Продолжаем наше путешествие к своему истинному Я. Подготовительные шаги выполнены: инвентаризация проведена, «утренние страницы» пишутся, творческие свидания освежают взгляд, и мы переходим к более сложным шагам. Сегодня мы поговорим о тех моментах жизни, которые стали определяющими в формировании вашего Я и самооценки.
Какой бы серой, неинтересной ни казалась вам ваша прошлая жизнь, в ней есть моменты, которые вы помните до ярчайших подробностей. Вы даже в состоянии вспомнить эмоции, царившие в душе в те мгновения. Эти определяющие моменты нам необходимо определить: одни из них положительно повлияли на вашу самооценку, а другие, наоборот, нанесли по ней сокрушительный удар.
«Я всегда любила свою школу, потому что, кроме церкви, это было единственное место, где меня, растущего ребенка, ценили как человека. Я любила книги. Они были моим убежищем, способом поверить, что я могу стать тем, кем захочу, и смогу сделать то, что захочу. Книги раскрывали передо мной безграничные собственные возможности. В третьем классе наша учительница дала задание: прочитать книгу «Правда Кэтти Джон» и написать по ней сочинение, на все выделялось две недели.
Я справилась с заданием меньше, чем за неделю. Учительница была горда и моей работой, и тем, как она быстро выполнена, и много говорила об этом и перед нашим классом, и перед другими учителями. На следующий год новая учительница сказала мне: «О, я знаю, ты – та девочка, которая быстро читает и пишет прекрасные сочинения». В этот самый миг, в моей душе произошел переворот, и я стала другим человеком. В моей голове образовалась важная и устойчивая связь, что именно потому, что мне понравилась книга, удалось быстро и хорошо справиться с работой. В моей тогдашней недоразвитой самооценке появились первые светлые пятна – делай то, что любишь, и жизнь будет намного легче.
Этот момент подпитывал меня и тогда, когда мне, чернокожей девочке с Юга, говорили, что я и мечтать не могу, чтобы выбрать карьеру телевизионного репортера. Когда появилась возможность вести ежедневное утреннее ток-шоу, окружающие говорили, что у этой чернокожей девчонки с лишним весом ничего не выйдет, но голос в моей душе шептал – я могу, потому что я это люблю.
Я думаю, что пример Опры Уинфри убедил вас в том, что определяющие моменты жизни очень важны и оказывают серьезное влияние на наше внутреннее поведение, эмоциональные реакции на события, происходящие с нами.
Итак, упражнение, которое будет вам предложено сегодня, направлено именно на то, чтобы выявить в вашей жизни такие моменты. Для того, что бы упражнение принесло пользу, потребуется вспомнить в мельчайших подробностях важные события и описать их точно, чтобы получить исчерпывающую информацию. Не пугайтесь, их наберется не очень много, 7 – 10 определяющих моментов за жизнь, и большая их часть будет сосредоточена в промежутке между рождением и 30 годами. Становясь старше, мы более скептически относимся к чужому мнению в отношении себя, потому таких моментов во взрослых периодах меньше.
Разбейте ваш возраст на несколько отрезков и начинайте работу с первого из них.
Возраст от рождения и до 7 лет
Это время общения в семье, первый опыт дружбы и ссор в детском садике. Постарайтесь вспомнить о событиях этого периода, встав на позиции «третьего лица», наблюдайте за прошедшей жизнью как сторонний наблюдатель. И пишите. Если в памяти не возникают образы, то это ещё не значит, что их нет. Они придут обязательно, просто поработайте над этим.
Фраза из разговора мамы и бабушки о том, «какая у нас Машенька страшненькая», нечаянно услышанная девочкой в 5 лет, оказала на нее негативное влияние. В течение долгих лет девочка была убеждена в своей непривлекательности, выскочила замуж за первого, кто позвал, а на комплименты со стороны обижалась, уверенная, что над ней издеваются. Муж, быстро определив болевую точку, бил по ней аккуратно и регулярно, объясняя Марии, что она должна благодарить его за то, что он на такой дурнушке женился. После тяжелого развода ей потребовался почти год на восстановление и принятие себя.
Возраст от 7 до 14 лет
Это период, когда ребенок переступает порог школы, начинает исповедоваться (если он из религиозной семьи), контактировать с большим количеством своих сверстников, стремясь занять свое место среди них. На первое место начинают выходить друзья, а мама с папой отходят на второй план. На этом отрезке времени, происходит много событий, определяющих последующую жизнь, и потому – вспоминаем, записываем и анализируем. Нам не нужны все события, а именно ключевые.
