«Дети слушаются только счастливых родителей»

История Ольги Еременко мамы, занявшей 2 место в конкурсе рассказов «Чему меня научил мой ребенок» на Матронах.

Когда-то давно, когда материнство было для меня призрачной несбыточной мечтой, практически утопией, не менее трех независимых друг от друга женщин высказали мне свой взгляд на материнство: «С рождением ребенка голова (мозги/жизнь/мировоззрение) поворачивается на 180 градусов». На просьбы объяснить в деталях, каково ходить со свернутой шеей, возводили глаза к небу: это тебе не понять. Пока не родишь.

Эти слова запали мне в душу, и к желанию иметь сына (да, именно сына, чтобы прохожие смотрели на нас и ахали: «Ах, какой парень!») примешивалось любопытство: как же у меня будет проходить сей обязательный разворот сознания?

Родила я достаточно поздно. Поскольку в силу профессии (я практикующий педиатр) таких проблем, как колики, «что у него болит?», «доктор, а это опасно?», — у меня не было, то я не забывала периодически «проверить голову»: не повернулась ли? Первые полгода, все было как обычно, а потом… в один прекрасный день, не помню когда, не помню почему, но я поняла, что смотрю совсем в другую сторону.

Как я это обнаружила? По сути, ответ заключен в вопросе: чему научил меня мой ребенок? Шоком стало то, что ребенок учит меня, а не наоборот.

Не воспитывайте ваших детей, воспитывайте себя.

Каким я представляла себе сына? Ах, да: какой парень! Подтянутый, аккуратный, коммуникабельный, уверенный, великодушный, чуткий, сильный… список можно продолжать долго.

Вижу снисходительную улыбку  педагогов, психологов и просто опытных матерей. Да, я все понимаю, что требую невозможного, иногда взаимоисключающего. Но мой четырехлетний опыт матери единственного ребенка (ну, не смейтесь) пока говорит о том, что дети — это наше зеркало. Не кривое, нет. Правдивое. Поэтому прежде чем требовать, даже в мечтах, чего-то от своего ребенка, надо, чтобы у вас самих это вошло в привычку.

Например, раз уж вы решили воспитать Джеймса Бонда, то попробуйте для начала сами вставать сразу, не переводя будильник «еще на десять минут», не оставлять посуду в раковине на ночь, доводить начатое до конца.

Мой ребенок заставил меня посмотреть на себя со стороны. И постоянно учит тем вещам, которым я хотела бы научить его. Наверное, в этом и состоит польза материнства.

Счастье — это когда в тебя верят.

Какие самые страшные страхи у большинства современных матерей по поводу будущего своих детей? Ничегонеделание (с вариациями), зависимости (не только алкогольная и медикаментозная). От себя еще добавлю: «хороший человек без стержня».

Почему это случается? Сложно сказать, психологи об этом труды пишут. Я не психолог. Но мне кажется, что главная причина в том, что в человека когда-то не поверили, не дали заряда оптимизма. Не сказали простых слов: «Дерзай, у тебя все получится». Вместо этого вечно предостерегали: «Уронишь!», «Рубашка новая!», «Дай, я сама!», «Не ходи по кустам — там змеи!», «Это так опасно, лучше ходи в бассейн!».

Казалось бы, что тут такого? Для кого-то может и ничего. Но все начинается с мелочей. Самому сделать проще — поддерживать и вселять оптимизм сложнее. Доверить четырехлетке донести банку с вареньем. Соорудить пятилетнему (а заодно и себе) экипировку для исследования близлежащего оврага. Отвести в секцию самбо (последнее пока не пробовала).

Вспомнился эпизод из биографии Агаты Кристи, точнее, кульминация — ее превращение в известную писательницу. Все близкие были поражены, приятно взволнованы, взбудоражены внезапно обрушившейся на нее известностью. Все близкие, кроме самого близкого человека — мамы. Последняя не была ни поражена, ни взбудоражена. Ее дочь стала известной писательницей, и издатели платят ей целое состояние за одну повесть? Ну и что? Разве с ее Агатой могло быть иначе?

Думаю, что при таком педагогическом подходе не могло. Да, оговорюсь сразу, у миссис Миллер была «действенная вера». Именно она принесла гриппующей дочке тетрадь и карандаши со словами: «Чем просто лежать, попробуй написать рассказ».

