Продолжая ранее начатую работу по возвращению к собственному Я, мы сегодня поговорим о ментальных ловушках. В своей книге «Ментальные ловушки» Андре Кукла, философ и психолог, описал 11 ментальных ловушек. Существуют и более подробные градации, насчитывающие 20-30 наименований, однако все они сводятся к тем самым 11.
Ментальные ловушки – это дороги, по которым безрезультатно мечутся наши мысли, отнимая время, энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас, ни для нашего окружения. Создавая мысленные картины и образы, мы мешаем себе жить и радоваться жизни.
Жил-был старик со старухой; был у них сынок Лутоня. Вот однажды старик с Лутонею занялись чем-то на дворе, а старуха была в избе. Стала она снимать с гряд полено, уронила его на загнетку и тут превеликим голосом закричала и завопила. Вот старик услыхал крик, прибежал поспешно в избу и спрашивает старуху: о чем она кричит? Старуха сквозь слёзу стала говорить ему:
— Да вот если бы мы женили своего Лутонюшку, да если бы у него был сыночек, да если бы он тут сидел на загнетке, — я бы его ведь ушибла поленом-то!
Ну и старик начал вместе с нею кричать о том, говоря:
— И то ведь, старуха! Ты ушибла бы его!..
Кричат оба что ни есть мочи! Вот бежит со двора Лутоня и спрашивает:
— О чем вы кричите?
Они сказали, о чем:
— Если бы мы тебя женили, да был бы у тебя сынок, и если б он давеча сидел вот здесь, старуха убила бы его поленом: оно упало прямо сюда, да таково резко!
Сказка «Лутонюшка»
Ментальные ловушки не связаны с содержанием мыслей или идей, а кроются в форме: продуктивно или непродуктивно мы думаем о различных темах, будь то бытовые или профессиональные дела. Избавляясь хотя бы от части ментальных ловушек, мы обнаруживаем, что проблемы в нашей жизни становятся менее сложными. В ментальные ловушки современный человек попадает постоянно, растрачивая силы и время, ресурс которых ограничен, а повернуть жизнь вспять невозможно.
За определением ментальных ловушек стоит основная идея, сформулированная в Ветхом Завете:
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
(Еккл.3:1-8)
Если мы не умеем вовремя начинать дела, бросаем их рано или слишком поздно, то терпим неудачи, несмотря на то, что могли бы достичь цели. Неумение делать дело в нужное время и самым лучшим способом становится тем самым клише, из которого и состоит суть ментальной ловушки. Оглянитесь по сторонам, внимательно посмотрите на свое окружение, и вы обязательно вспомните человека, который вечно запаздывает по всем направлениям: по его словам он (она) родился не в тот век, не в той стране, и учебное заведение не то, и избранник не тот…
Такой человек находится во власти метальных ловушек, и каждый из нас не избежал данной участи, просто на чужом примере это нагляднее смотрится.
Но если они так вредны, то почему мы в них регулярно попадаем?
- Мы чаще всего не осознаем, о чем же думаем на самом деле?
- Не осознавая своих мыслей, мы, естественно, не признаем их тлетворного влияния.
- Даже если и осознаем, то чаще всего не можем остановиться в силу привычки заполнять голову мысленной жвачкой.
Вначале мы опишем основные ментальные ловушки, а затем дадим советы о том, как выявлять и обезвреживать ментальные ловушки.
Упорство – смысл этой ловушки в том, чтобы продолжать процесс выполнения какого-либо дела, даже если оно потеряло свою значимость.
Эти бы усилия, да в мирных целях – говорим мы иногда, наблюдая чей-либо бессмысленный процесс. Нередко приходиться наблюдать: в процессе какой-либо дискуссии по животрепещущим вопросам, оппонент, подготовив опровержение к словам выступающего, не может остановиться даже тогда, когда выступающий согласился с его позицией и предлагает прекратить затянувшиеся прения. Оппонент считает, что необходимо довести дело до логического конца (хотя задача уже выполнена) и приводит все новые и новые подтверждения своей позиции, изрядно наскучив этим всем присутствующим.
Амплификация – смысл этой ловушки заключается в том, что мы в процессе достижения цели вкладываем усилий намного больше, чем необходимо.