Девочке было десять лет, когда она столкнулась со смертью. До того момента вопросы жизни и смерти её не касались, но когда умер любимый пес, с которым они родились в один год и росли вместе, она осознала конечность жизни. Ужас, который она испытала описать сложно, но когда перед сном закрывала глаза, пытаясь представить, что значит не существовать, глаза заливались слезами, и жалко было себя до невозможности. Это продолжалось несколько месяцев, а потом периодически повторялось в течение нескольких лет. Как она сама рассказывает: «В душе я умирала столько раз, что в какой-то момент, повзрослев и приняв христианство, примирилась с нашей смертностью и начала жить».
Возраст от 15 до 22 лет
В этот период подросток учится быть взрослым, ищет свою дорогу в жизни, складываются отношения с противоположным полом. Сложный период, характеризующийся юношеским максимализмом, завышенными требованиями к себе и близким, ранимостью, обидчивостью. Любые сомнения со стороны друзей и близких в качествах, значимых для подростка, могут нанести ущерб его самооценке и повлиять на развитие истинного Я.
Возраст от 23 до 40 лет
Это период становления человека как гражданина и члена общества. Как правило, здесь мы создаем семьи и учимся брать ответственность на себя за свою работу, семью. Сталкиваясь в этот период с нехваткой знаний по многим жизненным вопросам (воспитание детей, отношения между женой и мужем, самовоспитание), мы пересматриваем свое отношение к родителям и можем увидеть свое прошлое в новом свете и с неожиданной стороны, не так, как всегда воспринимали.
Возраст от 41 до 55 лет
В европейских странах считается самым плодотворным. К этому времени человек состоялся как профессионал, он неплохо устроился в жизни и знает, чего он ждет от будущего. Дети, как правило, к этому периоду вырастают, и человек, выполнив немалую часть обязательств перед обществом, может уделить внимание самому себе – получить новое образование, путешествовать.
Возраст 56 и старше
На этом отрезке кто-то уходит на пенсию, кто-то готовится к ней, и вот человека начинают посещать мысли об отстранении от ответственности перед семьей и обществом. Увеличивается количество заболеваний, начинают уходить жизненные силы.
Итак, мы определили возрастные границы, и проработать их нужно друг за другом, начиная с момента рождения. Ну, конечно вы понимаете, если вам только 30 лет, то и работать нужно в этих границах – от момента рождения и до вашего возраста, дальше забираться не нужно, вы там еще не жили.
Для выполнения упражнения лучше всего завести толстую тетрадь формата А4, которая будет предназначена только для вашего пользования.
В процессе работы не обязательно отвечать на все вопросы сразу, это можно делать постепенно, продвигаясь, шаг за шагом, от возраста к возрасту. Однако выполнение сегодняшнего упражнения требуют полной концентрации и сосредоточенности, честности перед собой. Выберите место и время, когда вам никто не будет мешать – и в добрый путь!
Опросник
Чтобы описать событие как можно подробнее, важно успокоиться и окинуть еще раз мысленным взглядом само событие, детали, погрузиться в него, изучить себя и свои чувства внутри этой истории, и – приступить к её описанию.
- Сколько вам лет? Где вы находитесь?
- Кто находится рядом с вами в этот момент?
- Что происходит в этом событии, что делает его значительным для вас?
- Какие эмоции вы испытывали в тот момент? Страх, злость, одиночество, радость?
- Вы могли бы изменить ту ситуацию, если бы она произошла сегодня?
- Какой физический или умственный опыт вы вынесли? Вам грустно? Вы счастливы? Какие запахи вы ощущаете? Какими красками переливается ситуация в вашей душе?
- Чтобы бы вы сказали, если бы могли говорить в тот момент?
- Что вам необходимо в данный момент, когда вспомнили это событие?
Эти вопросы вы будете применять ко всем событиям, которые будете вспоминать и описывать дальше. Описав событие, задайте себе еще несколько вопросов:
- Какие эмоции переполняют вас сейчас, когда вы вспомнили событие? Вам стыдно? Вам радостно? Вас до сих пор тяготит обида?
- Какие качества вы приобрели в результате этого события (если оно было положительным) или потеряли (если оно было отрицательным)?
Предложенная работа призвана выявить все ключевые моменты, которые оказали серьезное влияние на ваш жизненный опыт и развитие вашей личности.