Говорят, что счастье, это когда тебя понимают. Наверное. Не знаю. Для меня счастье — это когда в тебя верят. С самого раннего детства, начиная с мелочей. Верят в то, что ты лучший. Что у тебя все получится, даже если не получается сейчас. В то, что можешь сделать первый шаг без маминой поддержки. Что не упадешь в лужу и не разобьешь чашку. В то, что ты можешь читать лучше всех в классе. Что ты сможешь в двенадцать лет сама погладить платье и сшить юбку. Что в пятнадцать лет (и в сорок) можешь мыслить как сложившаяся личность. Верят, что ты достоин многого, потому что многого можешь достичь.

Ведь это так просто. Для этого не надо никаких капиталовложений, престижного образования, это даже не требует много времени. Просто верить. За что нас презирают наши дети? За то, что мы в них не верим и поэтому пытаемся прожить за них жизнь. Почему дети иногда бывают жестоки? Потому что не верят в себя. А человек, не верящий в себя, несчастен и не может никого сделать счастливым.

Фундамент взрослой личности — это самостоятельность. А самостоятельным может стать только тот человек, в которого однажды поверили, что он может сам. Не важно что. Он может.

Чему научил меня мой ребенок? Оптимизму. Потому что без него воспитание теряет смысл. Конечно, если быть честной, еще не научил. Я только в начале пути. Учусь дерзать. Верить в себя и в родных мне людей. Иначе я бы никогда не решилась бы написать эту статью.

«Дети слушаются только счастливых родителей»

Самый действенный метод воспитания — игра. А самая действенная игра — жизнь!

Увы. Потому что я «книжный ребенок, не знавший битв». Мне легче было бы почитать книжку или отвести в музей. Я неохотно выхожу в мир. Но жизнь проходит не в книгах. И познать жизнь, копаясь в прошлом, можно лишь отчасти. И чтение только отчасти «лучшее учение». Не спорьте. Я прочла в своей жизни слишком много книг. Только с появлением ребенка ко мне пришло осознание: учить надо жизни. И играть в жизнь. Лазать по деревьям. Ориентироваться в лесу. Кидать камни в лужу. Строить шалаши. Разводить костер. Половину из этого я уже умею. Вторую половину собираюсь освоить. В планах попробовать какой-нибудь хэнд-мейд, посетить археологические раскопки и… много чего. Но прежде всего —начать жить самой. Здесь и сейчас.

Мой ребенок учит меня жить реальной жизнью

Выбраться из скорлупы

Так каким я хочу видеть сына? Сильным, волевым. А основной признак сильного человека — умение договариваться. Уметь давать и уметь принимать. Я не умею из этого ничего. Я вспыхиваю, кричу, плачу, топаю ногами.  Возможно, дело в авторитарном воспитании. Это неважно. Надо жить сегодняшним днем, тем более, что у меня появился шанс на «вторую попытку». Теперь я могу повторить все с нуля. Я учусь разруливать конфликты в песочнице, не размахивая лопаткой. Открытием для меня стало, что для налаживания конструктивных принципов общения во взрослом и в детском коллективе действуют одни и те же принципы: не бояться, не унижать, интересоваться собеседником.

Ребенок учит коммуникабельности.

Дети слушаются только счастливых родителей

Кому-то эти слова покажутся жестокими. Кто-то не согласится. Но я считаю так. Современная педагогика гласит, что конструктивным может быть только авторитетный стиль воспитания (в противовес авторитарному и расслабленному). А несчастный человек априори не может быть авторитетом.

Быть счастливым не значит быть богатым, не значит сделать головокружительную карьеру. Счастливый человек принимает жизнь и учится выбирать из нее счастливые мгновенья. Мой ребенок учит меня радоваться моему дому, моей работе, моим знаниям, теплому сентябрьскому дню, поддержке родного человека.

Я научилась находить счастье в простых вещах.

Ребенок учит доверять Богу

Одна известная артистка на вопрос о причинах отсутствия у нее детей ответила: «Так ведь ребенок — это вечный страх». Это правда. Каждой матери знаком этот червячок беспокойства, который поселяется в ней с момента рождения первенца. Кто-то говорит, что с последующими детьми животный страх за потомство уменьшается. Я не знаю. У меня только один сын. И могу сказать одно: если бы я была атеисткой, то после появления ребенка стала бы верить в Бога. Потому что только вера (в смысле доверия) способна вдохнуть в этот животный страх искру разума.

Ребенок учит меня учиться доверять Богу. Я не могу сказать «научил».

Чему учит меня мой ребенок? Всему. Правда. Ведь я должна научить его всему, чтобы он потом научился у меня. Терпению, усидчивости, смирению, смелости, искренности, сдержанности… всего не перечесть. Но если бы меня все же попросили выделить два главных навыка, которым научил меня мой сын, то я бы выбрала доверять Богу и быть счастливой.


www.matrony.ru