Основная трудность в том, что сама по себе женская «зрелость» ассоциируется с трудовыми подвигами, материнством, бытовым и интеллектуальным партнерством с мужчиной, но не с красотой и сексуальностью.
И в причинах этого попробуем разобраться.
Представьте себе плодовое дерево, раз уж мы пользуемся словом «зрелый», растущее в непригодном для него климате (человек отличается от дерева тем, что создает климат себе сам). Допустим, такое дерево цветет и даже завязывает плоды, но до полной зрелости эти плоды никогда не дозревают. То есть они не становятся большими, яркими, сладкими и сочными, полными семян, они остаются зелеными, маленькими и кислыми.
Тем не менее из этих кислых маленьких плодов можно делать вина и соусы к мясу, поэтому плоды собирают в начале лета. Если в начале лета не собрать, потом плоды просто засохнут, станут жесткими и сморщенными, так и не дозрев до сладости и сочности. Так какой смысл ждать до конца лета, если лучшее, что можно взять у таких плодов — это свежесть и на большее они не способны?
Очень многие люди, и особенно это касается женщин, к сожалению, переживают лучший период своей жизни в юности. Дальше они уже никогда не становятся ни красивей, ни умнее, ни добрее, ни талантливее, а становятся только хуже. В юности они были любопытными, а дальше становятся занудами, в юности они были свежими, а дальше просто вянут, в юности они были веселы, а дальше становятся унылы.
Во всех отношениях они становятся с возрастом хуже, чем были. Вместо того чтобы превратить типичное юношеское любопытство в неординарный интеллект, заурядную юношескую свежесть в индивидуальную красоту, легкомысленную юношескую веселость в осознанное жизнелюбие, они теряют и то, что есть. Зеленый, кислый, но мягкий и свежий плод, намного лучше такого же зеленого, но уже горького и жесткого плода. Этот плод состарился, так и не созрев до конца.
Некоторым кажется, что преимущества юности перед зрелостью неоспоримы, поскольку в зрелости человек утрачивает пластичность. Но пластичность не является преимуществом сама по себе. Пластичности мы хотим от человека или предмета, когда нам нужно его изменить, но когда он наконец-то стал таким, как нам нужно, мы не хотим пластичности, мы хотим стабильности и устойчивости. То есть пластичность — это плюс для тех, у кого пока ничего нет, но минус для тех, у кого есть, и слава богу, что в зрелости пластичность становится меньше, а больше появляется устойчивости.
Высокая пластичность дает отсутствие принципов и убеждений, землю, постоянно убегающую из-под ног, переменчивые вкусы, изменчивые взгляды. Высокая впечатлительность дает подверженность чужому влиянию. Пластичность — это благо для ребенка, поскольку он пока еще не вырос, но сохранять высокую пластичность всю жизнь, это значит никогда не повзрослеть.
Перезрелый инфантил отличается тем, что он уже законсервировал форму, но оставил мягким свое содержание, именно поэтому он не слишком способен развиваться, но при этом у него ничего сформированного тоже нет. Он подобен плоду, кожа которого одеревенела, а внутри — гниль, которая постепенно высохнет, и тогда придет старость. В мудрой старости внутри образуется ядро ореха, собравшее в себя все то лучшее, что сделал, узнал и осознал человек, в виде алгоритмов (поэтому у таких стариков нужно учиться), в бессмысленной старости орех внутри — труха, то, из чего должно было сложиться крепкое ядро, просто рассыпается.
То есть те, кто говорят, что юность имеет преимущество перед зрелостью своей пластичностью, просто не понимают, что такое формирование. Это все равно что скульптор, радующийся, что его глина никогда не застывает, и все, что он лепит, можно переделывать снова и снова, бесконечно. Если бы человеческая глина никогда не теряла бы свою пластичность и зрелость не приходила никогда, это означало бы, что скульптор так никогда и не слепил ничего, а постоянно находился в процессе переделки. То есть способность к застыванию формы — это прекрасная возможность человека начать свое бытие, не находясь в процессе переплавки снова и снова.
Определенная пластичность сохраняется у человека до старости, но она становится меньше, для того чтобы зафиксировать то лучшее, что ему удалось приобрести, и не потерять это. Развитый внутренний ресурс остается с человеком, навсегда, а будь его пластичность бесконечна, человек не смог бы создать в себе ничего, он постоянно рассыпался бы как песочный дом. И это было бы очень печально.
Вернемся теперь к нашей зрелой, но привлекательной женщине. Очевидно, что в этой зрелой женщине зафиксированным, то есть сформированным, должно быть то, что достаточно набрало в себя энергию и развилось, и должна сохраняться пластичность в том, с чем пока идет работа.