Для подготовки к сдаче экзаменов в выпускном классе родители нанимают репетитора с кандидатской или докторской степенью, тратя немалые деньги на это.
Девушка приехала в Санкт-Петербург на 2 дня с огромным чемоданом, наполненным разными вещами, утверждая, что ей может понадобиться все.
Желание заработать больше денег, чем человек может потратить, тоже ловушка, если в основе лежит только желание удовлетворения материальных потребностей.
Фиксация – ловушка, в которой движение человека к цели заблокировано чем-либо. Это состояние ожидания, которое может длиться сколь угодно.
Я не могу уйти в магазин, пока не дождусь звонка от мамы; девушка не может приступить к написанию курсовой – нет вдохновения и т.д.
Одной из разновидностей фиксации является беспокойство. Беспокойство отнимает силы, порождает в воображении чудовищные ассоциации и не дает человеку ничего, кроме жалости к себе и полного бессилия. То, о чем мы беспокоимся, может произойти, а может и не произойти, но мы не позволяем себе жить в настоящем, беспокоясь о будущем.
Реверсия – ловушка, в которой мы оказываемся в момент, когда наши планы потерпели неудачу, а мы никак не можем, не хотим перестроиться, хотя все ходы исчерпаны, время ушло, но проблема нас все также продолжает волновать. Эта ловушка противоположна предыдущей, там мы стремимся приблизить будущее, а здесь вернуть прошлое. Это болезнь «мне надо было», от которой человек должен излечиваться сам, в отличие от фиксации, где может излечить время.
Мне надо было похудеть, стать более сговорчивой, более мягкой, лучше готовить, тогда бы он от меня не ушел… такие мысли преследуют многих женщин, переживших развод. Кто-то по истечении времени восстанавливает самоуважение, а кто-то едва ли не до конца жизни терзается, «за что со мной так поступили», и ищет доказательств собственной вины.
Опережение – ловушка преждевременности. Мы начинаем дело раньше, чем это необходимо и в результате часть времени и сил потрачена впустую.
Мы купили билеты на фильм за неделю до сеанса, а в день сеанса услышали негативное мнение друзей о фильме, подкрепленное опубликованными рецензиями. На фильм решили не идти, но билеты остались на руках и деньги были потрачены впустую.
Поступая в первой волне в колледж, юноша набрал 18 баллов, как сказали в приемной комиссии, проходной балл на бюджет будет выше и потому нужно поторопиться с подачей документов на внебюджет. Юноша попросил родителей не торопиться и дождаться результатов второй волны, однако те дрогнули и документы переложили на внебюджет. По результатам второй волны, проходной балл был 17,5, но учиться пришлось на внебюджете, такая преждевременность обошлась семье в круглую сумму.
Противление – это ловушка, в которую человек попадает в момент занятия каким-либо делом, когда срочно нужно переключить внимание.
Мы убираем посуду после ужина и замечаем, что хлеба на утро, для завтрака, не осталось. Магазин закрывается через 20 минут, но до него идти минут 10, вместо того, чтобы оставить недомытую посуду, мы начинаем спешить с ее помывкой и только потом отправляемся в магазин, который закрывается перед самым нашим носом.
Мы запланировали уборку в выходной день и половину уже переделали, как звонят друзья и приглашают в гости, и, вместо того, чтобы отложить уборку, мы отказываемся от встречи с друзьями.
Затягивание – эта ловушка известна почти всем. Нам необходимо приступить к какому-либо делу, но мы все оттягиваем момент его начинания.
Необходимость написать деловое письмо вдруг вызывает непреодолимое желание вначале прибраться на столе. Как результат, мы откладываем написание письма, прибираемся и затягиваем процесс на более долгий срок.
Не последнюю роль в действиях этой ловушки играет отвращение к данной работе, в которой вы себе не признаетесь. Но бывает и так, что работа вас удовлетворяет, радует, но затягиванию способствует груз уже начатых, но не завершенных дел, проектов.
Особенно склонны к затягиванию люди перед началом значительных дел: написания дипломного проекта, кандидатской диссертации. Вроде бы все данные собраны, нужно только начать написание и оформление работы, вот здесь и начинается самое удивительное. Охватывая мысленно весь проект от начала до конца, человек пытается решить, а стоит ли приступать к нему и заканчивать, ведь для его выполнения требуется времени значительно больше, чем на какие-то другие дела.
