в рваной футболке и грязных джинсах. Почему? Он выбрал свою любимую одежду для такого важного события.
- Мальчика спросили, надел ли он спортивные трусы для физкультуры — его ответ был «нет». Почему? Они неудобные!
- Мальчика попросили принести ботинки из спальни, он ушел и пропал. Почему? Он либо забыл, что его попросили сделать, либо, придя в спальню, он отвлекся на Лего и начал играть.
- По пути на футбол мальчик вдруг начинает задирать свою сестру. Почему? Он проголодался.
- Маленький мальчик внезапно, без всякой причины, закатывает истерику в машине. Почему? Его сестра положила ноги на его любимое одеяльце.
- Мальчик не реагирует на вопросы мамы, когда смотрит телевизор. Почему? Мальчики часто могут сфокусироваться только на чем-то одном и просто не слышат, когда к ним кто-то обращается, смотря ТВ.
- Мальчик не нашел свои носки. Почему? Он искал не там, где надо, так как забыл, где находится ящик для носков.
- Мальчик опять потерял джемпер от школьной формы. Почему? Он был так увлечен игрой, что совершенно забыл, куда кинул его, он вообще забыл, что на нем был джемпер!
Когда мы смотрим на мир глазами матери, мы часто ошибочно истолковываем поступки наших детей — особенно мальчиков — как умышленные и преднамеренные.
Конечно, бывают дети, которые специально обижают других, но это бывает очень редко — гораздо чаще за плохим поведением мальчиков кроется что-то другое.
Так что в следующий раз, когда вам не понравится поведение сына, остановитесь и спросите себя: что он хотел этим сказать?
Пусть у него будет презумпция невиновности, пока вы пытаетесь расследовать, что произошло, допустим, в течение суток, а затем помогите ему увидеть, как выглядит ситуация со стороны.
Maggie Dent
Перевод с английского Марии Строгановой