Метафорически можно сказать, что Диана (в своих статьях психолог Марина Комиссарова использует имена греческих богинь для описания женских артехипов — прим. ред.) как принцип полной луны (зрелой женственности) совмещает в себе черты Селены (растущей луны) и Гекаты (луны убывающей). Диана как бы состоит из двух половинок лунного круга, частью Селена, частью Геката. Что-то в ней уже сформировалось и закрепилось, а что-то находится в пластичном состоянии.
Внимательные читатели могли заметить, что описание двух половинок подобно описанию амбивалентности, противоречивой двойственности, метанию из крайности в крайность, и действительно, если гармоничной связи и полноценного синтеза между двумя половинками нет, если Селена и Геката в женщине враждуют, а это бывает очень часто, в женщине начинается внутренний конфликт. В этом случае Диана занимается тем, что переходит то на одну, то на другую сторону и пытается их как-то примирить, или сражается на стороне одной с другой.
На самом же деле Диана должна выйти из состояния амбивалентности и создать нечто третье, которое включает в себя оба принципа и не является ни тем, ни другим. В какой-то мере этот процесс напоминает психоаналитическую схему борьбы ид и супер-эго на поле эго, в которой эго должно выступить звеном интеграции того и другого. Ид олицетворяет инфантильное эмоциональное я, внутреннего ребенка (Селену), супер-эго — властную родительскую фигуру, архетип женщины-жрицы (Гекату), а эго — область воли и самосознания (Диану), которые должны родиться в конструктивной борьбе первого и второго. Конструктивная борьба — это значит, что эмоциональное тело должно уважать разум, а разум любить эмоциональное тело, они не должны уничтожать друг друга в борьбе.
Мифологически эта борьба отражена в истории о том как девушку Кору похитил Аид, а ее мать, Деметра, старалась ее спасать. Прочитайте этот миф, если не читали, только не нужно его интерпретировать по-своему, интерпретацию мифов можно делать только очень хорошо понимая символическую связь энергетических процессов, которые в мифе описываются, а не просто так, гадая как на гуще.
Сюжет этого мифа лег в основу дельфийской мистерии, одной из самой известных орфических мистерий. Именно эта мистерия, на мой взгляд, в полной мере отражает процесс женской инициации, и современной тоже. Коре соответствует фаза Селены, это юная девочка, пока еще ребенок, и ее стихийная женская энергия может привлечь голодного хищника (как и в любой мистерии имеются в виду не какой-то внешний враг, а внутренний). Инициация Коры в Персефону — это умение подчинить себе хищника, овладение своей спонтанностью. В этом случае женщина получает золотую ветвь (символ силы и даже бессмертия) и становится царицей-жрицей (царицей своей жизни, конечно, а не чьей-то еще).
Может быть и другой, печальный путь прохождения этой инициации, даже два печальных пути. Первый путь — бегство Селены от матери, вовлеченность в стихию, любовная аддикция и ее желание навсегда остаться в слиянии с Аидом. В этом случае она просто канет в Лету, то есть остановится в развитии и состарится инфантильной девочкой, оплакивая свою юность уже с 30 лет.
Второй путь — возвращение к матери Деметре, от страха перед хищником, то есть подавление и удушение спонтанности вместо овладения ею, фрустрация. Овладеть чем-то можно только любя это и искренне увлекаясь, а ненавидя и боясь можно только подавить. Поэтому Селена, которая боится любви, рискует состариться в ранней юности, законсервировать и заблокировать ресурсы секса и любви, никогда не узнать, что они могут давать.
Если отвлечься от мифологии, как это выглядит в жизни?
Молодая девочка получает внешние ресурсы имиджа и секса авансом (внешний ресурс имиджа означает внимание и симпатию окружающих к юности и свежести, внешний ресурс секса означает наличие множества готовых на секс людей). Не все молодые девочки получают одинаковый аванс, некоторые получают очень много, другие мало, но и те все равно получают больше, чем этот аванс будет спустя десять лет.
У них есть десять-пятнадцать лет, чтобы эти ресурсы прокачать. Если они прокачают ресурсы — станут после тридцати лет царицами, нет — карета превратится в тыкву. Конечно, это будет касаться только данных ресурсов, с другими ресурсами все иначе, там авансов вообще может не быть. Но, если, например, у человека есть капитал от родителей, схема примерно та же. Он должен научиться делать бизнес, иначе капитал постепенно закончится, а он так и не научится его множить, и других навыков тоже не приобретет, поскольку у него ведь был капитал и было на что жить. То есть большой аванс — вещь коварная, он лишает стимула развиваться.