Разделение – в эту ловушку попадает человек, пытающийся делать несколько дел сразу. Хотя известно, что в определенный отрезок времени можно хорошо выполнять только одно дело, направив на него все внимание, люди нередко пытаются стать современными Юлиями Цезарями, который писал, читал и разговаривал в одно время. Может ему это и удавалось, но современному человеку, одновременно пытающемуся в уме решить проблему инвестирования свободных денег и поддерживающему беседу с кем-либо, не удается выполнить ни то, ни другое. В общение он привнесет ничего не значащие банальные мысли, лишь бы поддержать разговор, а размышление о вложении денег будет свернуто.
Ускорение – ловушка, в которую мы попадаем, выполняя что-либо с большей скоростью, чем нужно. Данная ловушка является зеркальным отражением затягивания. Там мы никак не можем взяться за дело, а в этом случае, наоборот, спешим покончить с ним. У ускорения существуют как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные: 1. Быстрее заканчивается выполнение неприятного дела; 2.Быстрее достигается преследуемая цель; 3. Можно перейти к выполнению дела интересного.
Отрицательные: 1. Большая вероятность при спешке наделать ошибок; 2. Сама работа становится еще более неприятной из-за действия спешки.
«Поспешишь — людей насмешишь» — пословица как раз об этом.
Многие студенты стремятся с 1-го курса устроиться на работу, чтобы начать получать деньги на реализацию своих материальных потребностей. Переползая с курса на курс со средним баллом 3, они мечтают о том дне, когда можно будет не появляться больше в вузе, а делать карьеру, что представляется крайне увлекательным делом. Но в этом процессе они не получают знаний, да и сам процесс обучения раздражает, так как отвлекает от работы. И они спешат, спешат куда-то вперед, забывая, что существует время для получения знаний, время для создания семьи, для строительства карьеры и т.д. Они боятся не успеть, и чаще всего действительно не успевают, потому что за ускорением не замечают самой жизни.
Регулирование и формулирование – две схожие ловушки, посредством которых мы формируем отношение к предметам, которые никак не соотносятся с нашей жизнью, и принимаем решения. Эти ловушки позволяют нам запудривать мозги тем, о чем можно вообще не думать.
В ловушке регулирования мы предписываем себе поведение в какой-либо ситуации, а в ловушке формулирования мы непрестанно проговариваем какие-то мысли, вместо того, чтобы просто наслаждаться процессом.
Усаживаться обедать, не потому что голоден, а потому что наступило время обеда; отдыхать не потому, что устал, а потому что в ежедневнике записано отдых с 19.00 – 20.00 — ловушка регулирования.
Вы гуляете на озере, ветер шевелит траву, по водной глади качают головками водяные лилии, и вместо того, чтобы просто любоваться тем, что вас окружает, начинается поток затертых фраз «Красота», «Прелесть», «Нет, ты только посмотри» — ловушка формулирования вступает в свои права.
Рассмотрев основные ментальные ловушки, заметим, что все они так или иначе связаны друг с другом. Современный человек, по мнению А.Кукла, большую часть своего времени находится под влиянием этих ловушек. Но в жизни каждого человека бывают мгновения, когда ментальные ловушки как бы отходят на второй план, исчезают, и он, испытывая необыкновенную легкость во всем теле, радость в душе, ощущает, как настоящее заполняет всё его сознание, оставляя далеко прошлое и неясное будущее. И в этот миг в мире нет ничего, что могло бы смутить человека и расстроить его состояние. Но проходит совсем немного времени, он вдруг опять погружается в пучину уже знакомых проблем. Возможно ли вернуть тот миг счастья и оставаться в нем? Об этом мы поговорим в следующий раз, а сейчас домашнее задание.
Как и в прошлые разы, вам необходимо уединение и тишина. Что делаем? Просто сидим и спокойно наблюдаем за тем, какие мысли приходят в вашу голову. Не прерывайте их, просто наблюдайте. Это наблюдение позволит вам увидеть, как мысли появляются и развиваются без вашего участия, и укажет момент, когда мысли будут давать крен в ту или иную ментальную ловушку. Двадцать минут наблюдений в день дадут вам очень интересную информацию, а также позволят раскрыть стиль работы ментальных механизмов.