Но это не значит, что аванс отнимает чего-то, нет, он дает, но одновременно он обладает расслабляющим эффектом как всякое дармовое благо. Тем не менее любое благо — это именно благо, а не зло. Поэтому доходить в своих рассуждениях до того, что красивые девочки оказываются в худшем положении, чем некрасивые, поскольку имеют больше искушения стать содержанками и бездельницами, все-таки лишнее. Это то же самое, что начать всерьез жалеть детей богатых родителей и завидовать бедным, что у тех больше вынужденности. На самом деле, аванс имеет плюсы, но имеет и минусы. Если минусы знать и предотвращать, останутся одни только плюсы.
Чем старше становится женщина, тем меньше желающих познакомиться с ней. Это верно лишь в том случае, если женщина не прокачала ресурс имиджа. Если прокачала, то количество восхищенных поклонников будет возрастать пропорционально силе прокачки. Но так как большинство ресурсы все-таки не прокачивают, в молодости внимания и симпатии больше, чем потом. Если женщина, находясь в возрасте Селены, подключила и хотя бы немного прокачала ресурс любви, постепенное снижение внимания будет ей вполне комфортно.
Ресурс любви дает очень большую избирательность желаемого внимания. Если же ресурс любви очень актуален, но совсем не прокачан, женщина может начать актуализировать ресурс имиджа все больше, и если ей не удастся его прокачать, здесь и начнется то, что очень часто называют «женский кризис 30 лет». Чем ближе к этой дате, тем страшнее и противнее жить, особенно если не подключен ресурс работы, и нет детей. Но если есть дети, а в любви ноль и имидж не прокачан, женщина тоже чувствует себя довольно плохо, хотя уже рожденные дети отодвигают критическую границу, иногда лет на десять.
Что такое прокачанный ресурс имиджа? Как сказала в какой-то передаче Рената Литвинова (а она может быть в какой-то мере образцом человека с прокачанным имидже): «Я не красивая, я просто так делаю, и вы тоже так можете». Она имела в виду вот это обретение целостности и синтез трех величин: характера, тела, стиля. В идеале каждая из величин должна быть максимально развита, но главное это — синтез, гармония и синергия всех частей, их сочетание должно быть больше, чем сумма, и иным.
То есть хорошо, когда тело не имеет явных недостатков, но и уродливое тело, совмещенное с характером через очень правильно выбранный стиль (одежду, речь, манеры, аксессуары), может рождать имидж, который будет останавливать внимание и заставлять запоминать этого человека. Задача имиджа — сделать человека уникальным, направляющим к себе чужую энергию, но при этом вызывающим позитивные эмоции, поэтому эксцентризм не лучший метод.
Идеальный имидж почти не заметен, в том смысле, что не ясно из каких частей он состоит, что в нем такого особенного, но при этом не дает оторвать глаз от человека, запечатлевает его образ, заставляет выделять этот образ при прочих равных, тянуться к нему. То есть идеальный имидж обладает магнетизмом и собирает позитивное внимание к себе. Немного негативного тоже иногда не повредит, но здесь должна быть мера как в острых и горьких приправах.
Я продолжу тему женской инициации, она очень большая, но уже на этом примере видно, чем отличается девочка от женщины. Юности свойственна заурядность. Дети мучительно боятся отличаться от сверстников, подростки тоже не любят выделяться, разве что в рамках кружка субкультуры, когда есть поддержка своих. Иногда подростки наоборот устраивают бунт и хотят отличаться, но это выглядит надрывно и чаще всего безобразно, именно потому, что имидж подростка не может быть прокачан, за исключением каких-то особых случаев.
Подросток должен находиться под влиянием, пропускать через себя социальный поток, ему нужно поменьше «своего», поскольку он еще не набрал чужого, не впитал в себя то, что еще должен впитать. В этом суть подростковой пластичности и ее очарование. Всех завораживает потенциальная энергия, и это правильно. Но в этом же и минус имиджа молодых девочек. Они действительно прекрасны — и чаще всего похожи на тысячи других.
Плохо, когда взрослая женщина так же похожа на тысячи других, но теперь еще и немолодых женщин. Она утратила то, что имела, но ничего не приобрела. К счастью, некоторые женщины к взрослому возрасту приобретают свой собственный стиль, свою самобытность, и это не пустые слова. Пустые, когда за «самобытностью» не стоит ни «самости», ни какой-то реальной «бытности», но когда стоят, это действительно создает очень сильный магнетизм и заставляет людей влюбляться в этот образ.
Необязательно иметь имидж, прокачанный до степени магнетизма, но даже небольшая прокачка имиджа уже способна конкурировать с тем, что называют «очарование юности», поскольку второе — коллективно, а не индивидуально. Это как сравнить авторскую роспись чашек с фабричной штамповкой. Но внимание, авторская роспись — не значит бездарная мазня. В этом случае любая аккуратная фабричная чашечка, конечно, симпатичней.
Материал изначально опубликован в блоге психолога Марины Комиссаровой. Остальные ее статьи по данной теме можно прочитать там же.